Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна мастеров"
рабочая программа на тему

Шорохова Оксана Михайловна

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы с обучающимися 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_masterov.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа с.Победино

Принято

на заседании педагогического

совета

Протокол

от

Утверждаю

Директор школы:

__________        

ФИО

Приказ №        ______

от«____» ________г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Страна Мастеров»

по  общекультурному направлению

Срок реализации – 4 года

Составитель:

учитель   начальных классов

Шорохова О.М

                                                     Пояснительная записка

              Рабочая   программа  внеурочной  деятельности  «Страна Мастеров»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г.); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

          Программа  разработана для учащихся начальных классов.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Страна Мастеров» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Актуальность и практическая значимость программы. Занятия практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы « Страна Мастеров» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

   «Страна Мастеров» — коллективная трудовая игра, участники которой, подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на пользу и радость своему коллективу, близким и далёким людям.

   

Цель программы: формирование добросовестного отношения  к труду, воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

 

  Задачи  программы:

развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;

  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

    Программа построена на принципе активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет, на 4 года обучения: 2 часа в неделю.

1 год обучения.

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата фак.

Примечание

1

  • Ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

.

2

1

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

3

1

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

4

1

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

5

1

  • Из истории происхождения  ножниц.

6

1

  • Виды бумаги и картона.

7

1

  • Рассказ «Из истории бумаги»

8

1

  • Изучение свойств бумаги и картона

9

1

  • Объёмный цветок - аппликация

10

          3

  • Аппликация «Киска» изготовление по шаблону.

11

2

  • Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов.

12

2

  • Цветы из кругов.

13

2

  • Мозайка  «Попугай»

14

2

  • Спиральные розочки.

15

1

  • Изготовление цветочных снежинок.

16

3

  • Цветы из цветных вееров.

17

3

  • Изготовление новогодних снежинок.

18

1

  • Знакомство с «Оригами»

19

3

  • Знакомство с техникой изготовления модулей.

20

3

  • Изготовление модулей разных цветов для поделок.

21

3

  • Техника сборки поделок из модулей.

22

2

  • Сердце- валентинка.

23

2

  • Открытка деловому человеку. (на 23 февраля)

24

2

  • Изготовление тарелочки из модулей.

25

3

  • Изготовление клубнички.

26

3

  • Цветы из салфеток (панно розы и одуванчики).

27

3

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки « Радужный лебедь».

28

4

  • Сборка Основания и туловища лебедя.

29

3

  • Сборка крыльев и шеи лебедя.

30

1

  • Оформление головы и шеи лебедя.

31

4

  • Мини ананас из модулей.

32

1

  • Подведение итогов, выставка.

Итого:

68 ч

2 год обучения

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата

фак.

Примечание

1

1

  • Повторение правил ТБ при работе с необходимыми инструментами.

2

2

  • Открытка своими руками.

3

2

  • Изготовление гвоздики из бумаги.

4

3

  • Изготовление пионов своими руками

5

3

  • Изготовление розы.

6

2

  • Объёмная аппликация «Гусеница в груше»

7

2

  • Изготовление птички из ладошек.

8

2

  • Хризантемки на открытку

9

2

  • Остролистые цветочки.

10

          4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Пингвинёнок».

11

4

  • Сборка поделки «пингвинёнок Лоло»

12

2

  • Оформление поделки «пингвинёнок Лоло»

13

4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Нюша».

14

4

  • Сборка поделки «Нюша»

15

2

  • Оформление поделки «Нюша»

16

4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Зайчишка».

17

4

  • Сборка поделки «Зайчишка»

18

2

  • Оформление поделки «Зайчишка»

19

4

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Подружка Зайчишки».

20

4

  • Сборка поделки «Подружка Зайчишки »

21

2

  • Оформление поделки «Подружка Зайчишки»

22

3

  • Изготовление модулей разных цветов для поделки «Кошечка».

23

6

  • Сборка и оформление  поделки «Кошечка »

Итого:

68 ч

                                                                               

                                                                        3 год обучения.

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата

фак.

Примечание

1

1

  • Повторение правил ТБ при работе с необходимыми инструментами.

2

2

  • Техника торцевания.

