Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая математика"
рабочая программа по теме

Габдуллина Гульшат Халиковна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая математика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)
  3. Образовательная программа МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год.
  4. Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа за год, по 1 занятию в неделю.

Данная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения. Согласно данному стандарту, основными направлениями работы с обучающимися на начальном этапе общего образования можно считать следующие:

  1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
  2. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  3. Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
  4. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение. - 2011, стр. 6).

Данная программа рассчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.

Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.

Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.

Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Веселая математика»

Личностные результаты:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Метапредметные результаты:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

Предметные результаты:

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Содержание курса

Раздел 1. Из истории математики (5 часов)

Как люди учились считать? Римские цифры и как с ними работать. История математических открытий. Древние ученые Архимед, Евклид и Пифагор, их вклад в развитие математики как науки. Первые учебники.

Раздел 2. Математика в играх (5 часов)

Математические ребусы, кроссворды, загадки, фокусы. Конкурс на лучшую математическую загадку.

Раздел 3. Геометрия вокруг нас (10 часов)

Точки, углы, отрезки, лучи. Ломаная. Простые задачи на построение. Треугольники. Виды треугольников. Многоугольники. Проектная работа.

Раздел 4. Ах, этот мир задач… (8 часов)

Задачи в стихах. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи с многовариантными решениями. Олимпиадные задачи и их решение.

Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (6 часов)

 Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки. Логические познавательные задачки-шутки. Час математики «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». Конкурс-игра «Юный эрудит». Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики».

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Примечание

Раздел 1. Из истории математики (5 часов)

1

Как люди учились считать?

2

Римские цифры и как с ними работать

3

Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки

4

Пифагор и его школа

5

Первые учебники

Раздел 2. Математика в играх (5 часов)

6

Математические ребусы, их составление и разгадывание

7

Математические кроссворды

8

Математические загадки. Конкурс на лучшую математическую загадку

9

Математические фокусы

10

Урок-игра «Кто быстрее разгадает?»

Раздел 3. Геометрия вокруг нас (10 часов)

11

Точки. Углы, виды углов

12

Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение

13

Лучи. Ломаная, виды ломаных

14

Простые задачи на построение

15

Треугольники. Виды треугольников

16

Треугольники. Проект «Ёлочка»

17

Многоугольники. Витраж. Мозаика

18

Многоугольники. Проект «Рыцарский замок»

19

Треугольники. Групповая работа на выбор: Колосок. Бабочки. Собачка.

20

Многоугольники. Проект «Дворец царицы математики»

Раздел 4. Ах, этот мир задач… (8 часов)

21

Задачи в стихах

22

Старинные задачи. Как решать?

23

Решение логических задач

24

Решение логических задач

25

Задачи с многовариантными решениями

26

Задачи с многовариантными решениями

27

Решение заданий международной игры «Кенгуру»

28

Решение олимпиадных задач

Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (6 часов)

29

Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки

30

Логические познавательные задачки-шутки

31

Час математики «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки»

32

Конкурс-игра «Юный эрудит»

33

Волшебная игра Танграм

34

Заключительное занятие «В гостях у царицы всех наук – Математики»

Материально-техническое обеспечение программы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. - Волгоград: «Учитель», 2008. – 125 с.
  2. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. - М.: Айрис – пресс, 2008. – 128 с.
  3. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. - М.: «ВАКО», 2011. – 144 с.
  4. Программа курса О.Б. Шамсудиновой «Мир геометрии» (Программа внеурочной деятельности, система Л.В. Занкова)
  5. Тутубалина Н.В. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста. – М.: Феникс, 2006. – 192 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. - М.: АСТ, 2008. – 208 с.

Технические средства обучения:

- компьютер мультимедийный;

- мультимедийный проектор Benq;

- экран проекционный;

- интерактивная приставка Mimio Teach.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Курс математика и  конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...