Деловая игра с родителями «Семейный корабль»
проект на тему

Дзугаева Альбина Дзамбулатовна

Деловая игра с родителями «Семейный корабль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditeli.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра с родителями «Семейный корабль»

Актуальность: Семья для ребенка – это и место его рождения и основная среда обитания. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль. Семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Ребенок учится, беря пример с родителей. Но не стоит забывать и о старшем поколении, ведь социальный опыт общения со старшими ребенок получает наблюдая за общением своих мам и пап со старшими родственниками, то есть с бабушками и дедушками. Если родители осознают всю возложенную на них ответственность за воспитание ребенка, они уважают мнение старших членов семьи, берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на дошкольное учреждение. Также понимая, что воспитание в дошкольном учреждении тоже важно для всестороннего развития личности ребенка.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. То есть ближайшим окружение ребенка становятся как родители, так и воспитатели-педагоги. Но у каждого взрослого есть определённые преимущества.

Цель и задачи:

- выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;

- формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;

- повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей; - разработка основных правил семейного воспитания.              

Предварительная  работа:

1.Оформление плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей:

«Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью восполнить то, что не достает от природы» (Аристотель).

«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете - характер, посейте характер-им вы пожнете судьбу» (Уильям Теккереп).

«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В. Белинский).

«Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших   отражали и другу честь умели подавать» (Софокл).

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».   (Л. Бетховен).

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу. Дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» (В.А. Сухомлинский).

2. Проведение анкетирования детей и родителей «Нравственные ценности»

3.  Проведение анкетирования «Важно ли быть родителями».

4. Оформление выставки детских рисунков «Я дома, я в детском саду».

5. Оформление памятки «Заповеди воспитания для родителей».

 

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Деловая игра», экран. На каждый экипаж: ½ ватмана, цветные карандаши.

Ход игры.

Все присутствующие делятся на экипажи (по 5-6 человек) и садятся за отдельные столы.

Ведущий: Добрый день всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы надеемся, что здесь собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению. Тема нашей деловой игры «Семейный корабль под названием «Счастье».

Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный корабль, только на котором каждый человек может быть счастлив и всегда должен возвращаться сюда с радостью. Семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания.  В. Гюго говорил: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Очень важно, чтобы сегодня вы были активны, выражали свою точку зрения на, те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. Вам придётся немного поработать, проявить сообразительность, находчивость, показать свои знания, навыки общения, умение дружно работать, а главное – проявить фантазию. 

Но, прежде чем отправиться в путешествие, я хочу вам сказать несколько напутственных слов.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм человека, осуществляется развитие личности. И то же время, это период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых – родителей и педагогов.

Мы всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым. Наши дети рождаются с определенными задатками, не всегда совпадающими с честолюбивыми мечтами родителей. В последнее время мы все больше заняты проблемами образования. И родители, и детские сады делают основной упор на подготовку к обучению в школе. Воспитание как бы отходит на второй план. Мало кто заботится о внутреннем мире ребенка, о его морали, качествах будущей личности. В то же время формирование качеств личности ребенка, и его определенной нравственной и этической позиции - это сложный педагогический процесс. Нетрудно передать ребенку знания об этических нормах, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральным нормам, желание следовать хорошему, и противостоять плохому.

Сегодня у нас будет возможность поговорить, поспорить, чему-то научиться, поделиться собственным семейным опытом.

Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга (игра с родителями на общение, психологический настрой «Подари свою улыбку…». Каждый говорит одно доброе слово-пожелание и «дарит улыбку» рядом сидящему).

Ну вот теперь, когда у всех хорошее настроение, можно отправляться в плавание. Каждая группа – это частичка малого семейного экипажа. Представьте себе, что сейчас мы отправимся в путешествие по Радужному морю. 


Задание 1:

Но для плавания нужны судна: лодки, парусники, яхты, баржи или что-то другое.  Вам придётся придумать и нарисовать их на листах, которые находятся у вас на столах, а также придумать название и девиз. Время ограничено 5 минут. 

-  К отплытию готовы? А чтобы не сбиться с курса, будем ориентироваться по карте.

Задание 2: мы подходим к заливу «Интеллектуалы». Как известно «интеллект» - латинское слово, означает «понимание», «рассудок», «ум». Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Семья и взаимопонимание». Каждый экипаж заполняет страницу, а потом зачитывает вслух. Время 3 минуты. 

СЕМЬЯ – это… 

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – это…

(Чтение семейной энциклопедии) 

Интересны ваши мнения, проверьте себя по словарю. Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова: «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «взаимное понимание и согласие». 

Задание 3: за разговорами мы прибыли на остров «Воспитание». 
Вам будут предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 5 минут, затем вам необходимо разрешить ситуацию, высказав свое мнение. 

Ситуация № 1:

Мальчик, воспитанник подготовительной группы, сказал бабушке «отвали». Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь! 

Сын: 

- Но ведь ты маме тоже так говорил!? 

- Да как ты смеешь отца учить? 

Вмешивается мать: 

- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости. 

Дайте оценку поведения всех членов семьи. 

