Героические страницы истории
материал (4 класс) на тему

Бердникова Наталья Николаевна

Игра-викторина для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroicheskie_stranitsy_istorii.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина

«Героические страницы истории»

Подготовила и провела:

                                                               Бердникова Н.Н., учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 р.п. Дергачи

2017 г.


Тема: игра-викторина «Героические страницы истории»

Цель: Привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям

и памятным датам общенационального значения.

Задачи:  

•  Совершенствование работы по патриотическому воспитанию;

•  Раскрытие  творческой  индивидуальности  и  развитию  социальной

активности молодого поколения;

•  Содействие развитию интереса учащихся к истории России;

•  Расширение кругозора учащихся в области истории;

•  Воспитания у детей любви и уважения к родной стране, ее истории и

национальным традициям;

•  Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к

истории  России,  патриотизма,  гражданственности  и  национального

самосознания.

Форма проведения: игра-викторина

Оборудование:  презентации: «Князья», «Отечественная война 1812г.», «ВОВ 1941-1945гг.», фонограммы военных песен

Предварительная подготовка: домашнее задание для участников: выбрать

капитана, название команды, девиз.

Ожидаемые  результаты:  повышение  интереса  детей  к  истории  России;

углубление  знаний  о  важных  исторических  событиях  и  памятных  датах

общенационального значения; формирование у подростков уважения к своей

стране, патриотизма.

     ХОД ЗАНЯТИЯ

За 30 минут до начала игры-викторины звучат военные песни.

Вступительное слово.

Представление команд.

I тур – Князья земли Русской

(Презентация с вопросами и ответами)

Все команды предлагают свой вариант ответа на вопросы данного тура

и за правильный ответ получают 1 балл. Время на обдумывание 30 сек.

Этап 1.

Задание  для  команд:  Определите,  какому  из  древнерусских  князей

принадлежат следующие высказывания:

1.  «Идите  домой  с  данью,  а я  вернусь  и  похожу  ещё». (Игорь)

2.  «Старых чти, как отца, а молодых - как братьев». (Владимир Мономах)

3.  «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце, на Дунае - там

середина Земли моей». (Владимир Святой)

Этап 2.

Задание для команд: Определите, о каком из древнерусских князей идёт речь

в следующих фрагментах из «Повести временных лет»:

1.  «…И когда стало смеркаться, <…> своим воинам пустить голубей и

воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда… И так

загорелись где голубятни, где клетки, где сараи и сеновалы. И не было

двора, где бы не горело». (Ольга)

2.  «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный,

который думал не столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье

своего народа… Велел переводить священные книги с греческого на

славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у иностранных

государств художников для украшения церквей и дворцов киевских…»

(Ярослав Владимирович Мудрый)

3.  «…Пошёл <…> на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во

главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолели  хазар, и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…»

(Святослав Игоревич)

Этап 3.

Задание для команд: Выберете правильный ответ:

1. Что означал древний княжеский обычай «ездить в полюдье»?  

  а) соколиную охоту;

  б) сбор налогов;

  в) набег на соседей;

  г) сватовство.  

2. Какой город «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём»?  

  а) Киев;

  б) Новгород;

  в) Чернигов;

  г) Владимир.

3. Что означало слово «рядиться» в Древней Руси?  

   а) наряжаться;

  б) судиться;

  в) пировать;

  г) договариваться.

Финал.

По трем представленным картинам задание: Назовите имя русского князя, с

которым связаны сюжеты этих картин. (князь Владимир Святославович)

II тур – Отечественная война 1812 года

(презентация с ответами)

Каждой  команде  по  очереди  задается  вопрос,  за  правильный  ответ

команда получает максимально 5 баллов. В случае отсутствия ответа,

на  данный  вопрос  может  ответить  другая  команда  и  заработать  –  3

балла. Дополнения оцениваются в 1 балл.

1.  Назовите самое известное сражение войны 1812 года. Кто был во главе

армий русских и французов?  

(Бородинская  битва  –  крупнейшее  сражение  Отечественной  войны

1812  года  между  русской  и  французской  армиями.  Состоялось  26

августа(7  сентября)  1812  года  у  села  Бородино  (в  125  км  западнее

Москвы).  Войском  русских  командовал  М.И.  Кутузов,  войском

французов – Наполеон.)

2.  Кого из героев Отечественной войны 1812 года вы знаете?  (М.И. Кутузов, И.П. Багратион, генерал М.Б. Барклай-де-Толли, Н.И.

Раевский, Н. Дурова, Д.Давыдов, М.И. Платов, М.А. Милорадович,

Н.А. Тучков, Д.С. Дохтуров и др.)

3.  Какое важное решение было принято на военном совете в Филях?

(Оставить Москву без боя и готовиться к отступлению)

4.  Как  назывались  военные  формирования,  создавшиеся  во  время

Отечественной войны 1812 года из горожан, крестьян, дворян?

(народное ополчение)

5.  В ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 года поставлено

множество памятников и мемориалов. Назовите наиболее известные из

них.

