«Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Галина Васильевна Яшина

Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное и народное искусство.

Работа с природным материалом рассматривается как предмет, призванный духовно обогащать, интеллектуально и эмоционально развивать, как обучающихся, так педагога, способного решать воспитательные и развивающие задачи образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           ГБОУ школа-интернат №10

«Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»

                                          Методическое объединение  28.03.2018г.

                                          Воспитатель группы №3: Яшина Г.В.

                                               г. Санкт-Петербург

                                                         2018 г.

«Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»

Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное и народное искусство.

Работа с природным материалом рассматривается как предмет, призванный духовно обогащать, интеллектуально и эмоционально развивать, как обучающихся, так педагога, способного решать воспитательные и развивающие задачи образования.

Введение

        Формирование эстетического вкуса – одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.

Целью моей практической работы является  формирование нравственно-эстетического вкуса младших школьников с ОВЗ (ЗПР) средствами декоративно-прикладного искусства в процессе занятий в объединении «Креативный коллаж» («Осенний букет», «Осеннее настроение» «Зимняя сказка», «Весеннее настроение»).

Декоративно-прикладное искусство (далее ДПИ) наиболее тесно связано с повседневной жизнью и бытом каждого человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) способности чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала ДПИ, сознательно воспринимать это искусство, квалифицированно пользоваться предметами ДПИ имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. 

           Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика.        Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Нравственно-эстетическое воспитание детей на занятиях обеспечивается с помощью разнообразных методов:

  • метод побуждения к сопереживанию;
  • метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса;
  • метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству.

Формы  организации художественной деятельности  различны:  занятия,  самостоятельная деятельность, художественный труд, участие в праздничных и воспитательных мероприятиях и т.д.

«Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской       эстетической    жизни заключается в творческом  ее   характере:   дитя    никогда     не       может   ограничиться эстетическим восприятием,   он   неизменно   стремится    к   творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами». 

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Эстетическое воспитание я осуществляется на следующих принципах:

  • -тесная связь с искусством;
  • -индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;
  • -«всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми декоративно-прикладным творчеством, т. е. этим должны быть охвачены все дети без исключения;
  • -направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;
  • -взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Прививая детям с ОВЗ (ЗПР) чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, я  стремлюсь, прежде всего, сформировать у младших школьников  своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства т.к. формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

. В ходе формирования нравственного  и эстетического отношений младшие школьники с ОВЗ (ЗПР) приобретают:

  • -первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях;
  • -первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
  • -способность к эмоциональному переживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
  • -первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентиров;
  • -возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в школе, в семье.

Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём я выделяю главные моменты, составляющие основную модель  процесса.

 Первым компонентом модели является  формирование у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству я  организую свою деятельность так, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая сказку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребёнок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.

Я активно поддерживаю стремление ребёнка к прекрасному, доброму, воспитанию  нетерпимости к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей с ОВЗ (ЗПР) формируется потребность помочь кому-нибудь в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется  желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго остаются эталоном для организации собственного поведения ребёнка в окружающей среде, источником создания определённых игровых ситуаций.

Вторым  компонентом  выступает формирование у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) способности к самообучению в нравственно-эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребёнка в различных видах деятельности. Моя цель состоит не только в том, чтобы передать детям определённое количество знаний и умений, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю даст возможность ребёнку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. Мои учащиеся учатся самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действуют с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.

К. Д. Ушинский писал: «Умственный труд едва ли не самый трудный для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно» Я стараюсь максимально и всесторонне развивать познавательную активность учащихся, создаю  творческую атмосферу в нашей игровой. Даю почувствовать смысл и красоту умственного труда, привить вкус к самостоятельному мышлению и самостоятельным действиям.

Третий компонент – формирование у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус».

Формирование нравственно-эстетического вкуса посредством работы с природным материалом

Особую значимость для развития эстетического вкуса, художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, соломкой и т.п.).

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.
             Работа с природными материалами имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития  художественного вкуса, творческих способностей, детского воображения, содействует воспитанию любви к природе.

             Задача работы с природными материалами - пробудить у детей любовь к родной природе, содействовать воспитанию у них патриотических чувств.

