Конспект классного часа "Я-под защитой и я-в ответе"
план-конспект на тему

Шерстобитова Инна Эмильевна

Мероприятие по правовому воспитанию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-pod_zashchitoy_i_ya-v_otvete.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект классного часа «Я- под защитой! И я- в ответе!»

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с ООН, показать его роль и значение в мировом сообществе;
  • продолжить знакомство с Конвенцией « О правах ребенка»;
  •  продолжить знакомство учащихся с основными правами и обязанностями ребенка;
  • формировать положительное отношение к законам и обязательности их выполнения;
  • способствовать формированию правовой культуры.

воспитательные:

  • воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся младших классов

развивающие:

  • развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие;
  • развивать коммуникативные качества учащихся.

социальные:

  • формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, фонограмма песни  «Хоровод» (Автор текста (слов): Жигалкина Е. Композитор (музыка): Хайт А.) На доске нарисовано Дерево жизни. На его листочках написаны права детей: на жизнь, семью, образование, здоровье, имя, отдых и досуг, защиту. Иллюстрации обучающихся на тему «Права детей».

Организация: Ученики сидят в кругу на стульях. Вдоль стены класса стоит 3 парты, на которых лежат приготовленные заранее вырезанные сердечки и листочки бумаги с ручками.

Классный час является итоговым по теме «Наши права и обязанности»

I  Вхождение в тему ( 2 минуты)

- Учитель: Ребята, я предлагаю наш сегодняшний разговор начать  с  нашей любимой классной песни. Давайте встанем, возьмемся за руки и подарим друг другу частичку тепла! (Слайд 1. Фотографии из фотоархива класса)

Песня “Мы на свет родились, чтобы радостно жить!»  1 куплет

- Учитель: Я предлагаю Насте нарисовать иллюстрацию к нашей песне кистью, а мы сделаем словесный рисунок. (1 ученик на интерактивной доске рисует картинку радостного детства : домик, трава, радуга, цветы)

-Какое настроение у вас появляется, когда мы поем эту песню?

-А что бы вы нарисовали на иллюстрации? Какие бы краски взяли?

-Как вы думаете, был ли бы этот мир таким красивым, если бы в нем не соблюдались права людей? (мы думаем, что нет)

-А почему?

Обучающийся рисует, в это время фронтальная беседа с классом.

 II Волшебное дерево. (4 минуты) У учеников имеются вырезанные сердечки.

-Посмотрите, ребята, какое у нас есть волшебное дерево. Что за листочки на нем? (на листочках прописаны права детей) Давайте их еще раз прочитаем хором.

-А можно ли это дерево назвать деревом жизни? (Да, потому что если не будут соблюдаться права людей, жизнь будет уничтожена.)

- Я предлагаю вам взять сердечки и прикрепить их к тому праву, которое вам дороже всего. ( на магниты)

- Давайте посмотрим  Настин рисунок. Расскажи нам ,Настя, о нем.

(Солнце, небо, яркая трава, дом-это самые главные символы жизни.)

-Я предлагаю наше дерево пересадить на Настин рисунок. Как вы думаете, возможно ли это? (Да, потому что жизнь будет спокойной, если будут соблюдаться права людей)

- Значит, мы обязаны соблюдать права других людей? (Да)

-Так о чем мы будем сегодня говорить? ( О правах и обязанностях)

-Да, тема нашего классного часа: «Мы- под защитой! И мы- в ответе!» (Открывается тема классного часа)

II Блиц-опрос «Что я знаю о правах детей» 2 мин.

( слайд 2. Плакатик на тему « 20 ноября всероссийский день правовой помощи детям»)

-  А так как вы дети, а любимое занятие детей –игра, то я предлагаю поиграть : блиц-опрос на тему правовых знаний .  

  Вопросы: (Задает вопросы учитель. Отвечают- обучающиеся)

-Какой документ называется Основным законом страны? Конституция

-Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.

-Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.

-Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.

 -В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет

-Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».

-В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.

-Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.

