В гостях у сказки
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа воспитательной работы по общекультурному направлению в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki_3_b.docx | 46.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- Учебно – тематический план
- Содержание программы.
5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
- СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
- Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
- Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.
Цель программы: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Задачи:
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Актуальность программы.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками, умением делится впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, адекватно передавать характеристики поведения и отношений героев сказки, давать полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям героям.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 ч. Занятия проводятся один раз в неделю.
Особенности реализации программы.
Основной формой работы являются внеучебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику.
Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- занятие – практика,
- занятие – праздник,
- интегрированное занятие,
- занятие – конкурс,
- выставка поделок.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений и их поступкам;
Метапредметные рузультаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятиях с помощью воспитателя;
- самостоятельно работать с книгой во внеурочное время;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией книги;
Познавательные УУД:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
- делать выводы в результате совместной работы класса и воспитателя;
Коммуникативные УУД:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- учиться работать в паре, группе: выполнять различные роли(лидера исполнителя)
Предметными результатами изучение курса являются следующие знания и умения.
Знания | Умения |
Допустимый уровень | |
Виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных) Популярные русские авторские сказки. Популярные сказки разных народов. Признаки сказки как жанра. Знать наиболее распространенные пословицы. Пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, разнообразие техники работ с пластилином. | Высказать свое мнение. Пересказать содержание кратко, выборочно или подробно. Выразительно читать, характеристика персонажа. Объяснить смысла названия сказки. Описать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Обобщать, делать несложные виды. |
Минимальный уровень | |
Содержание изученных сказок. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; Основные приемы лепки; Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Правила работы с пластилином. | Передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки; Иллюстрировать услышанное или прочитанное. Слушать,осознанно читать и отвечать на вопросы. Составлять устный рассказ по картинке. Выполнять приемы удобной и безопасной работы инструментами. Лепить предметы различной формы Называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; |
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
- по оценке творческой продукции ребенка;
- по повышению уровня общей культуры;
- по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
- по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по терм уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
Учебно-тематический план.
№ п.п. | Название раздела | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Авторские сказки | 13 | 8 | 5 |
2. | Волшебные сказки | 7 | 4 | 3 |
3. | Сказки народов России | 11 | 7 | 4 |
4. | Подведение итогов | 3 | 1 | 2 |
Содержание программы
1.Авторские сказки (13ч)
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Беседа-диалог о том, как старичок-боровичок, у которого была волшебная дудочка, проучил Женечку; и о том, как нехорошо быть лентяйкой.
Е. Чарушин «Теремок». Беседа об умении жить дружно.
В. Сутеев «Палочка-выручалочка». История о том, что даже простая неприметная палка может помогать в беде, если проявить находчивость. Сказка учит быть изобретательными и смелыми. Беседа о том, как важно помогать друг другу.
В. Катаев «Светик-самоцветик». Сказка о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок. Пронося заклинания и отрывая лепесток. Женя загадывает любое желание и оно тотчас исполняется. И когда у нее остался последний лепесток, она нашла нового друга…
Практическая работа: иллюстрирование и лепка героев сказки, создание книжки-малышки, инсценирование.
2.Волшебные сказки (17 часов)
Ш. Перро «Золушка». Сказка о бедной девушке, оставшейся без матери. Ей приходится жить со злой мачехой и ее дочерями. На помощь Золушке придет добрая фея и поможет ей найти свое счастье.
Русская народная сказка «Летучий корабль». Беседа о трудолюбии, непослушании, сообразительности, смелости, находчивости.
Практическая работа: иллюстрирование и лепка героев сказки, поделки из природных материалов, краткий пересказ.
3.Сказки народов России (11ч)
Татарская народная сказка «Три сестрицы» беседа об уважительном отношении к своим родителям.
Башкирская сказка «Ленивая девочка». Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленные?»
Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья». Слушание сказок и их обсуждение. Почему в сказах всегда есть правда и она побеждает.
