Программа "Азбука вокала"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Сащихина Наталия Сергеевна

Программа "Азбука вокала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vokala-kompleksnaya_.docx59.62 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная модифицированная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Азбука вокала».

Пояснительная записка.

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.

Актуальность программы заключается в том, что, основываясь на синтезе искусств происходит разностороннее развитие ребенка. Современный человек должен быть развит разносторонне, музыкально-эстетическое развитие один из необходимых кирпичиков в большой стене развития ребенка в настоящее время.

В цикл программы «Азбука вокала» входят два предмета неразрывно связанные между собой: вокальный ансамбль и сольфеджио.

Хоровые занятия развивают прежде всех слух, и уши ребенка начинают «слышать прекрасное», развивают чувства коллективизма, и много других навыков необходимых в мире. Сольфеджио или теория музыки помогают ребенку разобраться во всем многообразии звуков, и дети начинают разбираться в многообразии музыкальных знаков и терминов.

Цель программы - создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Основные задачи:

  • дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения, сольфеджио, игры на фортепиано или гитаре, хореографии, актерского мастерства для участия в творческой работе вокальной студии;
  • развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику;

-        сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота
интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

- повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;

-        воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

Для наиболее глубокого раскрытия возможностей детского голоса и максимального развития творческого потенциала ребёнка в данной комплексной программе предусмотрено изучение образовательных предметов, формирующих у детей основы музыкальных знаний и навыков: «Пение» (сольное и ансамблевое), «Сольфеджио» (нотная грамота).

Все программы этих предметов составлены во взаимосвязи с основным образовательным предметом – вокальный ансамбль.

Формы и методы обучения.

Основная форма обучения - учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:

-        прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;

-        творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими вокальными коллективами;

  • концертные выступления и поездки.

В группы принимаются дети в возрасте от 6 лет, прошедшие конкурсный отбор в форме прослушивания и собеседования. Обучения проводится 2 года. Продолжительность занятия – 45 минут. Прошедшие 1-ый год обучения переводятся на 2-ой год обучения.

1 год – 6-7 лет;       2 год – 7-8 лет.

Условия реализации программы:

1. Наличие технических средств обучения.

2. Программа будет реализована при полном комплексе занятий, а также сотрудничестве педагогов между собой и вместе с учащимися.

3. Наличие учебных групп.

        Отслеживание результатов:

        1.Тестирование.

        2.Участие в конкурсных и концертных программах.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты и их проверка основным образовательным результатом осуществления комплексной программы является сформированная способность детей к ансамблевому пению и сценическому выступлению на концертах.

На концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация учащихся, принятие идей патриотизма и гуманистических ценностей, декларируемых репертуаром.

Основные формы занятий с учащимися:

-        групповые занятия (пение в вокальном ансамбле и сольфеджио).

Указанная программа определяет приоритеты развития художественно-эстетической направленности и общественную значимость творческой деятельности детей.

Департамент образования города Москвы

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

ГБОУ «Школа №281»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Модифицированная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Азбука вокала» по Вокальному ансамблю

(ознакомительный уровень)

Возраст детей: 6-8 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Педагог дополнительного образования:

Емцева Анна Сергеевна

Москва 2016

Содержание

  1. Пояснительная записка                                       3
  2. Учебно-тематическое планирование                  7
  3. Содержание обучения                                         8
  4. Методическое обеспечение                                10
  5. Структура занятия                                               13
  6. Список литературы                                             14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.

Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна; тембровый и динамический слух; музыкальное мышление и память. Во время занятий пением успешно осуществляется общее развитие ребенка: формируются высшие психические функции, обогащаясь представлениями об окружающем; развивается речь; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем: дыханием, кровообращением, эндокринной и другими системами, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, ребенок должен чувствовать себя комфортно, петь легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.

Актуальность программы в том, что занятия способствуют развитию у ребят интереса к вокальному искусству; это повышает их музыкальную культуру, развивает эстетическое восприятие, способствует успешной социализации и развитию коммуникативных навыков. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают стимулирующее влияние на обменные процессы: у поющего ребенка улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается тонус и общая сопротивляемость организма, возрастает качество иммунных процессов.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа сформирована на принципах целостного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам вокала в тесной взаимосвязи с изучением элементарной теории музыки; кроме того, на занятиях дети знакомятся с фортепиано и учатся работать с микрофоном.

Программа «Азбука вокала» направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства; она составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей 6 – 8 лет. Особое внимание уделяется бережному отношению к голосу в процессе воспитания юных певцов, постоянному внимательному наблюдению за состоянием певческого аппарата ребенка.

