Музейный квест«Тайны предметов» в музее «Русское подворье» для детей с НОДА
методическая разработка (4 класс)

Кульченко Екатерина Анатольевна

Музейный квест«Тайны предметов» в музее «Русскоеподворье» для детей с ограниченнымивозможностями(НОДА).

Статья и конспект занятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. На базе ГБОУ"Школы"Центр Динамика"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_kvest.docx867.22 КБ

Предварительный просмотр:

Музейный квест«Тайны предметов» в музее «Русскоеподворье»

 для детей с ограниченнымивозможностями.

Программа коррекционной работы в школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации.

Одна из важных деятельностей в коррекционной работе, это игровая деятельность. В игровой деятельности главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, которые активизируют  деятельность обучающихся. В этой деятельности дидактическая цель представлена перед детьми  в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства.

Задача педагога заитересовать ученика, сделать деятельность «вкусной» интересной. В музее «Русское подворье» школы «Динамика»  активно развита музейная и экскурсионная деятельность.

В экскурсионную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игра не заменяет традиционные формы и методы музейной педагогики; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего экскурсионного процесса. Можно с уверенностью сказать что  игра повышает интерес обучающихся к историческимпонятиям, стимулирует рост познавательной активности, это позволяет ученикам получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения педагога и учащегося, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.

 Специалисты по активным методам по-разному оценивают эффективность игр в усвоении материала. Если при экскурсии использовать лекционную подачу материала усваивается не более 20% информации, то в игре – до 90%, поэтому авторы различных игровых методических разработок настаивают на их применении.

Поэтому идея  реализации музейногоквеста стала для нашей школы очень актуальна.И мы пришли к выводу чтомузейный квест или иная форма интерактивного занятия в музее является более эффективной для развития универсальных учебных действий, чем традиционная экскурсия – лекция.

Проведение игрового занятия в музее – педагогическая инновация последних десятилетий. На сегодняшний день это распространённая практика: каждый музей создаёт свои экскурсионные программы познавательного и игрового характера для детей, квесты выходят порой за пределы зданий и охватывают городское пространство, включая элементы ориентирования. Современный педагог должен не только включать в учебный процесс посещение музеев, но и уметь самому создавать квесты, чтобы привести обучающихся к результатам, соответствующим данному  этапу изучения истории родного города, страны, знаменательных событий.

Методической литературы по созданию музейных квестов в качестве образовательных технологий немного. В основном, современные методические разработки посвящены описанию web-квестов. Отталкиваясь от этого понятия, попробуем  определить основные признаки музейного квеста.

Web-квест (webquest) как технология обучения — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Впервые web-квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Web-квест является проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимися, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени обучающихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании.

В таком случае мы можем определить музейный квест как проект, в котором ресурсным пространством является музей. Почему выделяется именно web-квесты, как педагогическая технология?  Для проведения квеста необходима образовательная среда, насыщенная информацией. Такой средой в web-квестах является интернет. Музейныйквест также обладает наличием насыщенного информационного поля.

Задачи квестав преодолении участниками квестового маршрута и одновременном получении новых знаний.  Путь маршрута изначально неизвестен и участникам необходимо постепенно открывать его. Для этого надо отгадать загадки и, находить в пространстве музея необходимые объекты.Найденный объект содержит новую загадку для решения и т.д. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения не позволяют участникам двигаться дальше до появления правильного ответа.  Все задания квеста являются тематическими.

Музейный квест - это замечательный способ совместить интересный отдых с познавательным процессом, особенно для детей с нашей категорией. Для совсем юных участников квест в музее - это способ приобщить ребенка к миру музеев. Экскурсия в игровой форме музейногоквеста поможет легко запомнить интересные факты.Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске.Более старшие ребята находят источники информации, осмысливают и перерабатывают её, накапливая знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях.

 Но нужно отметить особенности квеста в музее «Русское подворье». Поскольку основная масса обущающихся  в нашей школе имеют диагноз нарушение опорно двигательного аппарата(НОДА). Квест должен быть рационально продуман. Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Восприятие у детей с НОДА существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей, и здесь можно говорить и о количественном отставании от возрастных нормативов, и о качественном своеобразии в формировании данной психической функции.