Практическая работа: Иллюстрирование и лепка героев сказок, краткий пересказ.
4.Подведение итогов (3 ч) Выставка детских творческих работ и поделок. Представление лучших работ. Проведение конкурса «Из какой мы сказки?». Литературный аукцион «Кто больше назовет положительных героев сказок?»
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат |
Раздел 1. | 13 | Авторские сказки | ||||
1 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | 1 | Беседа | Чтение сказки, анализ содержания. | Коррекция внимания, коррекция мыслительных операций через анализ рассказа. | 1 уровень- приобретение знаний |
2 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | 1 | Беседа диалог | Повторение сказки, ответы на вопросы по сюжетным картинкам. | Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы | 1 уровень-приобретение знаний 2 уровень-приобретение опыта действия. |
3 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | 1 | Практика | Иллюстрирование сказки. | Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы | 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
4 | Е. Чарушин «Теремок» | 1 | Беседа | Чтение сказки, анализ содержания | Работа над выразительным чтением, используя интонацию, темп, паузы. | 1 уровень-приобретение знаний |
5 | Е. Чарушин «Теремок» | 1 | Беседа, диалог | Повторение сказки, инсценирование. | Коррекция связной речи, накопление словаря через формирование умения пересказывать. | 2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к природе. |
6 | Е. Чарушин «Теремок» | 1 | Практика | Лепка героев сказки | Коррекция крупной и мелкой моторики через работу с пластилином | 3 уровень-приобретение опыта, презентация результатов самой деятельности. |
7 | В. Сутеев «Палочка - выручалочка» | 1 | Беседа, диалог | Чтение сказки, анализ содержания. | Коррекция мыслительных операций через анализ сказки | 1 уровень-приобретение знаний. |
8 | В. Сутеев «Палочка - выручалочка» | 2 | Виктори-на | Ответы на вопросы, повторение сказки. | Коррекция связной речи, накопление словаря через повторение сказки. | 2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к природе. |
9 | В. Сутеев «Палочка - выручалочка» | 2 | Практика | Иллюстрирование сказки. | Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы. | 3 уровень-приобретение опыта, самостоятельной деятельности. |
10 | В. Катаев «Цветик-само-цветик» | 1 | Беседа, диолог | Слушание сказки, анализ содержания | Развивать зрительное и слуховое внимание, умение вслушиваться в речь взрослого. | 1 уровень-приобретение знаний |
11 | В. Катаев «Цветик-само-цветик» | 1 | Беседа | Повторение сказки, краткий пересказ. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через беседу, убеждение. | 2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к человеку. |
12 | В. Катаев «Цветик-само-цветик» | 1 | Практика | Содержание книжки-малышки. | Воспитывать умение работать в парах, в команде, в коллективе. | 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
13 | Моя любимая сказка | 1 | Беседа | Пересказ любимых сказок, лепка сказочных героев.. | Коррекция связной речи, коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы. | 1 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
Раздел 2 | 7 | Волшебные сказки | ||||
14 | Ш. Перро «Золушка» | 1 | Беседа, диалог | Чтение, анализ содержания | Воспитывать интерес к чтению, анализировать положительные и отрицательные черты героев. | 1 уровень-приобретение знаний |
15 | Ш. Перро «Золушка» | 1 | Беседа | Пересказ содержания, ответы на вопросы | Коррекция эмоциональной сферы через формирование умения выражать свои чувства при оценке поступков героев сказки. | 2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к человеку. |
16 | Ш. Перро «Золушка» | 1 | Практика | Иллюстрирование | Рисование героев. Творческая работа над образами. | 3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
17 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | 1 | Беседа, диалог | Чтение, анализ содержание. | Коррекция эмоциональной сферы через формирование нравственныех качеств, как послушание, трудолюбие. | 1 уровень- приобретение опыта действия. |
18 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | 1 | Беседа, диалог | Чтение, анализ содержание | Воспитывать такие нравственные качества, как послушание, трудолюбие. | 1 уровень- приобретение знаний |
19 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | 1 | Практика | Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | Коррекция восприятия цвета через работу с пластилином. | 3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
20 | Любимый герой сказки | 1 | Виктори-на | Отгадывание загадок, ресурсов. Рассказ о персонаже. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха. | 1 уровень-приобретение знаний. |