Наиболее важным в программе представляется положение о единстве вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся в системе учебно-педагогической работы.

Программа по виду является модифицированной, она разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцев.

По содержанию программа имеет художественно-эстетическую направленность; по функциональному предназначению является учебно-познавательной.

Уровень усвоения программы – начальный (ознакомительный).

Возраст обучаемых: 1 год – от 6 до 7 лет, 2 год – от 7 до 8 лет.

Полный объем учебных часов: 1-ый год - 72ч, 2-ой год – 72ч.

Недельная нагрузка и режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут.

Цель программы: развитие у школьника интереса к вокальному искусству; формирование эстетической и певческой культуры ребенка.

Задачи:

  1. формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения);
  2. развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса;
  3. развитие умений различать звуки по высоте;
  4. развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;
  5. развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон, выразительно передавая характер песни;
  6. становление певческого дыхания.

Особенности слуха и голоса детей 6-8 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие оказывает положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат ребенка по-прежнему отличается xpупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей в 6 лет несильный, хотя порой и звонкий.

При вокальной работе с детьми этого возраста следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с средним дошкольным возрастом надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его можно избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно, вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- пение в ансамбле в унисон;

- малыми группами (дуэт, трио и т. д);

- пение солиста в вокальном ансамбле;

- массовое пение под минусовку с микрофоном.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь, слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдение следующих условий:

  • характер занятий и упражнений;
  • активная концертная деятельность детей;
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь;

Материально-техническая база.

Занятия будут проводиться при наличие учебной группы, а также:

  • шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия;
  • звуковоспроизводящая аппаратура, компьютер, колонки, микрофоны, флешка или CD;
  • помещение для занятий с фортепиано или синтезатором;
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького исполнителя.

Основная форма обучения - групповое занятие, проводятся два раза в неделю по 45 минут. Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.

Детский голос очень раним, поэтому нужно постоянно проводить работу с детьми и родителями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка, а также необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для 1-го и 2-го года обучения.

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное адаптационное занятие

1

-

1

1

Пение как вид музыкальной деятельности

-

5

5

1.1

Ансамблевое пение и сольное пение

-

3

3

1.2

Слушание вокально-хоровой музыки

2

2

2

Формирование детского голоса

4

17

21

2.1

Основные певческие навыки

3

10

13

2.2

Дыхательная гимнастика

1

7

8

3

Музыкальная грамота и сольфеджио

10

10

20

3.1

Элементарная теория музыки

10

-

10

3.2

Пение упражнений

-

8

8

3.3

Ритмические упражнения

-

2

2

4

Разучивание и исполнение песен

-

20

20

4.1

Народная песня

-

6

6

4.2

Произведения русских композиторов-классиков

-

4

4

4.3

Произведения современных композиторов.

-

10

10

5

Концертно-исполнительская деятельность

-

5

5

5.1

Отчетные концерты, конкурсы, фестивали и т.п.

-

5

5

ВСЕГО:

15

57

72

ВСЕГО ЗА 2 ГОДА:

30

114

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное адаптационное занятие (1 ч.)

Содержание:

знакомство с детьми;

ознакомление с целями и задачами обучения, с правилами поведения на занятии;

Техника безопасности в кабинете и актовом зале;

Проведение адаптационных вокальних тренингов.

Раздел 1.Пение как вид музыкальной деятельности (5 ч.)

Темы:

1.Ансамблевое и сольное пение.

2.Слушание вокально-хоровой музыки.

Содержание:

понятие о сольном и ансамблевом пении;

Диагностика:

прослушивание детских голосов;

правила охраны детского голоса;

вокально – певческая установка.

Понятие о средствах музыкальной выразительности (звуковысотность, ритм , темп, динамика ).

Слушание вокально – хоровых произведений;

слушание произведений композиторов-классиков для детей.

Раздел 2. Формирование детского голоса (21 ч.) 

Темы:

1.Основные певческие навыки.

2.Дыхательная гимнастика.

Содержание:

звукообразование; певческое дыхание;

дикция и артикуляция; речевые игры и упражнения;

Вокальные упражнения:

попевки, распевки, логопедические распевки. 

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Раздел 3. Музыкальная грамота и сольфеджио (20 ч.) 

Темы:

1.Элементарная теория музыки.

2.Пение упражнений.

3.Ритмические упражнения.

Содержание:

элементарные музыкальные термины;

сравнительная характеристика музыкальных произведений для детей;

упражнения на развитие навыков вокально-интонационного слуха;

Раздел 4. Разучивание и исполнение музыкальных произведений (20 ч.)

Темы: 

1.Народная песня.

2.Произведения русских композиторов-классиков.