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с нарушением опорно двигательного аппарата определяют недостатки образной памяти.

Все, даже простейшие наглядно-действенные, задачи предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми. Однако двигательные нарушения у таких детей не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся ребёнок решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно. Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается. Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции (например, речь). Поэтому в психическом развитии детей с нарушением опорно- двигательного аппарата можно отметить «ножницы», когда дети могут давать разумные объяснения, связанные с окружающей действительностью, событиями, явлениями, бытом, могут описать все этапы выполнения каких-либо действий, но при этом он никогда их не выполнял и выполнить не может. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности,наглядно образное, словесно-логическое.

Таким образом экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, тем самым квест в музейной деятельности , это отличный способ реализовать задачи связанные с  процессом музейной деятельности.

В каждой деятельности есть свой алгоритм, так и  игровой квест имеет свой маршрут.


Алгоритм проведения квест-игры

І этап:

  1. Информирование и введение в игру
  • определение времени для подготовки к игре;
  • определение количества участников;
  • определение места проведения.
  1. Создание Легенды
  • формирование текста Легенды (составление загадки, заданий).
  1. Ознакомление участников с Легендой из отдельных отрывков
  • выполнение задания– сбор отдельных отрывков в единый текст.

ІІ этап:

        Ознакомление с правилами игры и привыкание к обстановке

  • распределение ролей;
  • использование соответствующих костюмов, музейных экспонатов;
  • информирование о направлениях поиска путем подсказок (записки,  решение задач и т.д.).

ІІІ этап:

        Основная часть игры

  • поиск Ключевого Предмета;
  • решение легких задач – подсказок путем  сложения пазлов, выполнения рисунков, составления небольшого текста;
  • каждое успешно выполненное задание поощряется  записками -  подсказками о Ключевом Предмете;  
  • составление полученных ответов в единое целое – тексты – подсказки;
  • сообщение о месте нахождения Ключевого Предмета.

IV этап:

        Контрольный

  • создание препятствий для получения Ключевого Предмета;
  • постановка контрольных вопросов по усвоению материала.

V этап:

        Заключительный

  • обобщение полученных знаний, подведение итогов, награждение победителей игры.

Рассмотрим этапы работы над проектом по созданиюквеста на примере музейногоквеста при изучении темы «Тайны предметов».


Конспект музейного-квеста «Тайны предметов».

Цель:ознакомление школьников с предметами народного быта,через организацию экскурсионной-игровой деятельности (Квеста).

Задачи:

1) Закрепить знания о предметах старины и русского народного быта;

2) Развивать потребность в самореализации;

3)Развивать коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

4)Развивать воображение,  память, логическое мышление;

5)Закреплять умение ориентироваться в пространстве;

6)Развивать творческие способности детей;

Методы:

- игровой: направлен на развитие культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

- репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, школьников;

Оборудование: экспонаты музея, ноутбук, наглядный материал(карточки с загадками и вопросами

Ведущий: Добрый день мои друзья, рада всех вас видеть я.

Сегодня «Русское подворье »нам дверь откроет широко,

Чтоб все загадки отгадали, и о предметах рассказали,

И будем знать мы всё и вся, Прекрасна вся история моя.

 Ребята , сегодня  Вквест мы поиграем, и все загадки отгадаем…

Квест - это игра, в которой нужно хорошенько подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки.

Тема нашей игры «Тайны музейных предметов»

Мы с вами уже были в музее «Русское подворье», и знакомились с нашей историей, с предметами старины, с  бытом и обычаями русского народа.  И сейчас я расскажу все  правила. Если вы правильно выполните задание то получите букву, из которых нужно будет составить ключевое слово.  Или подсказку , которая вам поможет двигаться дальше и сделать ваш путь  более лёгким.Выполнив все задания и составив слово вы найдете предмет, в котором спрятаны сокровища( сюрпризный момент, сладкое лакомство).

