Главные вкладки

    Роль школы в поддержке семейного воспитания.
    статья на тему

    Данная статья может быть интересна учителям начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_shkoly_v_podderzhke_semeynogo_vospitaniya.docx20.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль школы в поддержке семейного воспитания.

    «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается   солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца».

                                                                                                                              В. А. Сухомлинский

    В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность, так как на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей, близких людей  играют существеннейшую роль в жизни каждого человека, так как именно в семье у него формируются модели будущей жизни.

             Родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

    Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе.Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми - вот основа родительского авторитета.

    Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить . Возникает вопрос: каким образом можно строить это общение?

    Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа -- семья -- ребенок. Родители должны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по линии постепенного развития.

    Основным инструментом, позволяющим повысить роль семьи в выполнении ее основных функции является социально-педагогическая работа. Школа и семья, в современном мире должны быть сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия.

    Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы и ее служб, ориентированных на поддержку семьи. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми.И ведущая задача здесь - правильная организация взаимоотношений «семья - ребенок - педагог» на всем протяжении воспитательно-образовательного процесса.

    Поэтому, считаю, что целесообразно большую часть воспитательного процесса организовывать совместно  с родителями и учащимися, а возникающие проблемы  решать сообща, для того, чтобы прийти к согласию, учитывая интересы друг друга, и объединить силы для достижения достаточно высоких результатов.

    Не всегда родители  сразу откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними и  проявляютинтерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка, поэтому свою работу я начинаю  с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает своего учителя, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, опираясь на родителей-единомышленников,стараюсь вовлекать в процесс остальных родителей, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

    Существуют различные формы взаимодействия педагога и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения. Я считаю, что в работе целесообразно использовать сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

    Кратко охарактеризую наиболее используемые в работе коллективные формы взаимодействия с родителями.

    -Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. В этом случае  собрание больше похоже на беседу, двусторонний обмен мнениями и идеями, на  совместный поиск.  Главное условие успешности - собрание  не должно походить на длительный монолог учителя.Эффективным способом повышения творческой активности участников собрания является способ включения их в совместную исследовательскую деятельность. Например, родители проводят целевое наблюдение за своими детьми, а результаты обсуждают на собрании.В результате этого родители и педагог решают, как нужно построить совместную деятельность по устранению и преодолению выявленных недостатков и закреплению положительных моментов.

    - Индивидуальные  и коллективные тематические консультации, на которые приглашаю психолога, педагога дополнительного образования, педагога по внеурочной деятельности учителей-предметников и т.п.  При этом важно помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям.

     - « Собрание – отчет», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей.

    -  Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях.

    -Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

    - Привлечение родителей к организации экскурсий,подготовке  праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

    Важное место во взаимодействии школы и семьи  в классе занимает организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно-досуговой направленности.

    Формы организации этой деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников («День матери», «День птиц», « Рождественские посиделки»), игровых семейных конкурсов-состязаний («Семейные старты»). Совместно с родителями и детьми была оформлена выставка осенних букетов, проведены игры и конкурс на лучшее исполнение стихов и песен об осени.

    Общение педагогов с родителями  всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия.

     Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы. Одна из таких новых форм – проектная деятельность.

     Участвуя в проектной и исследовательской деятельности, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В проектной или исследовательской работе  принимают участие  педагог, дети  и родители как  активные участники процесса.

    Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.

    Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

    Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Преимущества совместной проектной деятельности:

    1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

    2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей

    3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

    4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

     Родители приняли активное участие в создании исследовательских работ на  разнообразные темы: 

    Итоговым мероприятием было участие в школьном фестивале проектных  и исследовательских работ, где мы заняли  первое и второе место.

    Также часто применяю в своей работе индивидуальные исследовательские проекты, которые были представлены на районных и региональных  конференциях « Паруса науки» и «В науку первые шаги».Еще одним совместным проектом с родителями и детьми явился проект по патриотическому воспитанию «Славянка – территория мужества».. Этой информацией мы поделились с детской библиотекой.

    Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

    Современная школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье. И необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей.

    Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника

    выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...

    Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"

    Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...

    Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

    В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

    Роль семейного воспитания в начальной школе

    «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньшезла и как можно больше добра»Л.Н. Толстой ...

    Роль семьи и условия семейного воспитания

    Одной из главных функций семья является воспитание детей.Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям....

    Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

    Данный материал поможет учителю начальных классов провести родительское собрание....

    Роль школы и семьи в воспитании детей

    Статья на тему "Роль школы и семьи в воспитнаии детей 7-10 лет"...