Героические страницы истории
материал (4 класс) на тему

Бердникова Наталья Николаевна

Игра-викторина для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskie_stranitsy_istorii.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина

«Героические страницы истории»

Подготовила и провела:

                                                               Бердникова Н.Н., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 р.п. Дергачи

2017 г.


Тема: игра-викторина «Героические страницы истории»

Цель: Привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям

и памятным датам общенационального значения.

Задачи:  

•  Совершенствование работы по патриотическому воспитанию;

•  Раскрытие  творческой  индивидуальности  и  развитию  социальной

активности молодого поколения;

•  Содействие развитию интереса учащихся к истории России;

•  Расширение кругозора учащихся в области истории;

•  Воспитания у детей любви и уважения к родной стране, ее истории и

национальным традициям;

•  Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к

истории  России,  патриотизма,  гражданственности  и  национального

самосознания.

Форма проведения: игра-викторина

Оборудование:  презентации: «Князья», «Отечественная война 1812г.», «ВОВ 1941-1945гг.», фонограммы военных песен

Предварительная подготовка: домашнее задание для участников: выбрать

капитана, название команды, девиз.

Ожидаемые  результаты:  повышение  интереса  детей  к  истории  России;

углубление  знаний  о  важных  исторических  событиях  и  памятных  датах

общенационального значения; формирование у подростков уважения к своей

стране, патриотизма.

     ХОД ЗАНЯТИЯ

За 30 минут до начала игры-викторины звучат военные песни.

Вступительное слово.

Представление команд.

I тур – Князья земли Русской

(Презентация с вопросами и ответами)

Все команды предлагают свой вариант ответа на вопросы данного тура

и за правильный ответ получают 1 балл. Время на обдумывание 30 сек.

Этап 1.

Задание  для  команд:  Определите,  какому  из  древнерусских  князей

принадлежат следующие высказывания:

1.  «Идите  домой  с  данью,  а я  вернусь  и  похожу  ещё». (Игорь)

2.  «Старых чти, как отца, а молодых - как братьев». (Владимир Мономах)

3.  «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце, на Дунае - там

середина Земли моей». (Владимир Святой)

Этап 2.

Задание для команд: Определите, о каком из древнерусских князей идёт речь

в следующих фрагментах из «Повести временных лет»:

1.  «…И когда стало смеркаться, <…> своим воинам пустить голубей и

воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда… И так

загорелись где голубятни, где клетки, где сараи и сеновалы. И не было

двора, где бы не горело». (Ольга)

2.  «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный,

который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье

своего народа… Велел переводить священные книги с греческого на

славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у иностранных

государств художников для украшения церквей и дворцов киевских…»

(Ярослав Владимирович Мудрый)

3.  «…Пошёл <…> на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во

главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолели  хазар, и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…»

(Святослав Игоревич)

Этап 3.

Задание для команд: Выберете правильный ответ:

1. Что означал древний княжеский обычай «ездить в полюдье»?  

  а) соколиную охоту;

  б) сбор налогов;

  в) набег на соседей;

  г) сватовство.  

2. Какой город «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём»?  

  а) Киев;

  б) Новгород;

  в) Чернигов;

  г) Владимир.

3. Что означало слово «рядиться» в Древней Руси?  

   а) наряжаться;

  б) судиться;

  в) пировать;

  г) договариваться.

Финал.

По трем представленным картинам задание: Назовите имя русского князя, с

которым связаны сюжеты этих картин. (князь Владимир Святославович)

II тур – Отечественная война 1812 года

(презентация с ответами)

Каждой  команде  по  очереди  задается  вопрос,  за  правильный  ответ

команда получает максимально 5 баллов. В случае отсутствия ответа,

на  данный  вопрос  может  ответить  другая  команда  и  заработать  –  3

балла. Дополнения оцениваются в 1 балл.

1.  Назовите самое известное сражение войны 1812 года. Кто был во главе

армий русских и французов?  

(Бородинская  битва  –  крупнейшее  сражение  Отечественной  войны

1812  года  между  русской  и  французской  армиями.  Состоялось  26

августа(7  сентября)  1812  года  у  села  Бородино  (в  125  км  западнее

Москвы).  Войском  русских  командовал  М.И.  Кутузов,  войском

французов – Наполеон.)

2.  Кого из героев Отечественной войны 1812 года вы знаете?  (М.И. Кутузов, И.П. Багратион, генерал М.Б. Барклай-де-Толли, Н.И.

Раевский, Н. Дурова, Д.Давыдов, М.И. Платов, М.А. Милорадович,

Н.А. Тучков, Д.С. Дохтуров и др.)

3.  Какое важное решение было принято на военном совете в Филях?

(Оставить Москву без боя и готовиться к отступлению)

4.  Как  назывались  военные  формирования,  создавшиеся  во  время

Отечественной войны 1812 года из горожан, крестьян, дворян?

(народное ополчение)

5.  В ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 года поставлено

множество памятников и мемориалов. Назовите наиболее известные из

них.

