Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг"
рабочая программа (1 класс) на тему

Anastasiya Amelina

Для младших школьников с умственной отсталостью (АООП вариант 1, 2 ФГОС О УО (ИН) )

2 часа в неделю.

8 занятий в месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_mir_vokrug.docx164.45 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Я, МЫ И МИР ВОКРУГ

Программа социально – коммуникативного развития

детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Учитель-дефектолог:

Амелина Анастасия Александровна

Вязьма. 2017 год

Пояснительная записка

Программа направлена на оказание содействия ребенку в его успешной и своевременной социализации в современном мире через формирование «Я – концепции», социальных навыков (навыков общения и навыков поведения).

Цель программы: формирование социальной компетентности ребенка,,-мотивационной, включающей отношение к другому человеку, как высшей ценности; проявления доброты, внимания, милосердия; когнитивной, познание себя и других людей, особенностей, интересов, потребностей, оценки настроения, эмоционального состояния; поведенческой- выбор адекватных ситуаций и способов общения, этически ценных образцов поведения. Таким образом, социальная компетентность понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях, развитие чувства «Мы» в детском коллективе.

Условия, которые необходимы для успешной реализации программы:

* наличие положительного эмоционального фона – умение поддержать ребенка, оказать своевременную помощь, позитивная оценка его действий, доброжелательное общение, поведение взрослых, достойное подражания;

* осознание педагогами того, что социальное развитие детей происходит преимущественно в ходе их повседневной жизни и в традиционных видах деятельности, т.е. ребенок учится тогда, когда он просто живет интересной, насыщенной значительными событиями жизнью;

* наличие у каждого педагога позиции, суть которой заключается в желании видеть и понимать, как ребенок развивается, не манипулировать им, не принуждать его, создавать положительную мотивационную основу его обучения и подлинно развивающую атмосферу всего образовательного процесса.

 « Я, МЫ И МИР ВОКРУГ»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

Овал 26

Овал 24Прямая соединительная линия 25

Овал 23

Прямая соединительная линия 22

Прямая соединительная линия 21

Овал 20

Овал 19

Овал 18

Прямая соединительная линия 17

Овал 16

Прямая соединительная линия 15

Прямая соединительная линия 14

Овал 13

Я…Прямая соединительная линия 10Прямая соединительная линия 11Прямая соединительная линия 12

Овал 9Овал 7Овал 8

кто я, какой я

* мой организм

* мы все разные и

такие похожие

* мои желания и

интересы

* что я умею и чему

могу научиться

* моя семья

* моя группа, наш

детский сад

* кто такие взрослые

* дети и взрослые

* настроение бывает разным

* что нас радует, что

огорчает

* различаем эмоции

* мои страхи

* спорящие лица

* горе бывает разным

* никто меня не любит

* твои поступки и

чувства других

* мои чувства

* мои мысли

Навыки общения

* друзья

* портрет друга

* вместе весело шагать

* вместе тесно, врозь скучно

Навыки поведения

* что такое хорошо и что такое плохо

* золотые правила

* великая сила слова (вежливые, ласковые, главные слова)

* можно – нельзя

* как можно все объяснить взрослым

Основные методы работы

- игра – беседа с элементами оздоровительной терапии (музыка, искусство, выразительные движения)

- обсуждение и анализ проблемных ситуаций

- игра – перевоплощение (в героев сказки, животных, явлений природы и т.д.)

- двигательно-речевые игры

- развивающие игры и упражнения

- режиссерские игры

- упражнения – тренинги

- пластические этюды

- сказки и рассказы, придуманные взрослым

- чтение художественных произведений с последующим обсуждением

- рассматривание иллюстраций, фотографий на заданную тему

- разыгрывание сценок – миниатюр, театрализованные представления

- драматизация литературных произведений

- выставки, презентации, события

- изготовление совместных продуктов (панно, альбомы, плетеные работы)

МИР ВОКРУГПрямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 6Прямая соединительная линия 5

Овал 3Овал 1Овал 2

* времена года (сезоны)

* явления природы

* мир растений

* мир животных

* красная книга

* что где растет, кто где

живет (экосистемы, зоны)