 -В каком документе вы найдете права и обязанности ученика нашей школы? (в Уставе школы)

-Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.

-Какому событию посвящена дата 12 декабря? Дню Конституции

Значит, сегодня мы собрались не зря?  (Да, 20 ноября была подписана Конвенция)

Сегодня, 20 ноября,- день правовой помощи детям!

-Замечательно выглядит Настин мир с пересаженным на него деревом жизни.

Да, мир, где соблюдаются права людей- это светлый мир!

III Встреча со сказочными героями. 7 минут

Кукольный спектакль (Обучающиеся играют пальчиковыми куклами) Отвечают из класса заранее подготовленные дети.

Баба- Яга:

Что это у вас тут происходит? Я все слушаю, слушаю!

Ученик 1:

Мы говорим о правах ребенка и о том, что наше государство отмечает 20 ноября как день правовых знаний.

Баба- Яга:

Подумаешь, праздник придумали. У нас в сказках тоже имеется своя Конвенция, Конституция  и права свои сказочные. Хотите узнать? (Достает листок.) Вот послушайте! (Читает.)

Статья1. Каждый сказочный герой имеет право жить в неволе у Бабы- Яги или у ее друзей.

Помните, Иванушка ведь жил у меня, правда, недолго. Потому что эта глупая девчонка Аленушка спасла его. Даже мои помощники гуси –лебеди не смогли их остановить.

Ученик 2:

В нашем государстве такого не должно быть. У нас каждый ребенок должен жить с родителями и сразу после рождения он имеет много прав – право на имя, на гражданство…

Леший: (перебивая)

У нас все иначе. Вот жил один сказочный герой в своей теплой стране, жил себе не тужил и имени ему совсем не нужно было. А потом он попал в ящик с апельсинами и увезли его в другую страну, и имя там ему дали. Да кстати, и то не сразу, а только тогда, когда он со стола чебурахнулся. Узнали, ребята, о ком я говорю? Правильно, о Чебурашке. Вот и получается – гражданства лишили, имя дали не сразу… И жаловаться бесполезно! Кто тебя слушать-то будет…

Ученик 3:

Интересные дела у вас в сказках происходят. А у нас каждый ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем вопросам. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы.

Кощей:

Вы думаете, мы совсем отсталые. И у нас заслушивают. Вот вспомните сказку «Мороз Иванович».

Жили - были две девочки Рукодельница и Ленивица. Рукодельница везде свой нос совала. То ей вздумается печку топить, то петухов кормить, а то еще хуже – воду носить. Вот ведро в колодец и уронила. А потом было все по закону. Строгая нянюшка предоставила Рукодельнице право быть заслушанной, объяснения выслушала и только после этого велела ей в колодец прыгать и без ведра не возвращаться! Так что все справедливо!

Леший:

Да и другим сказочным героям мы это право предоставляем, только некоторые из них от него отказываются.

Была такая Элиза, из сказки "Дикие лебеди", никак не хотела говорить, даже с самим королем.

Ученик 4:

Элиза молчала, потому что она спасала своих братьев, с которыми ее разлучила в детстве злая мачеха.

Баба- Яга:

Подумаешь, с братьями разлучили, в сказках разлучить могут с кем угодно.

Знаете Дюймовочку? Так ее с матерью разлучили…

Ученик 5:

По нашим законам ребенка не должны разлучать с родителями, ну если только в редких случаях, когда родители жестоко обращаются с детьми.

Леший:

Вот, вот! Ведь мама Дюймовочки очень жестоко обращалась с ней. Вы вспомните, как бедняжке спать приходилось – в скорлупе от ореха, укрывшись лепестком розы. Посмотрел бы я на вас, как бы вы спать стали в таких условиях.

Баба- Яга:

И хорошо, что на помощь ей пришла жаба. Только вот не пойму, почему Дюймовочка не захотела выйти замуж за сына жабы. Ой, глупая. Меня бы кто замуж взял. Да об этом все девочки мечтают! (обращается к девочкам) Правда ведь?