1 задание. Вот сейчас мы с вами и проверим, запомнили ли вы для чего, служит каждый предмет. Если вы сможете правильно рассказать про все предметы, то получите первую подсказку. Я буду показывать вам разные предметы быта русской избы, а вы дайте верный ответ,  для чего он служит?

Печь – служила средством обогрева, приготовления пищи и на ней спали старики и маленькие дети.

Ухват – с помощью ухвата женщина вытаскивала из печи горячий чугунок, что бы ни обжечь руки.

Колыбель, люльк-обычно название подвесной кроватки, она качалась, закрепленная под потолком. Легкая зыбка (кузовок), люлька плетеная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания.

Чугунок-крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Кая особенность?Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу.

Рушни́к — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения...

 Молодцы ребята все предметы назвали правильно получаете первую буквуК

2 задание.Теперь наше задание состоит в том, что бы разгадать загадки про предметы старины (участники квеста приглашаются в «избу» где наглядно представлены предметы старины, завуалированные в загадки, после отгадывания загадки детям предлагается описать предмет, назвать его назначения, и по возможности рассказать про него)

Готовы? Наша первая загадка:

Он как круглая кастрюля,

                                Он чумазый не чистюля

        Где там, в печке уголек

                                Кашу сварит...(чугунок)

Рядом с печкой стоит сват-

Злой да рогатый ухват!

Все из печки он хватает,

Да на стол скорее ставит…(Ухват)

                                Черный конь, скачет в огонь… (Кочерга)

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

 На плечах дугой повисла

Держит ведра… (Коромысло)

То назад, то вперед, ходит – бродит пароход   Остановишь – горе! Продырявит море…(утюг)

Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает… (веник)

                                Эту обувь не забыли,

                                Хоть давным-давно носили.

                                Влезут дети по полати

У печи оставят… (лапти)

Стоит толстячек, блестит бочек,

Шипит, кипит, всем чай пить велит…(самовар)

А теперь ребята последняя загадка , если вы отгадаете её , там вы и найдёте  вторую букву.

На срубленном да пиленом 

Тканое положено, 

Да на всех помножено.

Что от земли родится —

На тканое годится.(Скатерть)

Хорошо справились с этим задание.Вы получаете вторую буковку.О

А теперь мы проходим из избы на двор, где нас ждут  головоломки  и задания  посложнее.

3 задание. Перед вами на столе разложены кусочки различных материалов, и предметы ,вы должны всей командой разложить эти кусочки к тем предметам из которых  как вы думаете они сделаны. А теперь  посмотрите на экран,там  вы увидите правильный ответ ( На картинке изображены предметы и название материалов, и проведены стрелочки от предметов к материалов).

Все ребята замечательно справились с поставленной задачей. И получает третью букву.

Л

4 задание.(Ребятам предлагаются карточки на которых написаны  названия различных предметов)

Ребята, вам нужно выбрать карточки с  предметами быта, которые находятся у нас в музее, и  отложить их отдельно. А карточки, которые лишние нужно отложить в сторону.

Ребята отлично справились с поставленной задачей, и получают четвёртую буквуО

5 задание. Пятую букву нашего загадочного слова вы сможете найти в том предмете , который  находится в  нашем музее. Отгадав что это за предмет , вам нужно найти этот предмет, и вытащить из него букву-подсказку.

И  вот вам подсказка

*Наиболее ранние свидетельства об использовании  и производстве этого предмета на территории страны относят к IV веку до н. э В XVI–XVII веках вэтот предмет создавали  в Сибири и нескольких северных областях. Этот предмет изготавливался в  ручную, этот  труд был кропотливым.  В России открыты четыре музеяпосвящённые только этому предмету: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово.

Самый большой  в мире(этот предмет) — высотой в шесть метров — сваляли в Санкт-Петербурге. Художница Валерия Лошак работала на протяжении года и потратила на свою валяную скульптуру 300 килограммов овечьей шерсти.

Нутеперь наверное вы точно отгадали , что это за предмет? Если нет , вот вам  ещё загадка….

Хоть и скользкие дорожки,

Я зимой хожу в сапожках.