океаны и их обитатели

* части света

* взаимосвязи

живой и неживой природы

* Земля наш общий дом

* солнечная система

* возникновение жизни на Земле

* условия жизни

* человек и природа

* правила друзей природы

* предметы

рукотворного

мира

* человек создает технику

* виды транспорта

* кому что нужно для

работы

* инструменты и

материалы

* состояния и изменения

веществ

* открытия и

изобретения

* человек художник

* золотые руки

народные

имена, что дороги нам

с детства

Мир взрослых людей

* труд взрослых

* отдых и увлечения

* на службу людям (социальная сфера)

Россия – моя Родина

* мой город

* край наш Смоленский

* моя страна

* мой народ, народные праздники и традиции

* красные даты календаря

* наши защитники

Путешествия по реке времени

*история жилища и быта

* история огня

* история транспорта

* история коммуникации

* история письменности

Путешествия по карте - страны мира (по выбору педагога)

Основные методы работы

- рассматривание предметов, иллюстраций, фото

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы

- целевые прогулки, экскурсии

- экспериментирование, опыты с предметами и их свойствами

- чтение познавательной литературы

- познавательные сказки, рассказы придуманные взрослыми

- развивающие игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры

- путешествия (по детскому саду, городу, карте, реке времени)

- коллекционирование, классификационные работы

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Программа имеет свою специфику, это скорее программа воспитания, чем обучения. Она направлена на развитие ЛИЧНОСТИ ребенка, и требует строгого соблюдения следующих основных принципов:

  1. СистемностьВесь материал должен быть гибко распределен в течение года, месяца, дня. Содержание программы реализуется как через специально организованные занятия, так и через нерегламентированную деятельность детей, поэтому работа могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.
  2. Интеграция программного содержания. Интеграция целесообразна прежде всего с содержанием занятий по ИЗО, экологическому и физическому воспитанию, познавательно-речевому развитию, с театрализованной, игровой деятельностью, в процессе ознакомления с художественной литературой. Вместе с тем для большей эффективности необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, режимные моменты, праздники. Главное, чтобы программа естественно и органично включалась в педагогический процесс.
  3. Координация деятельности педагогов. Важной особенностью данной программы является тесная связь с реальной жизнью ребенка с его социально эмоциональным опытом. Необходимо использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома) с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.
  4. Индивидуализация и дифференциация обучения. Одной из главных задач программы является профилактика психологического неблагополучия детей, педагог должен постоянно наблюдать за их эмоциональным состоянием, дифференцировать программный материал на фронтальный, групповой и индивидуальный. Для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки, важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, постоянно давать понять, что он для педагога важен и значим
  5. Взаимосвязь с семьей. Работа по программе может быть результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Действия педагогов и родителей должны быть согласованными. Общая теплая атмосферы и хорошие контакты между родителями и педагогами особенно важны по отношению к проблемным детям. Очень важно, чтобы родители знали и понимали основные цели и содержание программы, осознали значение социально-личностного развития для всей последующей жизни ребенка.

Занятия в рамках данной программы так же имеют свою специфику. Самое главное условие эффективности таких занятий ДОБРОВОЛЬНОЕ участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтоб она скорее выросла - мы можем лишь создать условия для ее развития. Поэтому начинайте первое занятие с теми, кто захотел поиграть с вами в новые игры. Постарайтесь организовывать и проводить занятия гак, чтобы ВСЕ дети захотели принять в них участие. В этом вам помогут следующие правила и, конечно, ваше творчество!

1 Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть – ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства. В этом случае они будут лишь повторять за взрослым то, что от него ждут .С подобным результатом мы довольно часто сталкиваемся на словах дети (да и взрослые!) говорят красивые и правильные слова, а их чувства и поступки далеки от совершенства.

2 Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому чтобы
заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься ими. Если вы с
удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать!

3 Занятия проводятся 20 - 30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия не должны переутомлять детей, если вы видите, что дети уже устали, закончите занятие. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно, если речь шла, например, о страхе или жадности).

4 Занятия лучше проводить регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих их детей, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности (нельзя же сформировать личность, занимаясь этим полчаса в неделю!)

