Главные вкладки

    В гостях у сказки
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Порфирьева Вера Николаевна

    Рабочая программа воспитательной работы по общекультурному направлению в коррекционной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_gostyah_u_skazki_3_b.docx46.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание:

    1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                            
    2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
    3. Учебно – тематический план
    4. Содержание программы.

    5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


    1.Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности  «В гостях у сказки» разработана в соответствии с требованиями:                                                         

    1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
    2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
    3. Письма  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
    4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679);
    5. СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 августа 2015 года № 38528;
    6. СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологическое требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993);
    7. Устава бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
    8. Программы внеурочной деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики;
    9.  Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики.

    Цель программы:  нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

    Задачи
    - воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
    - воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
    - развитие прикладных умений и навыков;
    - развитие мелкой моторики;
    - воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

    Актуальность программы.

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

    Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

    Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

    Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками, умением делится впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, адекватно передавать характеристики поведения и отношений героев сказки, давать полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям героям.

    Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей первоклассников. 

    Срок реализации программы:

    Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 ч. Занятия проводятся один раз в неделю.

    Особенности реализации программы.

    Основной формой работы являются внеучебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания

    В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

    Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.  Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику.

    Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

    - занятие – практика,

    - занятие – праздник,

    - интегрированное занятие,

    - занятие – конкурс,

    - выставка поделок.


    Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

    Личностные результаты:

    - оценивать поступки людей жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

    - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    - понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать;

    - высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений и их поступкам;

    Метапредметные рузультаты:

    Регулятивные УУД:

    -  определять и формировать цель деятельности на занятиях с помощью воспитателя;

    -  самостоятельно работать с книгой во внеурочное время;

    -  учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией книги;

    Познавательные УУД:

    - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

    - находить в тексте ответ на заданный вопрос;

    - на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

    - делать выводы в результате совместной работы класса и воспитателя;

    Коммуникативные УУД:

    - реализовывать потребность в общении со сверстниками;

    - проявлять интерес к общению и групповой работе;

    - адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

    - уважать мнение собеседников;

    - участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

    - учиться работать в паре, группе: выполнять различные роли(лидера исполнителя)

    Предметными результатами изучение курса являются следующие знания и умения.

    Знания

    Умения

    Допустимый уровень

    Виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

    Популярные русские авторские сказки.

    Популярные сказки разных народов.

    Признаки сказки как жанра.

    Знать наиболее распространенные пословицы.

    Пластилин, виды пластилина, его свойства и применение.

    Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, разнообразие техники работ с пластилином.

    Высказать свое мнение.

    Пересказать содержание кратко, выборочно или подробно.

    Выразительно читать, характеристика персонажа.

    Объяснить смысла названия сказки.

    Описать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

    Выделять существенные

    признаки предметов.

    Обобщать, делать несложные виды.

    Минимальный уровень

    Содержание изученных сказок.

    Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином;

    Основные приемы лепки;

    Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой.

    Правила работы с пластилином.

    Передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

    Иллюстрировать услышанное или прочитанное.

    Слушать,осознанно читать и отвечать на вопросы.

    Составлять устный рассказ по картинке.

    Выполнять приемы удобной и безопасной работы инструментами.

    Лепить предметы различной формы

    Называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

    Оценка  планируемых результатов освоения программы

            В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ.  О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

    - по оценке творческой продукции ребенка;

    - по повышению уровня общей  культуры;

    - по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

    - по отношению в коллективе.

    Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по терм уровням:

    Первый уровень результатов

    Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Второй уровень результатов

    Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

    Третий уровень результатов

    Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

     Учебно-тематический план.

    № п.п.

    Название раздела

    Количество часов

    Теория

    Практика

    1.

    Авторские сказки

    13

    8

    5

    2.

    Волшебные сказки

    7

    4

    3

    3.

    Сказки народов России

    11

    7

    4

    4.

    Подведение итогов

    3

    1

    2

    Содержание программы

    1.Авторские сказки (13ч)

    В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Беседа-диалог о том, как старичок-боровичок, у которого была волшебная дудочка, проучил Женечку; и о том, как нехорошо быть лентяйкой.

    Е. Чарушин «Теремок». Беседа об умении жить дружно.

    В. Сутеев «Палочка-выручалочка». История о том, что даже простая неприметная палка может помогать в беде, если проявить находчивость. Сказка учит быть изобретательными и смелыми. Беседа о том, как важно помогать друг другу.

    В. Катаев «Светик-самоцветик». Сказка о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок. Пронося заклинания и отрывая лепесток. Женя загадывает любое желание и оно тотчас исполняется. И когда у нее остался последний лепесток, она нашла нового друга…

    Практическая работа: иллюстрирование и лепка героев сказки, создание книжки-малышки, инсценирование.