А когда был маленький,

Надевал я... 

Ответ: Валенки

ДВот вы молодцы, нашли и 5 букву.

6 задание.

В старину  с помощью этого предмета гадали. Брали этот предмет  , и рассматривая его , и по этому предмету было понятно какой суженный.

Девушки подходят к поленнице спиной или зажмурившись и берут из нее полено наугад - кому какое попадется. Затем каждая осматривает свое полено, из чего делается заключение о будущем женихе: -> гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего красивого жениха;
-> полено с шероховатой корой - некрасивого на вид;
-> в толстой, но хорошей коре - богатого;
-> полено местами ободранное - со средним достатком;
-> без коры - бедного;
-> толстое полено - сильного или толстого;
-> с сучками - из большой семьи, и по числу сучьев гадают о числе людей в семье;
-> кривое - урода или с какими-нибудь физическими недостатками.

Под одним поленом , вы найдёте 6 букву. Е

Ребята и наконец  мы на финишной прямой! Вам нужно отгадать ребус, Даю подсказку! Это  строка из известного произведения А.С. Пушкина.

Пример: «У Лукоморья дуб зеленый» И вы получаете последнюю букву

Ц

Из полученных букв соберите слово.Если вам будет очень сложно, то я вам дам еще одну подсказку.

Есть квадратная нора,

Ниже круглая дыра.
Брошу я ведро в дыру
И воды в ней наберу…(Колодец)

Вы смогли отгадать правильное слово КОЛОДЕЦ, с чем я вас и поздравляю. Давайте подойдем к нашему колодцу и заглянем в него. Посмотрите  что же там лежит? Сладкий приз. Вы можете угостится этими сладкими конфетками.

Итак, давайте поведем итоги, сегодня мы с вами научились работать в группе и  выполнили много заданий: вспомнили предметы старины,  с которыми вы познакомились на предыдущих  экскурсиях в нашем музее. Научились определять предметы русского быта из множества картинок и разгадали  много головоломок.

Спасибо ребята за такую хорошую работу и ваше хорошее настроение. Буду рада вас снова увидеть в нашем музее. До новых встреч.

Заключение

Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство  с,историей,  фактами , обычаями и другими основами родного края. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы игры добавляется азарт, что позволяет наравне с изумительными видами экспозиций музея получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей детективной истории. .

Особенно актуальна такая форма работы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, квест позволяет лавировать в музее, выбирать разные формы организации. Что очень важно , учитывая возможности учеников нашей школы. Также  очень легко заменить вопросы , для дефференцированного подхода к каждой группе детей., и индивидуально к каждому ребёнку.

Таким образом, использование личностно-ориентированного подхода на занятиях в музееразвивает  и совершенствует индивидуальные познавательные способности обучающихся, обеспечивая рост эффективности обучения. А включение в процесс квеста как активной игровой технологии положительно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферу учеников нашей школы. Его использование дает возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности и преобразовывать учебный процесс – из обыденного и скучного  в радостный, охотно выполняемый.


Литература.

  1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос.пед. агентство. 1996. – 269 с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  3. Ресурсный центр. Структура веб-квеста: [электронный ресурс] http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php
  4. Алгоритм разработки веб-квеста.

www.wearelinguists.narod.ru

  1. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm
  2. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для умственно отсталых обучающихся с НОДА.

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Речевая практика» для  умственно отсталых обучающихся с НОДА.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» ...

Экологический квест "Тайна Зеленого друга "

    Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнона...

Игра-квест "Тайна 5 замков" (2 класс)

Игра-квест "Тайна 5 замков" (2 класс)...

Логопедический квест «Тайна волшебного ларца»

Квест - интересная познавательная игра. Её применение создаёт условия для развития творческих способностей, мыслительных операций, содействует развитию всех речевых компонентов....

Методическая разработка научного квеста "Тайны прошлого: 3 предсказания Жюля Верна", посвященного Дню рождения писателя и Дню российской науки

Интересная разработка научного квеста по мотивам предсказаний научного фантаста - писателя Жюля Верна...