3.Произведения современных композиторов.

Содержание:

логопедические распевки, попевки, песни.

Раздел 5.Концертно-исполнительская деятельность (5 ч.)

Содержание:

репетиции, класс – концерт, концерт для родителей,

участие в школьных мероприятиях, возможно конкурсы и фестивали.

Результаты освоения программы.

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • элементарные музыкальные термины: мажор, минор, тембр, нота, композитор, дирижер и др.;
  • принципы работы голосового апарата;
  • понятия музыкальной грамоты и сольфеджио;

К концу первого года обучения дети будут уметь:

  • исполнять вокальные произведения различных жанров: народные песни, произведения современных композиторов, эстрадные песни с использованием приобретенных вокальних навыков (правильное дыхание, звукообразование);
  • правильно и чисто интонировать;
  • правильно брать и распределять дыхание;
  • определять на слух мажор и минор;
  • знать имя композитора и название песни.

        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа «Азбука вокала» включает подразделы:

  • элементарная теория музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • певческая установка;
  • формирование певческих навыков (артикуляции, слуховых навыков; навыков эмоционально-выразительного исполнения; певческого дыхания; звукообразования; навыка выразительной дикции).

Навык артикуляции. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у младших школьников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

  • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
  • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
  • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

  • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
  • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
  • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

  • слуховой самоконтроль;
  • слуховое внимание;
  • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
  • представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песенки).

  • Он достигается:
  • выразительностью мимики лица;
  • выражением глаз; выразительностью движения и жестов;
  • тембровой окраской голоса: динамическими оттенками и особенностью фразировки;
  • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Навыки певческого дыхания. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

  • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
  • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха (детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами);
  • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

  • не очень сильно прикусить кончик языка;
  • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
  • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
  • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
  • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
  • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
  • постукивая пальцами сделать массаж лица;
  • делать нижней челюстью круговые движения вперед-вправо- назад- влево - вперед;
  • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт);
  • выдох – губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 – 5 раз.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура занятия.

Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Пауза.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физкульт. минутка), включающие игровые упражнения.

Основная часть.

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
  20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Департамент образования города Москвы

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

ГБОУ СОШ №281 корп. 2

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей

По сольфеджио «Азбука вокала»

(ознакомительный уровень)

Возраст детей: 6-8 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Емцева Анна Сергеевна

Москва 2016

Содержание

  1. Пояснительная записка                                       3
  2. Механизм реализации программы                     7
  3. Учебно-тематическое планирование                  9
  4. Содержание обучения                                         12
  5. Список литературы                                             16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Обучение музыке можно назвать одной из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет ведущую роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Система эстетического воспитания детей направлена как на выявление талантов, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения.

По праву считают основой основ музыкального обучения сольфеджио, т.к. этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.

Развитый слух музыканту просто необходим, какой бы направленности он ни был. Очень важными являются слова Л. Когана, замечательного скрипача и педагога: «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога – музыканта, сквозной стержень его работы».

Цель программы - развитие музыкальных способностей детей через освоение ими основ музыкальной грамотности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие обучающие и воспитательные задачи:

- дать учащимся необходимые теоретические сведения в области музыкальной грамоты и элементарной теории музыки;

- содействовать развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма;

- повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры и расширить на этой основе их общий музыкальный кругозор;

- способствовать формированию музыкальных представлений и художественного вкуса;

- воспитать настойчивость, целеустремлённость и ответственность за достижение творческих результатов.

Задачи предмета:

- развивать музыкальные способности в начальных классах;

 - развивать ритмические способности;

- освоение музыкальной грамоты;

- обогатить духовный потенциал ребенка;

- воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении;

- выявление талантов среди учащихся общеобразовательных школ;

- расширение музыкального кругозора учащихся через ознакомление с репертуаром различных эпох, направлений и жанров;

- усовершенствование навыков точного интонирования;

- развитие музыкально-эстетического вкуса;

 - выработка у учащихся слуховых представлений;

- воспитание творческих навыков;

- воспитание чувства метроритма;

- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

- усвоение теоретических сведений.

Основные разделы занятия:

  1. Воспитание чувства метроритма.
  2. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух).
  3. Теоретические сведения.
  4. Пение с листа.
  5. Воспитание творческих навыков.

В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной игровой форме, например, теорию закреплять в форме ребусов и кроссвордов; придумывать с детьми ритмоформулы на карточках, играть в игру «Музыкальный инструмент» и т.д.

В результате изучения данного предмета ученик должен:

  1.  Иметь представление о предмете сольфеджио.