(храм  Христа  Спасителя  –  Москва,  ансамбль  Дворцовой  площади  с

Александровской  колонной  –  Санкт-Петербург,  военно-исторический

музей  Бородино,  музей-панорама  «Бородинская  битва».  Кроме  того,

много  памятников  в  Михайловском  районе  Московской  области,  а

также в городе Смоленске и Смоленской области)

6.  Он,  бесспорно,  принадлежал  к  числу  выдающихся  военных  и

государственных деятелей России. По отзыву декабриста М.Ф. Орлова,

имя  его  «должно  служить  украшением  нашей  истории».  «Подвиги

Ваши  –  достояние  Отечества,  и  Ваша  слава  принадлежит  России,  -

писал  ему  А.С.  Пушкин.  Его  воспели  в  своих  стихах  Пушкин,

Лермонтов,  Жуковский,  декабрист  Рылеев,  Глинка,  Кюхельбекер.

Назовите его.

(генерал-лейтенант  Алексей  Петрович  Ермолов(1777-1861).

Выдающийся  русский  военачальник  и  администратор,  герой

Отечественной войны 1812 года, член государственного совета (1831).

7.  Женщина-партизан, героиня Отечественной войны 1812 года. Назовите

ее.

(Василиса  Кожина,  крестьянка,  старостиха  хутора  Горшкова

Сычевского уезда Смоленской губернии).

8.  Где находится усыпальница М.И. Кутузова?

(в Казанском Соборе Санкт-Петербурга – Невский проспект)

III тур – Черный ящик  Выносят  черный  ящик  под  музыку  «Что,  где,  когда».  Для  всех  команд

звучит вопрос, и кто первый правильно отвечает, получает – 5 баллов.

Вопрос для команд: Первая священная история (Библия)

IV тур – История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Звучит музыка из к/ф «Офицеры». Каждая команда получает листочки с

заданиями,  каждый  правильный  ответ  оценивается  в  5  баллов.  Время

выполнения задания – 3 минуты.

Задание для команд: Выберите правильный ответ и подчеркните его:

1.  Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3

группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась третья группа?

•  «Запад»

•  «Восток»

•  «Центр»

2.  Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

•  900

•  1418

•  200

3.  Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города

250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что

это за город?

•  Москва

•  Севастополь

•  Новороссийск

4.  Битва на Курской дуге продолжалась:

•  С 5 июля по 23 августа 1943 года

•  С 7 августа по 26 сентября 1941 года

•  С 23 июня по 29 августа 1944 года

V тур – ВОВ в вопросах и ответах

(презентация с ответами)

Для  всех  команд  звучат  вопросы,  кто  первый  правильно  отвечает,

получает    максимально  5  баллов.  Какая  крепость  приняла  первой  атаку

фашистов 22 июня 1941 года? (Брестская крепость)

1.  Что вы знаете о подвиге экипажа Н.Ф. Гастелло и его последователях?

(командир  экипажа  Н.Ф.  Гастело  направил  охваченный  пламенем

самолёт  на  скопление  автомашин  и  бензиновых  цистерн  противника.  Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом

героя.)

2.  Какой  подвиг  совершил  под  Москвой  Виктор  Талалихин?  (первым

совершил ночной таран на фашистов в воздушном бою)

3.  Где и когда совершили свой подвиг 28-панфиловцев? Что тогда сказал

политрук  В.Г.Клочков  своим  бойцам?  (16  ноября,  когда  началось

новое наступление противника на Москву, 28 бойцов 4-й роты во главе

с политруком в. г. клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда

Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили

подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28

человек  погибли)  Фраза  В.  Клочкова:  «Велика  Россия,  а  отступать

некуда, - позади Москва!»)

4.  Где  и  когда  был  подписан  акт  о  безоговорочной  капитуляции

фашистской  Германии?(8  мая  1945  года  в  пригороде  Берлина

Карлсхорст)

5.  Назовите  дату  освобождения  Киреевского  района  от  немецко-

фашистских захватчиков. (15 декабря 1941 года)

6.  Назовите  фамилиикиреевчан  –  героев  Советского  союза.  (Тесаков,

Афанасьев, Захаров)

VI тур – Угадай песню военных лет

Разная военная музыка звучит по очереди для каждой команды, согласно

вытянутым капитанами команд номерам. Правильно отгаданная песня

– 5 баллов. Если же у команды ответа нет, то право ответить

передается другой команде – 3 балла.

Задание команде: Узнать по музыке военную песню. Минусовки: 1-В

землянке, 2-Катюша, 3-Священная война, 4-Три танкиста, 5- Темная ночь, 6-

Смуглянка, 7-Синий платочек.

Слово ветерану

Песня для ветеранов ВОВ «Не отбирайте солнца у детей»  

(исполняет Тарасова Анастасия п/клуб «Родничок»)

Общая песня «День победы» (1 куплет и припев) и вручение подарков

ветеранам

Текст песни:  

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы  Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Подведение итогов и награждение команд