Далее представлены основные направления работы.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Уверенные в себе люди считают, что добиться успехов в жизни они могут благодаря своим собственным способностям и усилиям. Такая жизненная установка позволяет иметь собственное, отличное от других мнение, доверять себе, своим чувствам. Уверенность в себе напрямую связана с формированием «Я – концепции», где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, способностей, умения жить в гармонии с собой, с другими людьми, окружающим миром. «Я» - это человек, осознающий самого себя и других людей. Человек завтрашнего дня должен стать свободным и ответственным, обладать чувством собственного достоинства, быть способным на собственный выбор и с пониманием принимать мнения и предпочтения окружающих. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях складывалось у человека с самого раннего возраста: доверчивое отношение ребенка к людям, открытость миру, положительное самоощущение. Уверенность в себе опирается на реалистичную, адекватную самооценку. Если в детстве ребенок постоянно себя чувствует неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт ощущения не признанности другими. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей. Завышенная самооценка также может отрицательно влиять на восприятие ребенком чувств, мнений, желаний других. Такие люди не располагают к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные их действия и поступки. У ребенка с положительными представлениями о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспехов и, соответственно – стремление избежать принятия решения. Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в тоже время отличается от других людей. Наша задача помочь ему это осознать. Становление своей индивидуальности происходит в процессе осознания ребенком его собственных интересов и предпочтений, а также вкусов и предпочтений сверстников, увидеть и понять, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности к другим. Дети должны понимать, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Таким образом, уверенность в себе определяется положительным восприятием ребенка, т.е. принятием себя таким, каков он есть.

Обрати внимание!

* Главной целью данного раздела является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.

Для решения этой задачи необходимо стремиться к установлению открытых доверительных отношений между взрослыми и детьми, доброжелательных, чутких отношений в детском сообществе, последовательное ознакомление с помещениями школы и сотрудниками, работающими в ОУ.

* Специально организованные занятия этого блока помогут ребенку осознать свои характерные особенности, интересы и увлечения, свою уникальность и неповторимость. Занятия имеют важное воспитательное значение, т.к. не только поддерживают его положительную самооценку, но и способствуют формированию у детей чувства толерантности по отношению к другим.

* Работая в этом направлении, руководствуйтесь принципами гуманной педагогики, сформулированными великим педагогом современности Ш.А.Амонашвили, главный принцип которой – расположить ребенка к воспитательному процессу, главный метод – радость общения с нами: радость совместного труда, игры, отдыха.

Цели:

Образовательные:

  • помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде через установление открытых доверительных отношений между учителем, воспитателями и детьми; знакомство с классом, школй, её сотрудниками, старшими детьми;

  • развивать у детей представления о своей внешности, своих характерных особенностях, предпочтениях, возможностях, уникальности и неповторимости;

  • способствовать развитию положительного самовосприятия ребенка (принятие себя таким, каков он есть), поддержка его положительной самооценки;

  • оказание помощи ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддержание его в ситуациях успеха, неудачи;

  • формировать у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитательные:

  • развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;

  • формировать у детей первоначальные представления о разнообразии вкусов, интересов и предпочтений других людей, умение не ущемлять интересы окружающих при удовлетворении собственных желаний;

  • способствовать развитию толерантности по отношению к внешности, физическим недостаткам, расовой и национальной принадлежности других людей;

ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – все это и есть мир наших чувств и эмоций. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Когда он грустен или рассержен, это означает, что у него что - то не в порядке. Эмоции ребенка – это «послание» взрослым о его состоянии. Люди во всем мире различают 6 основных эмоций –радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх, можно добавить к этому перечню интерес, презрение, стыд и вину. Педагог знакомит детей сязыком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими, как для выражения собственных чувств и переживаний, так и лучшего понимания эмоционального состояния других. Важно так же, чтобы ребенок учился управлять своими эмоциями и чувствами, «я – человек и поэтому могу сдержаться и не заплакать, могу не капризничать, не шуметь, не мешать другим. Это трудно – управлять собой, но я этому учусь». Понимать, что настроение (свое и окружающих) зависит от многих факторов, отношения окружающих друг к другу. Умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений, эти способности, укрепляясь на протяжении детства, приводят в дальнейшем к адекватному восприятию других людей.

