Толерантное общение
классный час (1, 2, 3 класс) на тему

Быстрова Наталья Георгиевна

Сценарий классного часа с презентацией, позволяющий в игровой форме познакомить младших школьников 7-9 лет с понятием "толерантность", "толерантное общение".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_ch_tolerantnost.docx23.49 КБ
Файл kl_chas_tolerantnost3.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Быстрова Наталья Георгиевна

Внеурочная деятельность. Классный час «Толерантное общение»

Аннотация.

Классный час, позволяющий в игровой форме познакомить младших школьников 7-9 лет с понятием «толерантность», «толерантное общение». Данное мероприятие способствует социализации учащихся, создает условия для развития коммуникативных навыков. Игры, тренинг, практическая работа, используемые в ходе занятия, направлены на сохранение и укрепление социально психологического здоровья детей.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: классный час, урок в рамках духовно-нравственного направления по внеурочной деятельности.

Предмет: внеурочная деятельность в начальной школе.

Возрастная группа: 1-2класс

Название сценария: «Толерантное общение»

Цель: воспитание нравственных качеств, путём формирования у учащихся установок на толерантное отношение к другим людям.

Задачи: 

1. Познакомить детей с понятием «толерантность», «толерантное отношение»;

2. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми, уважительного  и доброго отношения к другим людям;

3. Создание условий для формирования коммуникативных навыков, социализации обучающихся.

Подготовительный этап: подготовка оборудования для работы в группах.

Оформление зала, сцены, класса и др.: на доске плакаты с высказываниями, парты расставлены для групповой работы.

Высказывания:

Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. (пословица)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                                                                                                               ( А.Н. Толстой)

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк)        

Ведущие, выступающие и помощники: учитель, ребята.

Время реализации: 1 урок

Авторский медиапродукт: сценарий, карточки для работы в группах в текстовом редакторе Microsoft Word, презентация Microsoft PowerPoint, аудиозапись формата MP3.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с картинками животных для игры, карточки со словами, клей-карандаш, ватманы для работы в группах, карточки с изображением солнышка, стул у доски, красиво украшенный шарами.

Ход сценария.

1.Введение в тему.

 

Игра «Найди своих»

 Цель: создание проблемной ситуации.

Каждый ребенок получает картинку с изображением одного животного: кошка, собака, лошадь, корова (картинки даны в приложении).Важно детей поделить примерно на 4 равные группы. Одному, как правило, самому озорному, коммуникативному ребёнку, даётся картинка с изображением вороны.

Задание детям:

- Не говоря ни слова, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, нужно найти «своих».  Взяться за руки, подняв их вверх, показать, что вся группа в сборе.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы узнали, где ваша группа?

- Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

- Почему никто не обращал на тебя внимания?

- Как ты себя чувствовал?

- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?

- Хотели ли вы быть на месте вороны?

- Тяжело ли быть не похожим на всех?

- Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку?

Учитель проводит беседу таким образом, чтобы у ребят возникло желание пригласить к себе оставшегося вне групп ребенка. После обсуждения сложившейся ситуации, ребята из групп приглашают к себе того, кто остался один.

(слайд 2)

2. Беседа познавательного характера.

Цель: знакомство с понятиями «толерантность», «толерантное отношение», выражением «белая ворона».

-Ребята, а вам не показалось странным, что ворона у нас белого цвета?

-Встречаются ли в природе вороны белого цвета?

(3 слайд  фото белой вороны)

-  Такие вороны встречаются, но очень редко. Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества - пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами.

В русском языке существует выражение «белая ворона». Это выражение используется в в русском языке для обозначения редкого, исключительного человека, чьё поведение, взгляды на жизнь сильно отличаются от остальных людей. Про такого человека говорят: «Не такой, как все».

Учитель читает отрывок из книги Василия Ливанова "Помни о белой вороне"

«Белой вороной нельзя стать по желанию, - воскликнул старик. - Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. …Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
- За исключительность? - спросил старика папа.
- Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила - это очень, очень ответственно. »

-Как вы думаете, легко ли таким людям найти друзей, общаться с окружающими.

-Часто общество не принимает таких людей, они чувствуют себя одинокими, беззащитными. А всё лишь потому, что они не похожи на остальных.

-Чем могут ещё  люди отличаться от остальных?

-Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых, людей разных национальностей. В современный русский язык прочно вошло такое понятие как «толерантность».

-Кто знает, что оно означает?

(4 слайд «толерантность»)

«Толерантность» -  означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость». Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека, независимо  от каких-либо отличий.