  1.  Знать:

- основы музыкальной грамоты:

   местоположение нот;

   длительности нот;

   размер;

   тональности и знаки;

   лад: мажор и минор.

3. Овладеть следующими умениями и навыками:

- умение слушать других;

- умение интонировать;

- умение читать с листа ритмические формулы;

- умение петь с нужными динамическими оттенками.

Механизм реализации программы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Программа рассчитана на 36часов в год. Всего 72 часа за два года.

Программа обучения рассчитана на 2 года в начальной общеобразовательной школе. Возраст детей: 6 - 8 лет. После прохождения ознакомительной программы группа переводится на следующий базовый уровень программы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной деятельности применяются следующие формы контроля:

- устные задания;

- письменные задания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА.

Воспитание активного музыкального восприятия – фундамент всех форм работы на уроках сольфеджио. Поэтому все теоретические положения-понятия должны быть обобщением большой практической работы, проделанной детьми. Этот принцип лежит в основе лучших традиций отечественной педагогики.

Пение – основная форма деятельности учащихся на начальном этапе обучения сольфеджио. Это исполнительская практика, развивающая эмоционально-волевую сторону психики и внимание, вырабатывающая навыки самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение ребёнка.

Необходимый фундамент на уроке сольфеджио – это, конечно, новый материал, теория. Новый материал легко запоминается детьми, если он преподнесён в форме сказки или игры.

Годовые требования:

Требования могут сокращаться, если что-то окажется сложным для детей со слабыми музыкальными данными.

1 полугодие

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, предлагается ряд несложных упражнений, способствующих развитию чувства ритма, различного рода ритмические хлопки, удары, притопы. Упражнения желательно проводить под аккомпанемент. Могут добавляться музыкальные инструменты оркестра Карла Орфа.

Знания: названия нот, музыкальные лады: мажор и минор, скрипичный ключ, басовый ключ, размер 2/4, высокие и низкие звуки.

2 полугодие

Знания: длительности: освоение целых, половинок, четвертных и восьмых нот, написание нот в 2-х октавах, размер 3/4, динамика, темп, фразы.

Учебно-тематический план на 1-2 года обучения.

№ темы

Наименование тем

Количество часов

Первое полугодие

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

-Вводное занятия. Ритмическое «Эхо» и др.

-Музыкальный звук. Регистры. Октавы.

-Звукоряд. Скрипичный ключ. Нотный стан. Ноты первой октавы. Задания на запись нот. Ребусы.

-Мелодия. Аккомпанемент. Динамические оттенки. Темп.

-Метр. Ритм. Сильная и слабая доля.

-Такт. Тактовая черта.

-Понятие «Длительности»: четвертная, восьмая, половинная, целая. Запись. Ритмический упражнения. Диктанты ритмические.

-Проверочная работа по пройденному материалу.

1

1

8

1

1

1

8

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Второе полугодие

-Повторение материала первого полугодия. Лад. Тоника. Тональность. Гамма «До мажор». Запись.

-Тон и полутон. «До мажор».

-Цифровое обозначение ступеней. Устойчивые, неустойчивые ступени. Опевание. Вводные звуки. Пение ступеней.

-Музыкальная фраза, запев, припев.

-Размер 2/4. Ритмические группы. Карточки-вагончики.

-Повторение материала первого полугодия.

- Подведение итогов успеваемости. Обобщающее занятие.

3

2

2

1

3

2

1

Третье полугодие

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

-Повторение материала первого года обучения. Ритмические «партитуры» - устно и письменно.

-Понятие «Затакт». Разбор затактов.

-Тон, полутон. Знаки альтерации.

-Строение мажорной гаммы. Тетрахорд.

-Тональность «Соль мажор» и «Фа мажор» по схеме. Запись.

-Работа с ритмом в 2/4. Длительности и ритмические группы. Ритмический диктант (устно).

-Понятие «Пауза». Разбор пауз.

-Басовый ключ. Ноты малой октавы. Ребусы.

-Работа с чтением и записью нот. Ребусы.

-Обобщающее занятие. Подведение итогов успеваемости.

2

1

2

3

2

6

2

2

1

1

Четвёртое полугодие

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

-Повторение материала третьего полугодия. Ритмические упражнения «партитуры».

-Мажорная тональность по схеме. Запись.

-Консонирующие, диссонирующие созвучия.

-Размер 3/4. Длительность: половинная с точкой.

-Урок творчества (импровизация, сочинение мелодии на заданный ритм, текст).

-Ритмические партитуры в пройденных размерах. Подготовка к итоговому занятию. Повторение пройденного за год материала.

-Зачет по материалу учебного года. Подведение итогов успеваемости.

2

4

1

2

2

2

1

Всего: 72 часа

Содержание обучения.