Взрослые должны стремиться понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что его именно тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, испытывающему эмоциональный дискомфорт особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами. Наиболее острые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду и семье является одной из важнейших наших задач, а так же необходимым условием для его полноценного и своевременного развития, сохранения психического здоровья. Положительные эмоции – хорошее настроение, а, следовательно, хорошее самочувствие. Отрицательные, накапливаясь, ведут к стрессу.

Обрати внимание!

* Развитие эмоциональной сферы является основанием для социально-личностного развития, т.к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом становления личности растущего человека.

* Распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

* Исследования психологов показывают, что дети младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют положительные эмоции (радость, веселье, восхищение) и затрудняются в определении отрицательных эмоций (грусть, испуг). Прежде всего, они обращают внимание на выражение лица, не обращая внимание на пантомимику (позу, жесты). Таким образом, уровень их представлений не достаточен.

* Данный блок в программе представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг - это одно или несколько занятий, игровых упражнений, объединенных одной тематикой. Количество занятий определяет педагог совместно с психологом, ориентируясь на возраст детей, скорость освоения материала, стремления более глубокого или общего ознакомления с данным разделом.

* Наиболее результативными приемами по данному направлению является проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств, всевозможные перевоплощения, рисование эмоций, специальные игры по их развитию, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами

Цели:

Образовательные:

  • Показать детям основные (интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение).

  • Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.)

  • Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

  • Развивать способность делиться своими переживаниями.

Воспитательные:

  • Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

  • Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими…).

  • Корректировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Данное направление предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Навыки общения формируются у ребенка с ранних лет. Коммуникативная компетентность способна обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников, оградить его от горечи одиночества не только в детстве, но и в зрелом возрасте, поможет адаптироваться к новым жизненным условиям, облегчит переход из одной социальной среды в другую. Поэтому важно своевременное формирование коммуникативных навыков и умений: устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Мы так же начинаем знакомить детей с правилами этикета. Педагог должен помочь им осознать, что воспитанный человек всегда будет пользоваться симпатией у окружающих. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя, знакомиться, устанавливать контакты и многое другое. Хорошие манеры не только приятны окружающим, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к людям. С детьми необходимо беседовать об одиночестве, о преимуществах дружбы и что ей мешает (лживость, равнодушие, жадность). Дружба – это радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другим. Дети должны научиться оценивать свои поступки (поступок это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным), относиться к ним сознательно. Они бывают плохие и хорошие и нужно стремиться «делать хорошо и не делать плохо». Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила. Важно, чтобы нормы поведения взрослых во всех ситуациях была верными и искренними, достойными подражания.

Обрати внимание!

Цель данного направления – развитие навыков полноценного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверие к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности, нравственного поведения. В.А.Сухомлинский справедливо считал «Доброта должна войти в привычку».

* В основе общения – атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку, что дает возможность раскрыть его внутренний мир, позволит научиться делится своими проблемами, а Вам - узнать и для себя открыть ребенка.

* В основе работы следующие принципы:

- активности, - общение и поведение формируется в деятельности, организовывайте общение таким образом, чтобы дать детям возможность понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними;

- партнерского общения, - работая в группах, учите детей признавать ценность другого, его мнения, интересы, все решения принимать с учетом мнения всех детей;

- сознательности поведения, - поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством осознавать свое поведение является обратная связь. Важно каждому ребенку узнавать мнение окружающих о его манере поведения, о его поступках, их влиянии на чувства, которые испытывают другие;

- исследовательской позиции, - чаще используйте проблемные ситуации, умение каждому найти из них свой выход.

Цели:

Образовательные:

  • Обучать искусству общения в различных формах и ситуациях, учить гибко использовать дополнительные средства: мимику, пантомимику, голос. Обучать умению слушать и слышать других;

  • Познакомить (узнавать в героях литературных произведений, в других людях) с моральными чертами характера, проявляющимися по отношению к людям и окружающему миру;

  • Дать понятие о парности нравственных качеств: добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, смелый – трусливый;

  • вводить данные словесные характеристики в активный словарь ребенка, используя синонимы и антонимы;

  • Подчиняться разумной жизненной дисциплине посредством выполнения принятых в обществе и конкретном детском сообществе правил поведения;

  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, осознанное восприятие, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, сверстников.