(храм  Христа  Спасителя  –  Москва,  ансамбль  Дворцовой  площади  с

Александровской  колонной  –  Санкт-Петербург,  военно-исторический

музей  Бородино,  музей-панорама  «Бородинская  битва».  Кроме  того,

много  памятников  в  Михайловском  районе  Московской  области,  а

также в городе Смоленске и Смоленской области)

6.  Он,  бесспорно,  принадлежал  к  числу  выдающихся  военных  и

государственных деятелей России. По отзыву декабриста М.Ф. Орлова,

имя  его  «должно  служить  украшением  нашей  истории».  «Подвиги

Ваши  –  достояние  Отечества,  и  Ваша  слава  принадлежит  России,  -

писал  ему  А.С.  Пушкин.  Его  воспели  в  своих  стихах  Пушкин,

Лермонтов,  Жуковский,  декабрист  Рылеев,  Глинка,  Кюхельбекер.

Назовите его.

(генерал-лейтенант  Алексей  Петрович  Ермолов(1777-1861).

Выдающийся  русский  военачальник  и  администратор,  герой

Отечественной войны 1812 года, член государственного совета (1831).

7.  Женщина-партизан, героиня Отечественной войны 1812 года. Назовите

ее.

(Василиса  Кожина,  крестьянка,  старостиха  хутора  Горшкова

Сычевского уезда Смоленской губернии).

8.  Где находится усыпальница М.И. Кутузова?

(в Казанском Соборе Санкт-Петербурга – Невский проспект)

III тур – Черный ящик  Выносят  черный  ящик  под  музыку  «Что,  где,  когда».  Для  всех  команд

звучит вопрос, и кто первый правильно отвечает, получает – 5 баллов.

Вопрос для команд: Первая священная история (Библия)

IV тур – История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Звучит музыка из к/ф «Офицеры». Каждая команда получает листочки с

заданиями,  каждый  правильный  ответ  оценивается  в  5  баллов.  Время

выполнения задания – 3 минуты.

Задание для команд: Выберите правильный ответ и подчеркните его:

1.  Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3

группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья группа?

•  «Запад»

•  «Восток»

•  «Центр»

2.  Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

•  900

•  1418

•  200

3.  Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города

250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что

это за город?

•  Москва

•  Севастополь

•  Новороссийск

4.  Битва на Курской дуге продолжалась:

•  С 5 июля по 23 августа 1943 года

•  С 7 августа по 26 сентября 1941 года

•  С 23 июня по 29 августа 1944 года

V тур – ВОВ в вопросах и ответах

(презентация с ответами)

Для  всех  команд  звучат  вопросы,  кто  первый  правильно  отвечает,

получает    максимально  5  баллов.  Какая  крепость  приняла  первой  атаку

фашистов 22 июня 1941 года? (Брестская крепость)

1.  Что вы знаете о подвиге экипажа Н.Ф. Гастелло и его последователях?

(командир  экипажа  Н.Ф.  Гастело  направил  охваченный  пламенем

самолёт  на  скопление  автомашин  и  бензиновых  цистерн  противника.  Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом

героя.)

2.  Какой  подвиг  совершил  под  Москвой  Виктор  Талалихин?  (первым

совершил ночной таран на фашистов в воздушном бою)

3.  Где и когда совершили свой подвиг 28-панфиловцев? Что тогда сказал

политрук  В.Г.Клочков  своим  бойцам?  (16  ноября,  когда  началось

новое наступление противника на Москву, 28 бойцов 4-й роты во главе

с политруком в. г. клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда

Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили

подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28

человек  погибли)  Фраза  В.  Клочкова:  «Велика  Россия,  а  отступать

некуда, - позади Москва!»)

4.  Где  и  когда  был  подписан  акт  о  безоговорочной  капитуляции

фашистской  Германии?(8  мая  1945  года  в  пригороде  Берлина

Карлсхорст)

5.  Назовите  дату  освобождения  Киреевского  района  от  немецко-

фашистских захватчиков. (15 декабря 1941 года)

6.  Назовите  фамилиикиреевчан  –  героев  Советского  союза.  (Тесаков,

Афанасьев, Захаров)

VI тур – Угадай песню военных лет

Разная военная музыка звучит по очереди для каждой команды, согласно

вытянутым капитанами команд номерам. Правильно отгаданная песня

– 5 баллов. Если же у команды ответа нет, то право ответить

передается другой команде – 3 балла.

Задание команде: Узнать по музыке военную песню. Минусовки: 1-В

землянке, 2-Катюша, 3-Священная война, 4-Три танкиста, 5- Темная ночь, 6-

Смуглянка, 7-Синий платочек.

Слово ветерану

Песня для ветеранов ВОВ «Не отбирайте солнца у детей»  

(исполняет Тарасова Анастасия п/клуб «Родничок»)

Общая песня «День победы» (1 куплет и припев) и вручение подарков

ветеранам

Текст песни:  

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы  Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Подведение итогов и награждение команд  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Героические страницы истории нашей Родины.

Данный урок разработан по программе "Школа XXI века" к окружающему миру в 4 классе. Можно использовать во внеклассной работе. К данному уроку есть презентации....

Тест «Героические страницы истории нашей Родины»

Тест - обобщение по разделу "Героические страницы нашей Родины"...

Тест по окружающему миру для 4 класса Героические страницы истории нашей Родины

Тест для закрепления темы Героические страницы истории нашей Родины...

Карточки по окружающему миру. Героические страницы истории.4 класс.

Карточки составлены для проверки знаний по темам....

Приказ "Об участии в городском конкурсе «Героические страницы истории Отечества»"

Приказ Об участии в городском конкурсе «Героические  страницы истории Отечества» 2019 г....

«Героические страницы истории нашей Родины».

Цель: Расширение знаний о героических страницах истории нашего Отечества.Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.Задачи:-уточнить и расши...