Проблемы преемственности образовательного процесса в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Связано это, прежде всего, с возникновением многовариантного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Все большее распространение  вариативности программ, учебных планов, средств обучения значительно обогащает содержание как дошкольной, так  и начальной ступени образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преемственности образовательного процесса

в начальной школе

        В настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Связано это, прежде всего, с возникновением многовариантного образовательного пространства дошкольного и начального общего образования. Все большее распространение  вариативности программ, учебных планов, средств обучения значительно обогащает содержание как дошкольной, так  и начальной ступени образования.

        Преемственность между дошкольным и начальным звеном рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

        Не следует сводить преемственность только к подготовке детей к учению. В большей степени необходимо решать задачу воспитания способностей, которые помогут дать ребенку возможность в дальнейшем лучше усваивать знания и творчески их применять.

        Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, когда сохраняется самоценность до школьного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка – предпосылка успешного школьного обучения. В то же время школа, как преемница, не строит свою работу «с нуля», а подхватывает и умножает достижения школьника, развивает накопленный им потенциал. На основании этого вытекают следующие направления работы детского сада и начальной школы.

        Первое направление – согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровне.  

        Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возрастными возможностями спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Такое развитие обеспечивает общую (личностную, интеллектуальную, физическую) готовность к переходу к школьному обучению.

Основная цель образования в начальной школе – продолжить всестороннее общее развитие детей с учетом возросших возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлении учебной деятельности (мотиваций        , способов, типов общения). Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен  становлению личности ребенка, развитию его компетенции (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности,  инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.

Второе направление – обогатить образовательное содержание в начальной школе. Для этого необходимо следующее:

- вводить в педагогический процесс разные виды детской деятельности творческого характера;

- пополнять содержание образования историко-географическими и краеведческими сведениями, которые максимально активизируют  познавательные интересы детей, отвечают их потребностям  в практической деятельности и формируют чувство ответственности за состояние ближайшего окружения;

- обогащать содержание уроков эстетического цикла художественной деятельности, как одного из средств самовыражения ребенка, приобщать детей к национальной художественной культуре.

Третье направление – усовершенствовать формы организации и методы обучения,  как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе:

- максимально способствовать двигательной активности детей на уроках и различного рода занятиях;

 - использовать многообразие форм обучения «неурочного» типа обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе;

- создавать развивающую среду, функционально моделирующую содержание детской деятельности;

- более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении;

- использовать в начальной школе игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;

- изменить форы общения детей на занятиях в детском саду и уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним, учиться у него, поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.  

Одной из сложностей является и то, что переход от дошкольной ступени образования к начальной школе осложняется тем, что дошкольное образование в нашей стране не обязательно. В начальную школу приходят дети с разным уровнем подготовленности. Эта ситуация порождает новые трудности.

Однако существуют пути, позволяющие решать данную проблему:

- прежде всего, необходимо привести в соответствие содержание программ дошкольного и начального образования;

- недопустимо переносить в детский сад цели, методы и задачи работы в начальной школе;

- следует разработать некий минимум, который ребенок, в силу своего возрастного развития, должен обязательно усвоить, независимо от того, посещает он детский сад или нет.    

Именно поэтому ученым было предложено разработать концепцию непрерывного образования. В настоящее время на ее базе создаются новые программы непрерывного дошкольного и школьного образования, содержание которых в первую очередь учитывает возрастные психолого-физиологические характеристики ребенка.

При всем многообразии точек зрения на проблему преемственности и присуща одна общая черта: все они высвечивают необходимость воспитателей, учителей, родителей понимать друг друга, договариваться, координировать свои усилия.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...

Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон»   Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...

Психологические проблемы преемственности "Детский сад-начальная школа"

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...