Общие задачи:

- расширять музыкальный кругозор учащихся, формировать музыкально-эстетический вкус;

- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;

- воспитание слуховых представлений;

- развитие творческих навыков;

- приобретение навыков подбора по слуху;

- подготовка учащегося к планомерному освоению знаний, знакомство с нотной грамотой, с простейшими ритмическими рисунками;

- приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте.

Формы реализации этих задач:

  • Формирование вокально-интонационных навыков

-правильное положение корпуса;

-спокойный, без напряжения, вдох;

-одновременный вдох перед началом пения;

-выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу;

-чёткое произношение согласных в слове;

-слуховое осознание чистой интонации;

Пение:

-песен-упражнений на 2-3-х соседних звуках с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по столбице, с названием звуков и т.д.);

-мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

-I и III ступеней в мажоре;

-мажорного трезвучия от звука;

-двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом (подготовка к двухголосному пению).

  • Сольфеджирование и пение с листа

Пение:

-несложных песен с текстом, с сопровождением, попевок без сопровождения;

-выученных песен, попевок от разных звуков в пройденных тональностях;

-по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот, с тактированием;

-ритмические длительности: в размерах 2/4, 3/4;

-паузы: четвертные (  ), восьмые (  );

-затакт: четверть (  ), две восьмые (  ).

  • Воспитание чувства метроритма

-движения под музыку (ходьба, бег, танцевальные движения);

-повторение данного ритмического рисунка на слоги;

-простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки);

-узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-проработка размеров 2/4,3/4;

-длительности: в различных сочетаниях;

-паузы: четвертные (  ), восьмые (  );

-навыки тактирования в размерах: 2/4,3/4;

-использование остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням (музыкальным фрагментам, исполняемым педагогом): простукивание или воспроизведение на музыкальных инструментах (барабаны, бубны, треугольник, ложки т.д.);

-исполнение простейших ритмических канонов;

-игра «ритмическое эхо»;

-исполнение простейших ритмических партитур с сопровождением фортепиано или без него.

  • Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

-характера музыкального произведения, лада (мажор), количества фраз, устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера, темпа, динамических оттенков, регистров;

-простых мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки;

-мажорного трезвучия в мелодическом и гармоническом виде;

-сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4,3/4).

Список литературы.

Рекомендуемые учебные пособия:

  1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. М., 1989.
  2. Абелян Л. Песни, танцы, игры, шутки для моей малютки. М., 1990.
  3. Андреева М. От примы до октавы: 1 класс. М., 1994.
  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Вып. 1,2. М., 1996.
  5. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1 -2 классов ДМШ. М., 1996.
  6. Барабошкина А. Сольфеджио: 1 класс ДМШ. М., 1988.
  7. Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ». – М., 1975.
  8. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., 1984.
  9. Ветлугина Н. «Детский оркестр». – М., 1976.
  10. Перунова Н. Музыкальная азбука. Л., 1990.
  11. Металлиди Ж. Чудеса в решете. М., 1995
  12. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазёр. Ч.1. М., 1990.
  13. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для подготовительного класса ДМШ». – М., 1989.
  14. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1989.
  15. Максимов С. Е. «Музыкальная грамота». – М., 1979
  16. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» – М., 1989.
  17. Котляревская - Крафт М., Москалькова И., Бахтан Л. «Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений». – М., СПб., 1995.
  18. Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио». – Л., 1970.
  19. Стоклицкая Т. «Сто уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Вокал»

Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности художественно- эстетическое направление 1-4 класс "Вокал" по ФГОС...

Вокал Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности "Вокал". Предназначена для реализации на начальной ступени обучения. Срок реализации два года....

Упражнения для вокала

Занятия вокалом для детей! ( Упражнения для развития исполнительской техники)...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокал от 6 до 8 лет"

Программа «ВОКАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 8 ЛЕТ» Объединение, в котором реализуется программа – вокальная студия «Конфетти»;составитель программы – Отликова Т. В.;педагог, реализующий программу – Отликова Т....

Программа внеурочной деятельности "Вокал" , срок реализации-3 года, возраст обучающихся-7-10 лет.

Программа внеурочной деятельности "Вокал" , срок реализации-3 года, возраст обучающихся-7-10 лет, календарно- тематическое планирование , диагностическа карта музыкальных способностей....

Конспект занятия для родителей "Семейный вокал"

представлен готовый для реализации мастер-класс для родителей, который можно провести как на дне открытых дверей, так и на тематическом родительском собрании...

План-конспект занятия по вокалу: Введение в образовательную программу «Вокал»

План-конспект занятия по вокалу по теме: Введение в образовательную программу "Вокал"...