Ученик 5:

Ну что ты, Баба- Яга, нашим девочкам подрасти нужно. Ведь, согласно Конституции, вступать в брак, создавать семью, можно только с 18 лет. А пока и девочкам, и мальчикам надо учиться. Причем по нашим законам каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

Кощей:

Образование! Да кому оно нужно, тем более бесплатное. Вот у нас в сказках можно ходить в школу, можно не ходить. Ребята, вспомните, какой сказочный герой продал свою азбуку и вместо школы пошел в театр?

Правильно, Буратино.

А вы хотите попасть на кукольное представление?

Нет ничего проще, продайте свои учебники и вместо уроков отправляйтесь за билетами!

Ученик 6:

Кощей, наши ребята успевают и учиться, и в театр ходить, а еще читают интересные книги, танцуют, поют, занимаются в кружках и все живут с родителями, которые их любят.

Баба – Яга:

Так что же это получается? Моя конституция, ну та, что в сказках, неправильная что ли? Ну вот опять все переделывать, переписывать… Да как бы чего не пропустить. Ну, расскажите нам еще чего!

IVМы адвокаты. Разбираем ситуации. 5 минут

- Учитель: Ребята! Тут пришли в наш школьный Правовой центр телеграммы от сказочных героев с просьбой о помощи! Они узнали, что у нас есть Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса.

Марина Буракова, наш школьный омбудсмен,  передала эти телеграммы нам, потому что знала, что к нам прибудут представители сказочного царства.   Давайте объясним героям их права. 1 телеграмма : (слайд №3 с текстом телеграммы)

-От Колобка: Я катился себе по лесу, пел песни, а лиса меня обманула и съела! Какие мои права она нарушила? А может, и я виноват: не воспользовался сам своими правами?

-От Маугли: (слайд №4 с текстом телеграммы)

Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

-От Гарри Поттера: (слайд №5 с текстом телеграммы)

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

- Учитель :Да! Баба-Яга, Кощей да Леший! Вам надо собраться всем сказочным миром: и Тридевятым  царством, и Тридесятым государством и Подземным, и Подводным миром и  выработать Конвенцию прав сказочных героев. Ведь люди, когда поняли, что существует угроза жизни на земле – А когда это случилось? Помогите, ребята!- собрались в Организацию Объединенных Наций. И теперь эта организация старается быть там, где назревает конфликт, там, где беда. Наши ребята, Даша и Степа, проведут маленькую виртуальную экскурсию в ООН.                      

II  Виртуальная экскурсия 5 минут  (слайд № 6. Штаб-квартра ООН в Нью-Йорке; слайд №7 Флаг ООН; слайд №8 Совет Безопасности; слайд № 9 Генеральная Ассамблея; слайд № 10 Конвенция о правах ребенка; слайд № 11 памятники перед ООН : «Скрученный пистолет», японский «Колокол мира», «Перекуем мечи на орала» )

1 ученик: Цель организации - сохранение мира на Земле. Отправляемся в штаб-квартиру, которая находится в г. Нью-Йорке в США.

2 ученик: В 1945 г., после окончания 2 мировой войны, представители 50 стран собрались в Америке в г. Сан-Франциско, чтобы подписать Договор о сотрудничестве в борьбе за мир против насилия.

1 ученик: Там были приняты эмблема и флаг ООН. Эмблема ООН - это карта мира, окруженная двумя оливковыми ветвями. Почему именно оливковая ветвь?

Оливковая ветвь в Древней Греции служила символом мира. Ее несли гонцы во все уголки Греции. Прекращались войны- начинались олимпийские игры.

2 ученик: Офис ООН состоит из 4 зданий: Секретариата, Генеральной Ассамблеи, зала конференций, библиотеки.

1 ученик: В Генеральной ассамблее проходят все важные заседания ООН. Это здание достаточно просторное, в нем есть помещение для молитв и размышлений. В вестибюле есть необычные часы, которые постоянно вращаются и символизируют вращение Земли. Зал вмещает 191 делегацию.

