Классный час "Есть под Москвой большое поле..."
классный час (3, 4 класс) по теме

Еремкина Людмила Александровна

Классный час, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_est_pod_moskvoy_takoe_pole.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная выставка методических разработок (идей),

посвященных Отечественной войне 1812 года

Классный час по теме:

«Есть под Москвой большое поле…»

(3-4 класс)

                                          Составитель:

                                          Еремкина Людмила Александровна,

                                          учитель начальных классов

                                         МКОУ «Полотняно-Заводская СОШ №1»

                                        Дзержинского района Калужской области

Цели:

1. Знакомство с основными событиями Бородинского сражения, героями Отечественной войны 1812 года.

2. Развитие умения сопоставлять события, делать выводы.

3. Воспитание чувства гордости за подвиги русского народа в годы Отечественной войны, его героизм и смелость.

Форма проведения: классный час с использованием ИКТ.

Участники: учащиеся 3 – 4 классов.

Формы работы:    беседа, викторина, творческая работа в группах,  инсценирование,  мини-доклады учащихся.

Подготовительная работа: подготовка к инсценировке, разучивание стихотворений, поиск дополнительной информации, подготовка списка литературы для дополнительного детского чтения..

Оборудование: презентация (Power Point); для работы в группах – заготовки деталей для панно, ножницы, карандашный клей, клеенка, заготовка фона для панно (формат А4); фонограммы песен «Солдатушки, бравы-ребятушки» и «Песня о России»; народные музыкальные инструменты.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Учитель (на фоне музыки «Песня о России»):

Мне о России надо говорить

Да так, чтоб вслух стихи произносить,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен, сказать: «Россия!»

В истории нашей страны есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать его. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Одним из таких событий является Отечественная война 1812 года.

  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, какая война называется Отечественной?   (Ответ: справедливая национально-освободительная борьба народа одной страны против иностранных захватчиков)

- Какие две великие армии сражались в Отечественной войне 1812 года? (Ответ: русская и французская  армии)

Сегодня мы будем говорить об одном из ярких событий этой войны – генеральном сражении, разыгравшемся на поле, которое находится недалеко от села Бородина, в 125 километрах западнее Москвы…

Учитель сообщает тему и цели классного часа (слайды 1, 2).

  1. Работа по теме.
  • Здесь на равнинах и холмах Бородинского поля решались судьбы России и всей

Европы в 1812 году. Потому на высоте в деревне Горки близ села Бородина воздвигнут гранитный памятник с орлом, широко раскрывшим крылья, где в день Бородинской битвы был командный пункт командующего русской армии Кутузова. (слайд 3)

А на другом, на западном краю поля, за деревней Шевардино, есть  другая высота с каменным монументом. На ней в день Бородинской битвы был командный пункт командующего французской армии Наполеона. (слайд 3)

Группа учащихся (3 девочки и 3 мальчика) исполняет песню «Солдатушки, бравы ребятушки» с музыкальным сопровождением (ученики класса подыгрывают нас русских народных инструментах) – (Приложение 2). 

  • Итак, полководцы обдумывали свои планы, расставляли свои армии. (слайд 4) 

7 сентября 1812 года в утренней мгле гасли костры и двигались люди. Вниз, к Бородину, исчезая в тумане, убегала широкая светлая лента Смоленской дороги. Над Бородинским полем прогремел первый орудийный выстрел. И сразу загрохотали батареи по всему фронту.

        Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил описанию этого сражения стихотворение. Вспомните, как оно называется.   (Ответ: «Бородино»)

Давайте вспомним отрывки из этого произведения.

Ученик.  (слайд 5)        И вот нашли большое поле:

                        Есть разгуляться где на воле!

                        Построили редут.

                        У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Учитель.  Рассмотрите таблицу соотношения сил русской и французской армий. Сравните их силы.  (слайд 5)   (Мнения учащихся)

Учитель.  Орудий русской армии было больше, но солдат меньше, тем более, что среди них было 10 тысяч ополченцев, которые ранее в сражениях не участвовали.

