Деловая игра "Совесть"
классный час (3, 4 класс) на тему

Корникова Анна Сергеевна

Данный материал представлен в виде игры на тему "Совесть" для начальных классов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая игра "Совесть"25.72 КБ
Файл Карточки к игре14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Совесть»

Нравственные нормы и правила поведения

Тема: «Совесть – внутренний судья»

Цели: Знание нравственных норм и повторение правил поведения.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развитие самоуважения у подростков;
  2. Развитие ответственного поведения.

Воспитательные:

  1. Повышение самоценности и самооценки личности.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, мел, карточки.

Сценарий

"НЕ ВСЕ ТО, ЧТО РАЗРЕШАЕТ ЗАКОН, ПОЗВОЛЯЕТ СОВЕСТЬ". (ПЛАТОН)

Платон в своем высказывании обращает наше внимание на противопоставление норм морали и права. Платон в своих размышлениях на эту проблему приходит к выводу о том, что нормы права и морали иногда могут противоречить друг другу

 Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

С ним каждый путь и правилен и светел.

 -Благодарю, что просветил меня.

 Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, чтобы достойно подойти к концу.

 Я поклонилась в пояс мудрецу. 

Да нет, не то, заволновался третий 

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… 

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Работа в паре.

Ребята, запишите на полоске бумаги самые главные (по вашему мнению) качества и прикрепите полоску к доске.

(Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно.)

Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! 

(прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

− Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

− Назовите тему нашего урока.

(Совесть)

− Теперь прочитайте эпиграф урока.

Слайд 2

«Самое главное украшение человека – чистая совесть».

− Какой вопрос возникает?

− Совесть украшает человека?

− Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

− Что такое совесть?

− Нужна ли она человеку?

− Что значит поступать по совести?

− Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

− Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на слайде), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма.

Слайд 4

Афоризмы:

«Законживущий в нас, называется совестью».

Кант И.

«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».

Суворов А. В.

«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».

Пушкин А. С.

«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Совесть – это правильный суд доброго человека».

Аристотель

Работа с притчей.

  • Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

Слайд 5

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

− Как поступит герой притчи?

− Почему он вернет кошелек хозяину?

− Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

− В чем смысл притчи?

− Чему она нас учит?

− Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).

 Игра «Найди пару». Работа в паре.

Работа с пословицами.

Нужно собрать пословицы на каждой парте лежат начало и окончания пословиц. Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести)

Вода все отмывает, кроме нечистой совести (сербская пословица)

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)

От человека утаишь, а от совести нет.

Совесть без зубов, а грызёт.

Нечистая совесть спать не даёт.

Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

Совесть - глаз народа.

За совесть да за честь - хоть голову снесть.

У него стыда - что волос на камне.

Слайд 5

Проверка по эталону (слайд).

− Чему учат нас эти пословицы?

− А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)

Слайд 6

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой

− Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.

Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  4. Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  7. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

− Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

− Было ли стыдно за свои поступки?

− Всегда ли вы поступали по совести?

РЕФЛЕКСИЯ

1. Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Урок дал мне для жизни…

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Слайд 7

Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.



Предварительный просмотр:

Разум

Воля

Совесть

Вода все отмывает, кроме нечистой совести (сербская пословица)

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)

От человека утаишь, а от совести нет.

Совесть без зубов, а грызёт.

Нечистая совесть спать не даёт.

Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

Совесть - глаз народа.

За совесть да за честь - хоть голову снесть.

У него стыда - что волос на камне.

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"

Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки"  3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....

Деловая игра в 4 классе на тему "Единицы измерений"

Данный материал можно использовать при повторении темы по математике "Единицы измерений"....

Деловая игра "Современный учитель"

Данная деловая игра была проведена на районном семинаре для учителей начальных классов и получила высокую оценку коллег....

Деловая игра "Каша-пища наша"

В деятельности учащихся младших классов имеет огромную роль эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное на...

Деловая игра на тему: «Выборы Главы администрации МО «Сельсовет»»

Внеклассное мероприятие для учащихся 10 - 11 классов. Приурочено к Всероссийскрму Дню молодого избирателя, который проводится ежегодно в третье воскресенье февраля....