Ситуация № 2:

Дима и Саша, дружили, но только в детском саду. Родители запрещали Диме приводить Сашу домой, встречаться и играть вместе на улице. Мама считала, что Саша развит не по возрасту, часто грубит, дерется, одним словом, может научить лишь плохому. А Дима доказывал, что Саша хороший мальчик, он защищает его в детском саду и никогда не обижает младших и девочек.
Ваш выход из этой ситуации. 

Ситуация № 3:

Полина рассказала маме по секрету, что ей нравится в группе мальчик Вова. Мама, конечно, отнеслась к этому несерьезно, посмеялась над девочкой, мол куда ты, нос не дорос. Побольше бы сидела лучше с книжками, буквы поучила бы, цифры. Вечером мама при всех рассказала отцу о секрете дочери. Отец был категоричен. «Ишь ты, невеста. Чтоб я таких разговоров даже больше и не слышал!», - бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи? 
Задание 4: сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Общение». Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни. 

- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок: 

Времени у вас 3 минуты. 

ЕСЛИ:
1.Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненависти);

2.Ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным); 

3.Ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины); 

4.Ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других); 

5.Ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным); 

6.Ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым); 

7.Ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей); 

8.Ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя); 

9.Ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым); 

10.Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в  этом мире).

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других. 
Задание 5: мы подплыли   к полуострову «Отношения». 

Можно много говорить о правилах, которые заведены на этом полуострове. Но лучше нам об этом расскажет педагог-психолог. (Задание от психолога)


Задание 6: мы почти не заметно подплыли   к порту «Свершение».

Внимание! Старинная притча: Однажды… Был такой остров, на котором жили все чувства и ценности человека: Хорошее Настроение, Печаль, Мудрость..., а также все остальные, включая Любовь. Как-то раз всем чувствам объявили, что остров скоро утонет. Поэтому все приготовили свои лодки и уехали. Только Любовь осталась ждать одна до самого последнего момента. Когда на острове остался всего лишь кусочек суши, Любовь решила просить помощи. Богатство проезжало мимо Любви на роскошной лодке, и Любовь сказала: “Богатство, ты можешь взять меня с собой?” «Не могу, потому что в моей лодке очень много золота и серебра и для тебя нет места». Потом Любовь решила попросить Гордость, которая проплывала мимо на красивой лодке: “Гордость, я тебя умоляю, возьми меня с собой!” «Я не могу взять тебя, Любовь, - ответила Гордость, - у меня здесь всё красиво, ты можешь испортить мою лодку». Тогда Любовь обратилась к Печали, которая была недалеко: «Печаль, я прошу тебя, возьми меня с собой». «Ах, Любовь, - ответила Печаль, - мне так грустно, что мне нужно побыть одной». Потом Хорошее Настроение проезжало мимо Любви. Но оно было таким счастливым, что даже не услышало, что его кто-то зовёт. Вдруг какой-то голос сказал: «Идём, Любовь, я возьму тебя с собой». Тот, кто звал, был какой-то старик. Любовь чувствовала себя такой счастливой и радостной, что забыла спросить имя старика. Когда они достигли берега, старик исчез. Любовь понимала, скольким она обязана этому старику, и спросила у Знания: “Знание, ты можешь сказать, кто мне помог?” “Это было …, - ответило Знание». “Время? - спросила Любовь. - Но почему так получилось, что Время мне помогло?” Знание, наполненное мудростью, ответило: «Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна в жизни». 

- Над чем заставила вас задуматься эта притча? На обсуждение 1 минута. 

        Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять, а нужно укреплять их отношения. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

- Спасибо всем участникам за полезное общение. 

Рефлексия:

А сейчас я хочу передать «клубок дружбы». Каждый из вас знает, как важно научить ребенка искренне радоваться успехам других, но ребенок учится у нас с вами. Давайте, передавая клубок друг другу, постараемся порадоваться за наших детей и выскажем им свои пожелания.

Свои впечатления о нашей встрече вы можете оставить на «Дереве откровений».

                                 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Результативность:

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.

Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для родителей первоклассников.

Игра проводится с целью разработки общих требований семьи и школы к первоклассникам.  Она позволяет активно включать  в работу всех участников, способствует установлению доверительных отноше...

Деловая игра с родителями "Звездный час"

Деловая игра проводится на родительском собрании, это одна из форм взаимодействия семьи и школы. Инновационая направленность, педагог в деловой игре привлекает внимание родителей к вопросу  гражд...

Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете"

Деловая игра "Лайфхаки для порядка в семейном бюджете" в рамках программы повышения финансовой  грамотности населения....

Деловая игра - практикум "Дела семейные"

Данное мероприятие является частью работы по подготовке воспитанниковдетских домой младшего школьного возраста к жизни взамещающей семье. Может быть использовано классными руководителями в воспитатель...

Деловая игра с родителями "Школа - это серьезно?!"

Понимая важность подготовки детей к школе, в ходе игры родители знакомятся с рекомендациями, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни....

Деловая игра для родителей «Азбука финансов»

Игра направлена на формирование элементарных экономических знаний у родителей...

Сценарий занятия "Деловая игра семейный бюджет"

В начальной школе прошла  деловая игра "Семейный бюдет".Цель мероприятия: повторить экономические понятия, формировать целостность взглядов на семью. ее роль в обществе, формировать уме...