Ученик.          Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Учитель.   (слайд 6) Редут – это земляное укрепление (окоп), предназначенный для круговой обороны. Одним из первых удар французской армии приняли воины Шевардинского редута.

Ученик.  Шевардинский редут располагался впереди главной позиции на дистанции 1300 метров. Всего здесь было сосредоточенно 8000 человек пехоты, 4000 человек конницы и 36 орудий. Наполеон сразу же нацелил для атаки редута огромные силы. Русские воины упорно и отчаянно сражались, «русские умирали, но в плен не сдавались» Взять Шевардинский редут быстро с налета у Наполеона не получилось. Русские, оборонявшие редут, выполнили свою задачу, сдержать натиск противника и дать возможность русской армии укрепить свои позиции.
Ученик.   (слайд 7)        Вам не видать таких сражений!.

Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Учитель. Одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения стала борьба за батарею Раевского.

Ученик. (слайд 8) Николай Николаевич Раевский – русский полководец, генерал от кавалерии. В Отечественную войну 1812 года командовал 7 – м пехотным корпусом, проявлял большие организаторские способности военачальника, мужество и личную храбрость. В Бородинском сражении его корпус, вошедший в историю как «Батарея Раевского», стойко оборонял центральный редут.

Ученик. (слайд 9)        Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Учитель. Чудеса храбрости и героизма в Бородинском сражении проявляли не только простые воины, но и полководцы. Имя Петра Ивановича Багратиона золотой строкой вписана в историю Отечественной войны и Бородинского сражения.

Ученик. (слайд 10) Петр Иванович Багратион – русский полководец, генерал, ученик А.В. Суворова и М.И. Кутузова. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений. В Бородинском сражении руководил левым флангом, на который пришелся главный удар французов, и героически оборонял Семеновские флеши (артиллерийские укрепления в виде насыпи); возглавлял контратаку 2 – й гренадерской  дивизии, занятую французами, и был смертельно ранен. Его девиз: «Защищать Родину ценой любых жертв, всем народом на врага навалиться, или победить, или лечь у стен Отечества».

Учитель. (слайд 11)

В ходе Бородинского сражения французская армия потеряла убитыми и ранеными 58000 солдат и 49 генералов. А русская армия 44000 солдата убитыми и ранеными, выбыли из строя 23 русских генерала.

        Кутузов и Наполеон знали об этих потерях. Маршалы Наполеона просили его послать в бой императорскую гвардию, ручаясь, что русские будут разбиты и побегут. Но Наполеон сказал: «Я не могу рисковать своей гвардией, своим последним резервом за 3000 км от Парижа».

        В свою очередь М.И. Кутузов понимал, что война двух таких титанов, как Россия и Франция, не решается одним сражением и что завтра нельзя давать Наполеону нового боя.

Ученик.        Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Учитель. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения? (Ответ: Оставить Москву, отступить)

        С высоты Поклонной горы Кутузов смотрел на кремлевские башни, золото куполов. Отдать Москву неприятелю? Уступить без боя? При этой мысли сжималось сердце. Но войска измотаны кровопролитной битвой. Что скажут верные полководцы? Кутузов созвал военный совет, в котором приняли участие генералы Багратион, Барклай де Толли, Раевский. (слайд 12)

Сценка «Совет в Филях» по книге М. Брагина « В ту грозную пору» (Приложение 3).