Воспитательные:

  • Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, родителями, педагогами, с другими людьми.

  • Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

  • Развивать симпатию, желание и готовность помогать другим людям.

  • Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение, общение и творчество. Развитие чувства «МЫ», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

  • Формировать отрицательное отношение к проявлению отрицательных поступков, черт характера, находить пути их преодоления

  • Содействовать положительным поступкам детей и на их основе способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость, доброта и т.д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Младший школьный возраст (УО (ИН), АООП, вариант 2

Уверенность в себе: «Ребенок и кукла» (учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы); «Отражение в зеркале» (знакомить ребят с отражением в зеркале); «Какого цвета твои волосы?» (научить различать цвет волос); «Какого цвета твои глаза?» (знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности: цвет глаз; «Кто ты, мальчик или девочка?» (сравнивают, называют отличительные особенности, делают вывод о том, что пол определяется не одеждой, а строением тела); «Мы все разные и такие похожие» (учить сравнивать себя с другими).

«Ребята и зверята» (определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным); «Какой подарок ты хочешь получить?» (разобрать вместе с детьми их предпочтения в игрушках, книгах); «Вкусы бывают разные» (выяснить вместе с детьми предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные).

«Что я умею и чему могу научиться» (я еще маленький, но могу сам одеваться, умываться, убирать игрушки)

«Папа, мама, я – это моя семья» (первичные представления о социальной роли разных членов семьи, осознание себя, как равноправного члена семьи).

«Как мы живем в детском саду» (называют свой детский сад, знают основных сотрудников и чем они занимаются; в группе много детей, с которыми приятно общаться)

Чувства, желания, взгляды: «Грусть, радость, спокойствие» (помочь детям различать основные эмоциональные состояния, понять причины их возникновения; учить определять по внешним проявлениям); «Настроение такое разное» (способствовать выяснению причин и внешних признаков изменения); «Как мы выражаем свои чувства» (учить детей понимать эмоции людей по выражению лица, позам, жестам, передавать их с помощью движений , жеста , голоса) «Мои страхи» (определить причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей).

Социальные навыки: «Как можно помочь друг другу»(формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказок); «Плохо быть одному» (детям об одиночестве и о том, как важно иметь друга); «Ссора и примирение» (помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта). «Совместное дело, игра» (помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом).

«Что такое хорошо, что такое плохо» (освоить основные правила поведения), «Буду делать хорошо и не буду плохо» (способствовать их выполнению, помочь понять, что поступки бывают хорошие и плохие);

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Младший школьный возраст (УО (ИН), АООП, вариант 1

Уверенность в себе: «Что я знаю о себе, чем отличаюсь и чем похож на других» - уточнить представление о своем внешнем облике, формировать понятие об универсальности и характерных особенностях каждого человека

«Твои любимые занятия и увлечения» - определять вместе с детьми их вкусы, увлечения, предпочтения; сравнивать их со вкусами других людей, подвести к пониманию того, что вкусы и предпочтения у разных людей разные.

«Красивый, безобразный», «Обычный, странный» - подвести к пониманию того, что мнения по этому поводу тоже могут быть разными.

«Моя семья» - формировать теплое отношение к членам семьи, побуждать крассказам о своей семье (где работают и как отдыхают, любимые занятия членов семьи, взаимоотношения, праздники, традиции)

«Мой любимый детский сад» - формировать привязанность к д/с; осознание себя, как члена детского коллектива (участие в коллективных делах группы); обозначать принадлежность к группе условными обозначениями (символ группы, символ себя).

Чувства, желания, взгляды: дети учатся распознавать основные эмоциональные состояния:«Спокойствие», «Радость», «Удивление», «Грусть», «Гнев»,знакомятся с причинами возникновения, их внешними проявлениями.«Страх» - помочь детям справляться со своими страхами.«Добрый, злой» - рассказать, что такое доброта излость.«Печаль», «Горе» - помочь понять причины возникновения грустного настроения.«Мои желания», - учить осознанному восприятию своих желаний, выражать свои чувства, мнения; преодолевать свое эмоциональное неблагополучие, замкнутость. «Никто меня не любит» - дать детям понять, что все люди нуждаются в любви и сострадании. Необходимо познакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний (движения, поза, мимика).

