В гостях у сказки
рабочая программа (3 класс) на тему

Порфирьева Вера Николаевна

Рабочая программа воспитательной работы по общекультурному направлению в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki_3_b.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            
  2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
  3. Учебно – тематический план
  4. Содержание программы.

5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «В гостях у сказки» разработана в соответствии с требованиями:                                                         

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
  3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
  5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
  6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
  7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
  8. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
  9.  Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.

Цель программы:  нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Задачи
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Актуальность программы.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками, умением делится впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, адекватно передавать характеристики поведения и отношений героев сказки, давать полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям героям.

Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников. 

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 ч. Занятия проводятся один раз в неделю.

Особенности реализации программы.

Основной формой работы являются внеучебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания

В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.  Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику.

Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

- занятие – практика,

- занятие – праздник,

- интегрированное занятие,

- занятие – конкурс,

- выставка поделок.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

- оценивать поступки людей жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений и их поступкам;

Метапредметные рузультаты:

Регулятивные УУД:

-  определять и формировать цель деятельности на занятиях с помощью воспитателя;

-  самостоятельно работать с книгой во внеурочное время;

-  учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией книги;

Познавательные УУД:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

- делать выводы в результате совместной работы класса и воспитателя;

Коммуникативные УУД:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

- уважать мнение собеседников;

- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

- учиться работать в паре, группе: выполнять различные роли(лидера исполнителя)

Предметными результатами изучение курса являются следующие знания и умения.

Знания

Умения

Допустимый уровень

Виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

Популярные русские авторские сказки.

Популярные сказки разных народов.

Признаки сказки как жанра.

Знать наиболее распространенные пословицы.

Пластилин, виды пластилина, его свойства и применение.

Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, разнообразие техники работ с пластилином.

Высказать свое мнение.

Пересказать содержание кратко, выборочно или подробно.

Выразительно читать, характеристика персонажа.

Объяснить смысла названия сказки.

Описать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные

признаки предметов.

Обобщать, делать несложные виды.

Минимальный уровень

Содержание изученных сказок.

Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином;

Основные приемы лепки;

Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой.

Правила работы с пластилином.

Передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

Иллюстрировать услышанное или прочитанное.

Слушать,осознанно читать и отвечать на вопросы.

Составлять устный рассказ по картинке.

Выполнять приемы удобной и безопасной работы инструментами.

Лепить предметы различной формы

Называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

Оценка  планируемых результатов освоения программы

        В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ.  О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

- по оценке творческой продукции ребенка;

- по повышению уровня общей  культуры;

- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

- по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по терм уровням:

Первый уровень результатов

Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов

Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Третий уровень результатов

Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

 Учебно-тематический план.

№ п.п.

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

1.

Авторские сказки

13

8

5

2.

Волшебные сказки

7

4

3

3.

Сказки народов России

11

7

4

4.

Подведение итогов

3

1

2

Содержание программы

1.Авторские сказки (13ч)

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Беседа-диалог о том, как старичок-боровичок, у которого была волшебная дудочка, проучил Женечку; и о том, как нехорошо быть лентяйкой.

Е. Чарушин «Теремок». Беседа об умении жить дружно.

В. Сутеев «Палочка-выручалочка». История о том, что даже простая неприметная палка может помогать в беде, если проявить находчивость. Сказка учит быть изобретательными и смелыми. Беседа о том, как важно помогать друг другу.

В. Катаев «Светик-самоцветик». Сказка о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок. Пронося заклинания и отрывая лепесток. Женя загадывает любое желание и оно тотчас исполняется. И когда у нее остался последний лепесток, она нашла нового друга…

Практическая работа: иллюстрирование и лепка героев сказки, создание книжки-малышки, инсценирование.

2.Волшебные сказки (17 часов)

Ш. Перро «Золушка». Сказка о бедной девушке, оставшейся без матери. Ей приходится жить со злой мачехой и ее дочерями. На помощь Золушке придет добрая фея и поможет ей найти свое счастье.

