Урок изобразительного искусства - урок образ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Азарёнок Наталия Борисовна

Урок строится на основе гуманно-демократической модели с учетом индивидуальных личностных качеств. Особое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_obraz.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства – урок «образ».

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, внедряется ФГОС НОО. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Поэтому на смену модели «образование-преподавание» приходит «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

На протяжении долгого времени в советской педагогике господствовал авторитарно-догматический метод преподавания. Естественно, что одномоментно пересмотреть устоявшиеся стереотипы ведения урока крайне сложно, но, тем не менее, необходимо понимать, что сейчас, уже в первом классе, перед нами сидят личности, составляющие и самоценные части как школьного и классного коллектива, так и общества в целом. И поскольку, главной задачей начальной школы является обеспечение развития этой личности, то нужно учитывать, что источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.

Одним из способов формирования такой личности является современный урок изобразительного искусства, урок – образ, главными творцами которого являются учитель и ученик.

Этот урок должен строится на основе гуманно – демократической модели, включающей в себя приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта; учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и других; учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.

Большое место в жизни младшего школьника занимают чувства и эмоции как мотивы поведения. Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости. Младший школьник начинает более сдержанно выражать собственные эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых можно или нельзя обнаруживать собственные чувства, то есть произвольность поведения постепенно начинает отражаться на сфере чувств. Однако, в целом, для детей характерна впечатлительность и отзывчивость, и поэтому, в этом возрасте особое внимание необходимо уделять формированию эмоционально-ценностных отношений, развитию эмоций переживания и сопереживания.

Учитывая обилие памятников культуры, музеев, выставок, находящихся в Санкт-Петербурге, реализуется и принцип открытости урока, то есть проведение его вне школы, что может потребовать привлечения специалистов, например родителей. Это в свою очередь, способствует формированию хороших,  доверительных отношения между всеми участниками образовательного процесса (детьми, педагогом и родителями), оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Принцип свободной интеграции и взаимодействия с другими видами деятельности художественно-эстетической направленности строится путем интегрирования изобразительного искусства с уроками музыки, окружающего мира.

Таким образом, современный урок изобразительного искусства становится неповторимым, авторским, динамичным и многовариантным. Это делает его интересным как для детей, так и для самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Художественный образ Японии"

Урок изобразительного искусства в 4 классе.Тема: Образ художественной культуры Японии. Образ женщины.Задачи:1.     Повысить интерес к культуре Японии.2.     Поз...

Урок изобразительного искусства по теме "Сказочный образ". Рисование по представлению.

Задачи урока: обучение детей использованию средств изобразительного языка для отражения индивидуально - психологических особенностей образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прооб...

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)»

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему « Образ красоты человека (женский образ)"Характеристика этапов урокаТехнологическая карта урокаСхемы кок...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...