Социальные навыки. Основные темы:«Друзья, с кем ты хочешь дружить»- развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, побуждать сочинять стишки, истории, героями которых являются сами дети, способствовать повышению их самооценки.«Ссора» - научить детей разрешать конфликты, учитывая настроение другого человека; пользоваться нормами - регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться), понимать некоторые причины возникновения ссор, «Вместе весело шагать» - через совместные дела (организация выставок, презентаций, событий, выпуск журналов и т.д.) помочь осознать себя, как члена детского коллектива, содействовать разновозрастному общению, участию детей в общем деле. «Ласковые слова» - способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. «Хорошие, плохие поступки» - на примере конкретных жизненных ситуаций показать, как следует и как не следует поступать; развивать такие качества, как доброта, сострадание, справедливость. «Первые уроки этикета» - способствовать усвоению правил этикета в разных ситуациях (встреча, прощание, прием гостей, выбор подарка), осознанию того, что они не только проявление вежливости, но и способ укрепления отношений, что одинаковые высказывания могут восприниматься окружающими по-разному (невежливые, насмешливые, шутливые).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Младший школьный возраст (УО (ИН), АООП для обучающихся с умственной отсталостью, 4 класс

Уверенность в себе«Тыи твои родители» (помочь ребенку понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них); «Каждый привлекателен по-своему» (выяснить отношение ребенка к своей внешности, помочь адекватно и положительно оценивать себя; развивать толерантность к внешности людей); «Фоторобот» (развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека); «Шляпы, одежда, грим...» (помочь понять, что и изменение внешности может отразить настроение человека, неожиданные черты характера; побуждать экспериментировать со своей внешностью); «Маски» (побуждать детей варьировать внешность с помощью масок);

Чувства, желания, взгляды.«Ты и другиев зеркале» - развивать представления о себе и своем отличии от других. «Плач, смех, испуг» - учить распознавать по внешним признакам настроения, эмоциональные состояния и анализировать их причины. «Мимические признаки эмоций» - продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица. «Чувства и предпочтения» - познакомить с эмоциями, соответствующими празднику, развивать понимание зависимости хорошего настроения от отношения окружающих к человеку, что чувства и настроение человека связаны с его предпочтениями. «Сказочные герои и мы» - помочь соотнести со своим жизненным опытом эмоциональные переживания героев сказок. «Несовпадения настроений» - учить детей понимать настроения другого, его позицию. «Что тебя огорчает или чему ты радуешься» - объяснить, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события. «Как называются эмоции» - знакомить детей с названиями эмоций.

Социальные навыки: «Конфликты между детьми» (учить анализировать причины ссор, помочь освоить способы рефляции конфликтов, не допуская драк); «Какие качества помогают дружбе» (познакомить с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым); «Внимательный, равнодушный» (обсудить с детьми качества внимательность, равнодушие, их значение в отношениях); «Правдивый, лживый» (описать с детьми качества лживость, правдивость и их значение в общении с окружающими); «Смелый, трусливый» (распознать с детьми качества смелость, трусость, их значение для общения); «Щедрый, жадный» (выяснить с детьми качества щедрости, жадности и их роль в межличностном общении); «Порадуй своего друга» (учить позитивным способам общения со сверстниками; помочь понять, что дружба дарит радость общения); «Один и вместе с друзьями» (побеседовать об одиночестве и преимуществах дружбы на примере коллективных игр); «Давай познакомимся» (научить устанавливать новые контакты); «Делаем вместе» (объяснить детям, что совместная деятельность не только интересна, но и трудна, так как нужно уметь договариваться).

Литература.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Москва: УЦ Перспектива 2008.

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – Москва: Академия 1998.

Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Москва: Учитель, 2003.

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы - программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва: Просвещение 2005 .

Хухлаева О.В. Лесенка радости. Москва: Совершенство 1998.

Щетинина А. М Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5 - 7 лет. Москва: ТЦ Сфера 2010.

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., .Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. Москва: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 4 класс ("Информатика вокруг нас") на 2015-2016 уч.г.

Рабочая программа для курса внеурочной деятельности 4 класс - "Информатика вокруг нас"...