Музей моего Я
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Посмотрив свое зеркало

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_moego_ya.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Посмотри в своё зеркало.

Музей моего Я

Цель: изучать признаки личности и создать проект “Музей моего Я”.

Задачи:  

- закрепление знаний о врождённых и приобретённых/ сформированных признаках;

- изучить признаки личности;

- развивать общие учебные умения и навыки;

- развивать умение работать в группе

- воспитывать духовно-нравственные качества личности, как целеустремлённость, оценка и самооценка своей работы;

- развивать проектные умения и навыки.

Методы: проблемно-диалогический, поисковый, метод консультанта

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе.

Ход урока

1.Приветствие гостей

2. Проблема

Доска:   «Музей моего Я»

- Ребята, посмотрите на доску.  Несколько необычная запись. Не так ли?

- О чём будем говорить?

- Давайте подробно разберём каждое слово.

- Что такое музей?

(Музей это место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведенияискусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение)

- Любой предмет может оказаться в музее? (Нет. Тот, который имеет определенную ценность – материальную, духовную)

- Что означает слово «моего»? (То, что принадлежит мне)

- Я - почему в данном случае местоимение Я написано заглавной буквы? (Называет каждого определенного человека, совершенно отличимого от других).

- В коробочке лежит предмет, который поможет справиться с задачей, которую я перед вами поставила. Может быть кто-то из вас попробует определить его на ощупь? (Несколько ребят подошли, попробовали, выдвинули предположения).

- Этот предмет может так сказать о себе:

Я молча смотрю на всех

И смотрят все на меня

Весёлые видят смех,

С печальными плачу я. (Зеркало)

- Но это не обычное зеркало. Оно является экспонатом нашего школьного музея.

- Какие вещи хранятся в музее нашей школы? (Те, которые имеют отношение к ВОВ). Зная это, можем предположить, кому принадлежало зеркало? (Солдату, участнику ВОВ. Хозяином зеркала был Куриной Станислав Егорович, который прошёл всю войну).

- А сейчас обращу ваше внимание на еще один предмет.

(На доске появляется  театральная маска).

В старину театральную маску называли словом «личина», от слова «лик», «лицо». СЛАЙД появляется запись:

Лик, лицо, личина, личность.

Слова «лицо», «личина», «личность» похожи? (Похожи.)

СЛАЙД новая  запись:

          ?

Лицо = личность.

- В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека», какое отношение к местоимению Я?

-  Что,по вашему мы увидим, глядя в зеркало(зеркало держу в руке)? Личность, …лицо, или то и другое?(Дети выдвигают предположения)

- Сейчас вы сможете проверить правильность ваших предположений

3.Актуализация знаний

– Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого? СЛАЙД (Врождённые (раскрыть, что это такое) и приобретённые признаки – сформированные в процессе жизнедеятельности(раскрыть, что это такое).)

– От чего зависит, какими будут наши черты лица? (От того, какие у нас родители, потому что внешность определяется врождёнными признаками человека.)

– А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или сформированными определяется личность человека? СЛАЙД с данным вопросом

(Выслушиваются, но не комментируются  все предположения как верные, так и неверные)

а пока мы можем только записать в таблицу вопрос, на который необходимо ответить, чтобы решить проблему.

4. Работа над вопросом

- Чтобы найти точный ответ на данный вопрос предлагаю вам, посовещавшись, распределить карточки, лежащие в конвертах на две колонки. На одних карточках говорится о лице, на других – о личности человека

На левой створке доски появляется таблица

Черты лица

Личность

Работа по группам. Ученики объединяются в группы по 4–6 человек. Каждая группа получает по 2 листа, на листах написано по одной фразе:

У моего друга ямочки на щеках.

У моей мамы голубые глаза.

У моей сестры на носу веснушки.

У моего папы родимое пятно на щеке.

Мой друг очень ответственный человек.

Моя сестра любит хвастаться.

Мой брат всегда заступается за слабых.

Я всегда выполняю свои обещания.