2 ученик: Мы с вами живем в России. Россия вступила в ООН 24 октября 1945г.

2 ученик: Значит ООН - это международная организация, которая состоит на защите прав человека любого возраста во всем мире. И мы с вами, только что в этой организации побывали.

- Учитель: Такую организацию, которая бы оберегала мир, нужно создать и в сказочном царстве. А для начала мы дарим вам наше волшебное дерево жизни, на котором прописаны права детей.

Баба-Яга : Надо подумать, спасибо за экскурсию!

VI Беседа об обязанностях 12 минут  

- Учитель : Вы знаете, уважаемые сказочные герои, что хотя ребята и знают о правах, но  часто забывают об обязанностях.   Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Давайте с вами подсмотрим одну очень интересную картинку.

Сценка1. (Разыгрывают заранее подготовленные обучающиеся)

Парта заранее стоит перед доской с 2 стульями.

Два мальчика, Коля и Петя. Один сидит за партой со своими учебниками, играет в мобильном телефоне. Подходит второй.

- А ну-ка, Колька, подвинься! Ты, мартышка! Что расселся? Дай-ка мне телефон поиграть!

- Подожди, Петя, я сейчас закончу!

-Ну, вот еще ждать!. (вырывает телефон).

-Что там тебе мама вкусненькое положила в портфель? (Лезет в сумку). И не хнычь! А то сейчас как врежу!

Учитель :Предлагаю вам   дать оценку поведению героев.

- Нарушает право на отдых, покушается на собственность,  унижает человеческое достоинство, угрожает….

- Учитель: Скажите, ребята, а куда может обратиться мальчик, чтобы защитили его права? (Он может обратиться по телефону доверия в школьный центр правовой поддержки, к социальному педагогу, классному руководителю…)

Сценка 2

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Мусорное ведро не вынес, хлеба не купил!

Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой! А эксплуатировать детский труд запрещено Конвенцией!

Учитель: Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

 -Хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей

Сценка 3

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу? Разговаривал по мобильнику?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! На пользование достижениями науки!

Учитель: Правильно ли рассуждает Петров?

Дети: Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

- Учитель: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Учитель :А чего они совершенно не знают?

Дети: Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

-А сейчас мы снова вернемся к нашему волшебному дереву.  

- Учитель :Вы знаете, что права без обязанностей не существуют. Каждое право влечет за собой обязанность. Давайте посмотрим.

Право на жизнь. (Уважать чужую жизнь, не принести вреда)

Право на учебу ( Хорошо учиться, исполнять свои обязанности ученика)

Право на жизнь в семье (Помогать ближним, уважать их)

Рефлексия. 3 минуты  Учитель: Вот и завершается наш сегодняшний разговор. Мне хочется предложить в качестве завершающей нотки такую игру . Называется она «Волшебная шляпа».  У каждого на парте лежит листочек. Напишите на нем, какое качество своего характера вы постараетесь изменить, чтобы не нарушать права своих одноклассников, а может, и учителей, родителей? Мы положим эти листочки в шляпу и продолжим разговор на следующем классном часе, как нужно работать над собой, чтобы бороться с плохими чертами характера.

Литература:

  1. Изучаем свои права.1-4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е.А. Гальцова.– Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е. Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Степанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5.  Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  6. Классные часы в 1-4 классах / авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "На добрый привет - добрый ответ!" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЕДАГОГИКЕТема: «На добрый привет – добрый ответ!»Цели деятельности учителя: формирование представлений об общечеловеческом качестве– доброте и её значимости ...

Конспект классного часа «На добрый привет – добрый ответ!»

Тема: «На добрый привет – добрый ответ!»Цели деятельности учителя: формирование представлений об общечеловеческом качестве– доброте и её значимости в системе человеческих отнош...

Конспект классного часа "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили»Цели: формирование у учащихся понимания ответственности за жизнь и содержание домашних питомцев, воспитание бережного отношения к животным, развит...

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....