Русская народная сказка «Летучий корабль». Беседа о трудолюбии, непослушании, сообразительности, смелости, находчивости.

Практическая работа: иллюстрирование и лепка героев сказки, поделки из природных материалов, краткий пересказ.

3.Сказки народов России (11ч)

Татарская народная сказка «Три сестрицы» беседа об уважительном отношении к своим родителям.

Башкирская сказка «Ленивая девочка». Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленные?»

Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья».  Слушание сказок и их обсуждение. Почему в сказах всегда есть правда и она побеждает.

Практическая работа: Иллюстрирование и лепка героев сказок, краткий пересказ.

4.Подведение итогов (3 ч) Выставка детских творческих работ и поделок. Представление лучших работ. Проведение конкурса «Из какой мы сказки?». Литературный  аукцион «Кто больше назовет положительных героев сказок?»

 Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Ожидаемый результат

Раздел 1.

13

Авторские сказки

1

В. Катаев      

«Дудочка и кувшинчик»

1

Беседа

Чтение сказки, анализ содержания.

Коррекция внимания, коррекция мыслительных операций через анализ рассказа.

1 уровень- приобретение знаний

2

В. Катаев      

«Дудочка и кувшинчик»

1

Беседа диалог

Повторение сказки, ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы

1 уровень-приобретение знаний

2 уровень-приобретение опыта действия.

3

В. Катаев      

«Дудочка и кувшинчик»

1

Практика

Иллюстрирование сказки.

Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы

3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

4

Е. Чарушин «Теремок»

1

Беседа

Чтение сказки, анализ содержания

Работа над выразительным чтением, используя интонацию, темп, паузы.

1 уровень-приобретение знаний

5

Е. Чарушин «Теремок»

1

Беседа, диалог

Повторение сказки, инсценирование.

Коррекция связной речи, накопление словаря через формирование умения пересказывать.

2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к  природе.

6

Е. Чарушин «Теремок»

1

Практика

Лепка героев сказки

Коррекция крупной и мелкой моторики через работу с пластилином

3 уровень-приобретение опыта, презентация результатов самой деятельности.

7

В. Сутеев «Палочка - выручалочка»

1

Беседа, диалог

Чтение сказки, анализ содержания.

Коррекция мыслительных операций через анализ сказки

1 уровень-приобретение знаний.

8

В. Сутеев «Палочка - выручалочка»

2

Виктори-на

Ответы на вопросы, повторение сказки.

Коррекция связной речи, накопление словаря через повторение сказки.

2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к природе.

9

В. Сутеев «Палочка - выручалочка»

2

Практика

Иллюстрирование сказки.

Коррекция мелкой моторики через выполнение  практической работы.

3 уровень-приобретение опыта, самостоятельной деятельности.

10

В. Катаев «Цветик-само-цветик»

1

Беседа, диолог

Слушание сказки, анализ содержания

Развивать зрительное и слуховое внимание, умение вслушиваться в речь взрослого.

1 уровень-приобретение знаний

11

В. Катаев «Цветик-само-цветик»

1

Беседа

Повторение сказки, краткий пересказ.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через беседу, убеждение.

2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к человеку.

12

В. Катаев «Цветик-само-цветик»

1

Практика

Содержание книжки-малышки.

Воспитывать умение работать в парах, в команде, в коллективе.

3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

13

Моя любимая сказка

1

Беседа

Пересказ любимых сказок, лепка сказочных героев..

Коррекция связной речи, коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы.

1 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

Раздел 2

7

Волшебные сказки

14

Ш. Перро «Золушка»

1

Беседа, диалог

Чтение, анализ содержания

Воспитывать интерес к чтению, анализировать положительные и отрицательные черты героев.

1 уровень-приобретение знаний

15

Ш. Перро «Золушка»

1

Беседа

Пересказ содержания, ответы на вопросы

Коррекция эмоциональной сферы через формирование умения выражать свои чувства при оценке поступков героев сказки.

2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к человеку.

16

Ш. Перро «Золушка»

1

Практика

Иллюстрирование

Рисование героев. Творческая работа над образами.