Толерантность – (лат. tolerantia терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

(5 слайд «толерантность - терпимость»).

3. Физминутка с танцевальными движениями под песню «Если добрый ты».

 

муз. Савельев Б. / сл. Пляцковский М., из м/ф "День рождения кота Леопольда"

аудиозапись или видео запись в приложении.

4. Практическая работа.

Создание аппликации «Солнышко» в группах.

Цель: определение качеств толерантной личности, развитие коммуникативных навыков

Для проведения практической работы каждой группе выдается половина листа ватмана, с заранее приклеенным в центе жёлтым кругом, клей-карандаш.

Загадка:

1. Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(солнце)

2. Светит, сверкает,

Всех согревает.

(солнце)

- «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

(6 слайд «солнышко»)

 Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

-Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. Мы сделаем аппликацию «Солнышко». У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на которых записаны качества характера человека. Совещаясь, выберите те лучики, на которых написаны слова характеризующие толерантную личность и приклейте эти лучики вокруг солнечного круга.  Будьте внимательны. Т.к. не все слова -качества толерантной личности.

На лучиках написаны слова:

    Терпимость

    Бессердечность

    Конфликтность

    Сострадание

    Прощение

    Вспыльчивость

    Милосердие

    Злорадство

    Сотрудничество

    Уважение прав других

    Раздражение

    Принятие другого таким, какой он есть

    Зависть

    Доброта

    Любовь

Ребята, совещаясь в группе, выбирают нужные слова, распределяют между собой обязанности, создают аппликацию. Созданную аппликацию вывешивают на доску. Один человек от группы проводит защиту проекта.

 -Какие слова не отнесли к толерантной личности? Почему?

5. Коммуникативный тренинг.

Проводится игра: «Волшебный стул».

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование уважительного отношения к другим людям.

 - Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно, когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

-После того, как все желающие дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали  во время упражнения.

-Вам понравилось эта игра?

-Почему?

-Что нового вы узнали друг о друге?

-Были комплименты одинаковыми или разными?

-Почему разные?

- Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или литературу. И если вы хотите жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению. Нужно быть добрым, внимательным и уметь дружить.

6. Итог. Рефлексия.

- С каким новым понятием познакомились?

-Какое выражение русского языка впервые услышали?

-Нарисуйте своему солнышку такое настроение, какое было у вас на занятии.

На столах лежат картинки-маленькие солнышки. Каждый ребенок рисует у солнышка лицо, в зависимости от того, какое у него на уроке было настроение. По окончании классного часа каждый ребёнок приклеивает своё солнышко на лист ватмана, размещенного на доске.

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность

Декларация принципов толерантности, статья 1 «Понятие толерантности», Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

Василий Ливанов "Помни о белой вороне» М.: Изд-во: Алгоритм, 2005г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_ворона


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быстрова Н аталья Георгиевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №5 Города Тюмени Классный час «Толерантное общение»

Слайд 2

?

Слайд 3

белая ворона

Слайд 4

толерантность

Слайд 5

толерантность ( лат. tolerantia – терпение)

Слайд 6

Заголовок слайда

Слайд 7

Интернет – ресурсы: http://pedsovet.su/index/8-12950 шаблон презентаций Елены ранько https ://www.youtube.com/watch?v=B2Cj7ycxiYw Солнышко https://ru.wikipedia.org/wiki/ Белая_ворона б елая ворона 3 слайд http:// animalworld.com.ua/foto/Belaja-vorona белая ворона 2 слайд www.bfoto.ru/zhivotnye_foto.php Фото кошек http :// horse-bryansk.ru/mast/ Фото лошадей http:// www.vancats.ru/Podvor_razvedenie-krupnogo-rogatogo-skota.htm Фото коров https:// www.1zoom.ru/ Фото собак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения "Толерантным быть хочу, пусть меня научат"

Обучающиеся знакомятся с понятием "толерантность", осознают значимость толерантности как качества личности. Учатся проявлять терпимость, доброту и уважение к людям....

Кусаева М.Е Час классного общения "Толерантность" (конспект+презентация)

Участники: учащиеся 2-го класса, классный руководитель. Цель: знакомство учащихся с понятием"толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного ...

Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"

В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...

Час общения "Планета толерантности"

Цель: познакомить воспитанников с понятием «толерантность».Задачи: Образовательные:- выявить основные черты толерантности;- сформировать правильное представление о толерантном поведении.Воспитательные...

Занятие по коммуникативному общению "Толерантность"

Занятие в объединии учреждения дополнительного образования детей...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...