Ученики совещаются в группах, и представители вывешивают фразы в таблицу Черты лица, Личность

– Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек с рождения обладает данными качествами? (Нет)

- Что вы можете ответить на вопрос: «Личность – врождённые признаки,или сформированные в процессе жизнедеятельности?» (СЛАЙД)

м

- Что же тогда скрывается за словом “личность” - внешний облик или его внутренний мир?(карточки внешний облик и внутренний мир на доске – их перевернуть)

Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир”рядом со словом личность)

5. Формирование понятия «сознание» - внутреннее зеркало

- Кто из вас желает посмотреть в зеркало и рассказать, что в нём увидел?

 (Ребёнок говорит о том, что видит своё лицо, стены, одноклассников и пр., т. е то, что окружает)

- То есть в зеркале отражается всё то, что происходит вокруг.

(Слайд, с несколькими ситуациями, на которых разные ситуации, в которых оказались люди)

- Что происходит во внутреннем мире этого человека, а этого? (Дети высказывают предположения).

- А могу я сказать, что внутренний мир, как и зеркало, отражает всё, происходящее вокруг?(Да)

- Однако наше «внутреннее зеркало» - сознание, утроено гораздо сложнее, чем обычное стекло, покрытое тонким слоем алюминия или серебра. Потому что благодаря нему мы мыслим, принимаем решения, управляем своим поведением, желаниями.(Рядом с карточкой «Личность» учитель прикрепляет карточку «Сознание – внутренне зеркало человека»).

- Ребята, а помните, в самом начале урока мы говорили о том, что вещи, хранящиеся в музее несут определённую ценность. Какова же значимость данного зеркала (учитель держит зеркало  в руке)

(Благодаря ему мы прикасаемся к великому прошлому не только солдата, участника ВОВ, но и всей нашей страны).

- Чтобы  более глубоко прочувствовать это страшное и великое прошлое, я переедает это зеркало вашим  товарищам   (ребёнок берёт в руки зеркало, смотрит в него и произносит:

Дети выступают:

- Порой немецкие командиры приходили в ужас от   упорства, отваги и   героизма простых русских солдат. Один из немецких офицеров говорил: "Когда идут в атаку мои танки - земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские - земля дрожит от страха перед ними".


- Один из пленных немецких офицеров долго заглядывал в лица русских солдат и, в конце концов, вздохнув, сказал: "Теперь я вижу тот русский дух, про который нам много раз говорили".

- Всё горит: дома, заводы, земля. Металл плавится.

– А люди?

 –Люди?

 – Стоят насмерть.

- Удивительно, казалось бы обычное зеркальце – ничем неприметный экспонат музея,  - помогло нам увидеть картины неимоверного героизма и силы воли

-Ребята, прочитайте слова на табличках, которые лежат у вас на партах.

Беззаботность, воля, выносливость, отвага, равнодушие, самоконтроль,безволие, трусость, решительность, ответственность, упорство, безнравственность.

- Что они называют? (Качества личности)

- Как думаете, какие из них помогли советским солдатам одержать победу?

(дети совещаются, прикрепляют на доску  таблички)

6.Итог урока.

- Посмотрите, что у нас получилось? (Экспозиция тех качеств, из которых складывается личность)

- Вчитайтесь внимательно, задумайтесь, может ли человек, как и музей, быть  хранилищем ценностей, но  не материальных, а духовных – качеств воистину значимых?

- Обратитесь к своему сознанию – ( внутреннему зеркалу) и скажите,  сформированы ли у вас все  эти качества? (Нет)

-Нужны ли они вообще? Ведь сейчас нет войны?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе " Души моей царицы" о музах А.С.Пушкина

В презентации "Души моей царицы" дается видеоряд портретов женщин, которых любил А.С.Пушкин и которые стали музами, помогающими ему творить....

Виртуальный музей «История моей семьи» - районная НПК

Каждая семья хранит свою историю, которую передаёт через рассказы и обычное общение. Но, как вы понимаете, устные рассказы недолговечны, многое со временем утрачивается и забывается, поэтому необходим...

Проектно-исследовательская работа по теме: "Музей моей мечты"

Исследование достопримечательностей Курской области....

Виртуальный музей «Без вины виноватые» - репрессии в судьбах моих земляков-священников

Репрессии в судьбах моих земляков-священников,  пострадавших за веруили  «Без вины виноватые».  Кружок «Юный краевед»Хранить память,беречь память – нашнрав...