    2.Волшебные сказки (17 часов)

    Ш. Перро «Золушка». Сказка о бедной девушке, оставшейся без матери. Ей приходится жить со злой мачехой и ее дочерями. На помощь Золушке придет добрая фея и поможет ей найти свое счастье.

    Русская народная сказка «Летучий корабль». Беседа о трудолюбии, непослушании, сообразительности, смелости, находчивости.

    Практическая работа: иллюстрирование и лепка героев сказки, поделки из природных материалов, краткий пересказ.

    3.Сказки народов России (11ч)

    Татарская народная сказка «Три сестрицы» беседа об уважительном отношении к своим родителям.

    Башкирская сказка «Ленивая девочка». Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

    Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленные?»

    Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья».  Слушание сказок и их обсуждение. Почему в сказах всегда есть правда и она побеждает.

    Практическая работа: Иллюстрирование и лепка героев сказок, краткий пересказ.

    4.Подведение итогов (3 ч) Выставка детских творческих работ и поделок. Представление лучших работ. Проведение конкурса «Из какой мы сказки?». Литературный  аукцион «Кто больше назовет положительных героев сказок?»

     Календарно-тематическое планирование.

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Форма

    Деятельность учащихся

    Коррекционная работа

    Ожидаемый результат

    Раздел 1.

    13

    Авторские сказки

    1

    В. Катаев      

    «Дудочка и кувшинчик»

    1

    Беседа

    Чтение сказки, анализ содержания.

    Коррекция внимания, коррекция мыслительных операций через анализ рассказа.

    1 уровень- приобретение знаний

    2

    В. Катаев      

    «Дудочка и кувшинчик»

    1

    Беседа диалог

    Повторение сказки, ответы на вопросы по сюжетным картинкам.

    Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы

    1 уровень-приобретение знаний

    2 уровень-приобретение опыта действия.

    3

    В. Катаев      

    «Дудочка и кувшинчик»

    1

    Практика

    Иллюстрирование сказки.

    Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы

    3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    4

    Е. Чарушин «Теремок»

    1

    Беседа

    Чтение сказки, анализ содержания

    Работа над выразительным чтением, используя интонацию, темп, паузы.

    1 уровень-приобретение знаний

    5

    Е. Чарушин «Теремок»

    1

    Беседа, диалог

    Повторение сказки, инсценирование.

    Коррекция связной речи, накопление словаря через формирование умения пересказывать.

    2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к  природе.

    6

    Е. Чарушин «Теремок»

    1

    Практика

    Лепка героев сказки

    Коррекция крупной и мелкой моторики через работу с пластилином

    3 уровень-приобретение опыта, презентация результатов самой деятельности.

    7

    В. Сутеев «Палочка - выручалочка»

    1

    Беседа, диалог

    Чтение сказки, анализ содержания.

    Коррекция мыслительных операций через анализ сказки

    1 уровень-приобретение знаний.

    8

    В. Сутеев «Палочка - выручалочка»

    2

    Виктори-на

    Ответы на вопросы, повторение сказки.

    Коррекция связной речи, накопление словаря через повторение сказки.

    2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к природе.

    9

    В. Сутеев «Палочка - выручалочка»

    2

    Практика

    Иллюстрирование сказки.

    Коррекция мелкой моторики через выполнение  практической работы.

    3 уровень-приобретение опыта, самостоятельной деятельности.

    10

    В. Катаев «Цветик-само-цветик»

    1

    Беседа, диолог

    Слушание сказки, анализ содержания

    Развивать зрительное и слуховое внимание, умение вслушиваться в речь взрослого.

    1 уровень-приобретение знаний

    11

    В. Катаев «Цветик-само-цветик»

    1

    Беседа

    Повторение сказки, краткий пересказ.

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через беседу, убеждение.

    2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к человеку.

    12

    В. Катаев «Цветик-само-цветик»

    1

    Практика

    Содержание книжки-малышки.

    Воспитывать умение работать в парах, в команде, в коллективе.

    3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    13

    Моя любимая сказка

    1

    Беседа

    Пересказ любимых сказок, лепка сказочных героев..

    Коррекция связной речи, коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы.

    1 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    Раздел 2

    7

    Волшебные сказки

    14

    Ш. Перро «Золушка»

    1

    Беседа, диалог

    Чтение, анализ содержания

    Воспитывать интерес к чтению, анализировать положительные и отрицательные черты героев.

    1 уровень-приобретение знаний

    15

    Ш. Перро «Золушка»

    1

    Беседа

    Пересказ содержания, ответы на вопросы

    Коррекция эмоциональной сферы через формирование умения выражать свои чувства при оценке поступков героев сказки.

    2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к человеку.

    16

    Ш. Перро «Золушка»

    1

    Практика

    Иллюстрирование

    Рисование героев. Творческая работа над образами.