           Огромное значение для правильного развития социально активной личности имеет формирование чувства уважения и гордости Родиной. Оно немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. «Народное декоративно-прикладное искусство, богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии для современного профессионального ДПИ. Культура отношения к материалу, цветовая, линейная, орнаментальная культура вырабатывались из поколения к поколению, находясь в прочной связи с окружающей природой, темпераментом и мироощущением народа. Так же как истинные поэты, композиторы черпают вдохновение в народном фольклоре, песнях, плясках, так и художники проявляют огромный интерес к народному искусству».

Первостепенной эстетической школой является природа. Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живет и которая накладывает существенный отпечаток на всю его жизнь. Природа напоминает человеку о нем самом и в силу этого является для человека предметом эстетических переживаний.

       Природа - огромная богатая мастерская для творчества. И надо с раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Приучаясь с детства видеть красоты природы, ребенок приобретает умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его. Настоящая, искренняя, глубокая любовь к природе несовместимая с эгоизмом, черствостью, стяжательством.

В решении этой задачи имеют значение и подготовка к занятиям, и прогулки, и экскурсии с целью сбора материалов. Смысл этих занятий в том, чтобы дать толчок детской фантазии, показать детям, какие возможности таятся в тех материалах, с которыми они часто встречаются, какие интересные и красивые вещи можно из них изготовить.

Надо уметь видеть не только внешнюю красоту природы. Надо проникать в ее внутренние прелести, скрытые от взоров неискушенного человека, в представлении которого причудливо изогнутый корень просто корень, сосновые и еловые шишки просто шишки. В руках умельца с душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы - материал для создания великолепных произведений искусства, могущих доставить людям радость встречи с прекрасным.

Любой поход по заготовке природного материала (например, соломы, листочков, желудей и т.д.) надо использовать для развития у детей наблюдательности, любви к природе, к труженикам и их труду. Так, например, на поле можно организовать короткую встречу с тружениками полей, в лесу встретиться с лесником и послушать его рассказ об охране лесных насаждений (можно виртуально).

Важнейшим источником эстетического наслаждения является любовь к природе. Красота родной природы, многообразие ее форм оказывает на человека сильнейшее, ни с чем несравнимое влияние. Красота природы оказывает огромное воспитательное воздействие, о чем хорошо говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.

Заключение

Природный материал – настоящая кладезь для творчества, которым природа щедро одарила нас. Среди обучающихся все большую популярность приобретают  объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.

Декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в духовном развитии младших школьников с ОВЗ (ЗПР), в их эстетическом и трудовом воспитании. Они становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

В результате преобразования природных материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.

Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание трудиться.

       Проведенная работа, участие воспитанников в декоративно-прикладных выставках   подтверждают правильность выбранного направления. Исследование темы работы: «Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»

 на занятиях по изготовлению панно из природного материала можно считать состоявшимся, так как цель работы достигнута через решение поставленных задач. В дальнейшем тема методической разработки может быть расширена и усовершенствована.

Список литературы

  1. Veronica Main Swiss Straw Work
  2. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М.: Эксмо, 2005. – 64с.
  3. Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 217с
  4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В.Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  5. Голубева Н. Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112 с.
  6. Демина Л. М. По законам красоты: Эстетика труда. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1990 – 204 с.
  7. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003. – 608 с.
  8. Павлова И.И. Белхудожпромыслы. Государственный концерн: Каталог изделий. – Мн.: Спектрдиалог, 1999. – 88с.
  9. Панфилова Т.Ф. Обучение детей с природными материалами. Методика и практика. – Издательство «Школьная пресса», 2004.
  10. Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп – М.: Академия, 2000. – 408 с.
  11. Сазонова Л. С. Плетение и аппликация из соломки. – М.: Издательство «Ч.А.О. и К*», 2002. – 96 с.
  12. Эстетика: Словарь/ Под ред. А.А.Беляева и др. – М.:Политиздат,1989.- 447 с.
  13. Эстетическое воспитание. Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1970. – 384 с.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн — среде»

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспит...

Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...

Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла

выступление учителя  из опыта работы по формированию экологической культуры...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Формирование основ эстетической культуры младших школьников.

Формирование основ эстетической культуры младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...