Раздел 3 | 11 | Сказки народов России | ||||
21 | Татарская народная сказка «Три сестры» | 2 | Беседа | Слушание сказки, анализ содержания | Развитие умения выражать впечатление от прочитанного произведения. | 1 уровень- приобретение знаний |
22 | Татарская народная сказка «Три сестры» | 1 | Диалог | Повторение сказки, ответы на вопросы | Коррекция внимания памяти через беседу и яркую наглядность. | 2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к близким людям. |
23 | Татарская народная сказка «Три сестры» | 1 | Практика | Краткий пересказ сказки, инсценирование. | Коррекция связной речи, накопление словаря через формирование умения пересказывать. | 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности |
24 | Башкирская сказка «Ленивая девочка» | 1 | Беседа | Чтение сказки, пересказ | Развитие умения выражать свои чувства при оценке поступков героев сказки. | 1 уровень – приобретение знаний. |
25 | Башкирская сказка «Ленивая девочка» | 1 | Практика | Инсценирование сказки. | Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы. | 3 уровень – приобретение опыта самостоятельной деятельности.. |
26 | Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?» | 1 | Беседа | Чтение сказки, ответы на вопросы. | Развитие умения выражать впечатления от прочитанного произведения. | 1 уровень-приобретение знаний. |
27 | Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?» | 1 | Беседа, диалог | Чтение сказки на чувашском языке | Развитие умения выражать впечатления от прочитанной сказки на родном языке. | 1 уровень-приобретение знаний. |
28 | Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?» | 1 | Практика | Иллюстрирование сказки. | Коррекция мелкой моторики через раскрашивание. | 3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
29 | Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья» | 1 | Беседа, обсуждение | Чтение сказки, краткий пересказ | Коррекция познавательных интересов через создание ситуации заинтересованности в чтении. | 1 уровень- приобретение знаний |
30 | Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья» | 1 | Беседа, обсуждение | Чтение сказки на чувашском языке, краткий пересказ | Воспитывать интерес к чтению на родном языке. | 1 уровень-приобретение знаний. |
31 | Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья» | 1 | Практика | Иллюстрирование сказки | Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы. | 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
32 | Конкурс «Из какой мы сказки?» | 1 | Виктори-на | Отгадывание загадок, ребусов | Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха. | 3 уровень-приобретение знаний |
33 | Моя любимая сказка | 1 | Практика | Иллюстрирование | Развитие творческих способностей учащихся. | 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности |
34 | Подведение итогов | 1 | Практика | Выставка детских творческих работ и поделок. | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха | . 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
1.Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994
2.Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс» - М.:ВАКО, 2006
3. «Родничок», Книга для внеурочного чтения в 3 классе, - Тула: «Родничок», 1998
4. «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
5. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009
Материально-техническое оснащение:
технические и электронные средства обучения:
телевизор,
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
материалы: ― бумага цветная разной плотности; ― картон цветной, серый, белый; ― бумага в крупную клетку; | ― набор разноцветного пластилина; __цветные карандаши; ― клей ПВА, клеящий карандаш; |
инструменты ― ножницы; ― линейки; | ― карандашная точилка |
вспомогательные приспособления:
― подставка для кисточки; баночка для клея; листы бумаги для работы с клеем (макулатура); коробочка для мусора; тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания.
печатные пособия:
дидактический раздаточный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)
Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...
В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи
Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок. Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...
КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.
КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....
КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.
КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....
Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...
Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...
Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")
Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок"....