3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности.

17

Русская народная сказка «Летучий корабль»

1

Беседа, диалог

Чтение, анализ содержание.

Коррекция эмоциональной сферы через формирование нравственныех качеств, как послушание, трудолюбие.

1 уровень- приобретение опыта действия.

18

Русская народная сказка «Летучий корабль»

1

Беседа, диалог

Чтение, анализ содержание

Воспитывать такие нравственные качества, как послушание, трудолюбие.

1 уровень- приобретение знаний

19

Русская народная сказка «Летучий корабль»

1

Практика

Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.

Коррекция восприятия цвета через работу с пластилином.

3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности.

20

Любимый герой сказки

1

Виктори-на

Отгадывание загадок, ресурсов. Рассказ о персонаже.

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха.

1 уровень-приобретение знаний.

Раздел 3

11

Сказки народов России

21

Татарская народная сказка «Три сестры»

2

Беседа

Слушание сказки, анализ содержания

Развитие умения выражать впечатление от прочитанного произведения.

1 уровень- приобретение знаний

22

Татарская народная сказка «Три сестры»

1

Диалог

Повторение сказки, ответы на вопросы

Коррекция внимания памяти через беседу и яркую наглядность.

2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к близким людям.

23

Татарская народная сказка «Три сестры»

1

Практика

Краткий пересказ сказки, инсценирование.

Коррекция связной речи, накопление словаря через формирование умения пересказывать.

3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности

24

Башкирская сказка «Ленивая девочка»

1

Беседа

Чтение сказки, пересказ

Развитие умения выражать свои чувства при оценке поступков героев сказки.

1 уровень – приобретение знаний.

25

Башкирская сказка «Ленивая девочка»

1

Практика

Инсценирование сказки.

Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы.

3 уровень – приобретение опыта самостоятельной деятельности..

26

Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?»

1

Беседа

Чтение сказки, ответы на вопросы.

Развитие умения выражать впечатления от прочитанного произведения.

1 уровень-приобретение знаний.

27

Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?»

1

Беседа, диалог

Чтение сказки на чувашском языке

Развитие умения выражать впечатления от прочитанной сказки на родном языке.

1 уровень-приобретение знаний.

28

Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?»

1

Практика

Иллюстрирование сказки.

Коррекция мелкой моторики через раскрашивание.

3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности.

29

Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»

1

Беседа, обсуждение

Чтение сказки, краткий пересказ

Коррекция познавательных интересов через создание ситуации заинтересованности в чтении.

1 уровень- приобретение знаний

30

Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»

1

Беседа, обсуждение

Чтение сказки на чувашском языке, краткий пересказ

Воспитывать интерес к чтению на родном языке.

1 уровень-приобретение знаний.

31

Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»

1

Практика

Иллюстрирование сказки

Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы.

3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

32

Конкурс «Из какой мы сказки?»

1

Виктори-на

Отгадывание загадок, ребусов

Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха.

3 уровень-приобретение знаний

33

Моя любимая сказка

1

Практика

Иллюстрирование

Развитие творческих способностей учащихся.

3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности

34

Подведение итогов

1

Практика

Выставка детских творческих работ и поделок.

Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха

. 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература:

1.Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994

2.Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс» - М.:ВАКО, 2006

3. «Родничок», Книга для внеурочного чтения в 3 классе, - Тула: «Родничок», 1998

4. «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

5. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009

Материально-техническое оснащение:

технические и электронные средства обучения:

телевизор,

классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

материалы:

― бумага цветная разной плотности;

― картон цветной, серый, белый;

―  бумага в крупную клетку;

― набор разноцветного пластилина;

__цветные карандаши;

― клей ПВА, клеящий карандаш;

инструменты

― ножницы;

― линейки;

― карандашная точилка

вспомогательные приспособления:

― подставка для кисточки; баночка для клея; листы бумаги для работы с клеем (макулатура); коробочка для мусора; тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания.

печатные пособия:

дидактический раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)

Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...

В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...

Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...

Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")

Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок"....