    3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    17

    Русская народная сказка «Летучий корабль»

    1

    Беседа, диалог

    Чтение, анализ содержание.

    Коррекция эмоциональной сферы через формирование нравственныех качеств, как послушание, трудолюбие.

    1 уровень- приобретение опыта действия.

    18

    Русская народная сказка «Летучий корабль»

    1

    Беседа, диалог

    Чтение, анализ содержание

    Воспитывать такие нравственные качества, как послушание, трудолюбие.

    1 уровень- приобретение знаний

    19

    Русская народная сказка «Летучий корабль»

    1

    Практика

    Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.

    Коррекция восприятия цвета через работу с пластилином.

    3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    20

    Любимый герой сказки

    1

    Виктори-на

    Отгадывание загадок, ресурсов. Рассказ о персонаже.

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха.

    1 уровень-приобретение знаний.

    Раздел 3

    11

    Сказки народов России

    21

    Татарская народная сказка «Три сестры»

    2

    Беседа

    Слушание сказки, анализ содержания

    Развитие умения выражать впечатление от прочитанного произведения.

    1 уровень- приобретение знаний

    22

    Татарская народная сказка «Три сестры»

    1

    Диалог

    Повторение сказки, ответы на вопросы

    Коррекция внимания памяти через беседу и яркую наглядность.

    2 уровень-приобретение опыта действия, отношения к близким людям.

    23

    Татарская народная сказка «Три сестры»

    1

    Практика

    Краткий пересказ сказки, инсценирование.

    Коррекция связной речи, накопление словаря через формирование умения пересказывать.

    3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности

    24

    Башкирская сказка «Ленивая девочка»

    1

    Беседа

    Чтение сказки, пересказ

    Развитие умения выражать свои чувства при оценке поступков героев сказки.

    1 уровень – приобретение знаний.

    25

    Башкирская сказка «Ленивая девочка»

    1

    Практика

    Инсценирование сказки.

    Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы.

    3 уровень – приобретение опыта самостоятельной деятельности..

    26

    Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?»

    1

    Беседа

    Чтение сказки, ответы на вопросы.

    Развитие умения выражать впечатления от прочитанного произведения.

    1 уровень-приобретение знаний.

    27

    Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?»

    1

    Беседа, диалог

    Чтение сказки на чувашском языке

    Развитие умения выражать впечатления от прочитанной сказки на родном языке.

    1 уровень-приобретение знаний.

    28

    Чувашская народная сказка «Почему сосна и ель вечно зеленые?»

    1

    Практика

    Иллюстрирование сказки.

    Коррекция мелкой моторики через раскрашивание.

    3 уровень- приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    29

    Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»

    1

    Беседа, обсуждение

    Чтение сказки, краткий пересказ

    Коррекция познавательных интересов через создание ситуации заинтересованности в чтении.

    1 уровень- приобретение знаний

    30

    Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»

    1

    Беседа, обсуждение

    Чтение сказки на чувашском языке, краткий пересказ

    Воспитывать интерес к чтению на родном языке.

    1 уровень-приобретение знаний.

    31

    Чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»

    1

    Практика

    Иллюстрирование сказки

    Коррекция мелкой моторики через выполнение практической работы.

    3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

    32

    Конкурс «Из какой мы сказки?»

    1

    Виктори-на

    Отгадывание загадок, ребусов

    Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха.

    3 уровень-приобретение знаний

    33

    Моя любимая сказка

    1

    Практика

    Иллюстрирование

    Развитие творческих способностей учащихся.

    3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности

    34

    Подведение итогов

    1

    Практика

    Выставка детских творческих работ и поделок.

    Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха

    . 3 уровень-приобретение опыта самостоятельной деятельности.

     Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    Литература:

    1.Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994

    2.Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс» - М.:ВАКО, 2006

    3. «Родничок», Книга для внеурочного чтения в 3 классе, - Тула: «Родничок», 1998

    4. «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

    5. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009

    Материально-техническое оснащение:

    технические и электронные средства обучения:

    телевизор,

    классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

    демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

    материалы:

    ― бумага цветная разной плотности;

    ― картон цветной, серый, белый;

    ―  бумага в крупную клетку;

    ― набор разноцветного пластилина;

    __цветные карандаши;

    ― клей ПВА, клеящий карандаш;

    инструменты

    ― ножницы;

    ― линейки;

    ― карандашная точилка

    вспомогательные приспособления:

    ― подставка для кисточки; баночка для клея; листы бумаги для работы с клеем (макулатура); коробочка для мусора; тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания.

    печатные пособия:

    дидактический раздаточный материал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)

    Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...

    В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

    Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

    КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

    КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

    КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

    КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

    Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

    На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...

    Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

    На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...

    Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")

    Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок"....