3

2

  • Панно Цветы.(торцевание)

4

3

  • Цыплёнок (торцевание)

5

3

  • Грибной сезон (торцевание)

6

2

  • Игрушки из упаковок из-под яиц.

7

4

  • Изготовление шкатулочки для бижутерии.

8

2

  • Ажурные снежинки.

9

          1

  • Техника квиллинг.

10

2

  • Учимся квиллингу.

11

2

  • Выполнение различных образцов в технике квиллинг.

12

3

  • Изготовление цветов (квиллинг)

13

5

  • Изготовление открытки. (квиллинг)

14

2

  • Забавные ёлочки.

15

2

  • Бумажные бабочки (резачок)

16

4

  • Изготовление цветов Цинии (квиллинг)

17

3

  • Подсолнухи (квиллинг)

18

3

  • Аленький цветочек. (квиллинг)

19

5

  • Самолёт (квиллинг)

20

4

  • Изготовление модулей разной формы и цвета для поделки «Торт»

21

5

  • Сборка поделки «Торт»

22

8

  • Оформление поделки «Торт»

Итого:

68 ч

        

                                                     

                                                                          4 год обучения.

Тематическое планирование.

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

план.

Дата фак.

Примечание

1

1

  • Повторение правил ТБ при работе с необходимыми инструментами.

2

4

  • Изготовление модулей для поделки «Ёлочка».

3

4

  • Сборка поделки «Ёлочка»

4

4

  • Изготовление модулей для поделки «Лесовичок».

5

4

  • Сборка поделки «Лесовичок»

6

2

  • Оформление поделки «Лесовичок»

7

4

  • Изготовление модулей для поделки «Снеговичок».

8

4

  • Сборка поделки «Снеговичок»

9

          2

  • Оформление поделки «Снеговичок»

10

4

  • Праздничный торт из гофротрубочек.

11

4

  • Декоративная подставка.

12

5

  • Плетение корзин из старых газет.

13

2

  • Оформление корзин.

14

5

  • Плетение коробочек из старых газет.

15

2

  • Оформление коробочек.

16

4

  • Плетение шкатулок из старых газет.

17

3

  • Оформление шкатулок.

18

1

  • Знакомство с техникой бисероплетения.

19

2

  • Знакомство с разными способами бисероплетения.

20

2

  • Плетение фенечки.

21

4

  • Плетение браслета с именем.

Итого:

68 ч.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-10 лет, на 4 года обучения: 2 часа в неделю.

Предполагаемые результаты реализации программы:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования;  проявление самостоятельной творческой активности.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к родной культуре и природе, родному Отечеству, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру.

3.Результаты третьего и четвёртого уровней (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; импровизировать; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте

Предметные результаты

знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

  • знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • знать применение   бисера в окружающем мире;
  • знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • уметь работать по шаблону;
  • уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

Способы проверки ожидаемого результата

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся.  Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий  по всем разделам с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
  • четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
  • художественная выразительность и оригинальность  работ.

Программа всех разделов кружка  усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

                       Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
  • Промежуточный  контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
  • Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников


                      Материально-техническое обеспечение программы

 Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер
  • медиапроектор

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш
  • линейка
  •  ножницы канцелярские с закругленными концами
  •  кисточка для клея и красок
  •  иголки швейные
  •  доски для работы с пластилином

Материалы:

  • пластилин
  • бумага цветная для аппликаций
  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
  • картон белый и цветной
  • ткань: ситец однотонный и цветной
  • мешковина
  • синтепон
  • нитки швейные – белые, черные и цветные
  • шерстяная пряжа
  • клей ПВА
  • ватные диски
  • бисер, бусины
  • проволока
  • бумага гофрированная, креповая, папиросная
  • калька

.

Список литературы для педагога

Список литературы для детей

  1. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2012 – 240с.+вкл.
  2. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 2010 г.
  3. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 2012 г.
  4. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  5. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2010 г.
  6. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький мастер"

Программа разработана для занятий по внеурочной деятельности. Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Тевень парсте"("Юные мастера"), 1 год обучения

Представлен план работы кружка "Тевень парсте", первый год обучения. Содержит региональный компонент....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы

Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Город мастеров"

Данная программа ориентирована на воспитание личности,  способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...