Учитель.    Почему же Кутузов принимает такое сложное для армии и страны решение: оставить Москву и сдать её неприятелю? (слайд 13) (ответ: Чтобы сохранить остатки армии и собрать новые силы для борьбы с врагом)

Учитель.   В сожженной Москве Наполеон ждал, что Кутузов попросит у него мира. Однако шли дни, недели, а русские не собирались сдаваться. Наполеон был взбешен. Такой войны еще нигде и никогда он не вел. Армия, которая хозяйничала во всей Европе, терпела бедствия в России. Солдаты французской армии убедились что русских им не победить. Русская же армия  Кутузов, сохраняя остатки русской армии отвел её южнее Москвы и сосредоточил главные силы в черте Калужской губернии. Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Калужане ничего не жалели для нужд армии. В первые же дни сбора   пожертвований они внесли 44 тысячи четвертей муки,40 тысяч четвертей овса, 500 тысяч пудов сена, дали 710 лошадей. Всего в Калуге и 9 уездных городах было собрано 239 702 рубля. 

        Не остался в стороне от этих событий и поселок Полотняный Завод, где в доме фабриканта Афанасия Николаевича Гончарова в течение трех дней размещался штаб М.И. Кутузова. (слайд 14) 15 октября  хозяин заводов сделал в своем дневнике следующую запись: «…утром вся дворня и фабричные разбежались с Заводу в разные места, а к вечеру главная наша армия пришла ко мне на Завод, где учрежденная гаупт-квартира; я ж, отдав весь свой дом под оною, сам выехал ночевать в Товарково» . В 1812 году из Полотняного Завода были пожертвованы для русской армии лошади, провиант и фураж. Вместе с тем, из крестьян и фабричных Гончаровых в Калужское ополчение было выставлено 101 ратник. За свой счет для воинов закупались лошади и делалось оружие. Учитывая все выявленные повинности, которые ложились на Полотняный Завод в 1812 году, получается, что они могут быть оценены примерно в 25 тыс. рублей.

        С этого времени окрепшая русская армия начинает свое победное шествие. Всего три месяца потребовалось русскому полководцу на то, чтобы сокрушить Наполеона. (слайд 15)

Здесь — на полях Бородина — 
              С Россией билася Европа,
               И честь России спасена
              В волнах кровавого потопа.

  1. Обобщение.

Учитель проводит викторину по материалу классного часа. (Приложение 4): ученик снимает карточку с вопросом в соответствии с порядковым номером, читает вопрос, на который отвечают учащиеся класса.

В результате  открывается фотография памятника установленного на Бородинском поле: Главный монумент героям Бородина, который был открыт в 1839 году.

Учитель. Ребята, а сейчас в память о нашем мероприятии я предлагаю вам составить панно «Отечественная война 1812 года», используя заготовки.

Каждая команда (ряд) выполняют работу в группе самостоятельно. Учитель выступает в роли консультанта. Количество использованных заготовок  (шапка, пушка, ядро, лавровые ветки, шашка) может быть различным. Готовые панно размещаются на доске.

  1. Рефлексия.

В заключении классного часа вам предстоит составить синквейн:

1 команда (ряд) со словом «Кутузов»,

2 команда (ряд) со словом «Бородино»

3 команда (ряд) со словом «Наполеон».

Учащиеся работают в командах самостоятельно. После выполнения задания синквейн озвучивает один ученик.

Ученик. (на фоне музыки «Песня о России»)

    Два века минуло…
               Но каждый сын России
              Той тяжкой битвы след в душе хранит,
              Там стойкость натиск сокрушила,
               сила — силу;
              Глубок тот след…
               Поныне он болит.

Ученик.  Секретов нет у нас,
               Когда приходит час, — 
               Пред тяжким выбором нас недруг ставит,
               Солдат и командир
               Не посрамит мундир, — 
               Он жизнь отдаст 
               иль отступить врага заставит.

Учитель. Классный час завершен. Спасибо за внимание.

Использованная литература:

  1. Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». Авторы-составители Н.Я. Чутко, Л.Е. Родионова – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова; Обнинск: изд. «Духовное возрождение», 1996.
  2. Сидоренков А.И. Полотняный Завод от Петра I до Александра Пушкина: Исторические этюды. – Калуга: издательство «Гриф», 2008.
  3. Брагин М.Г. В ту грозную пору. – М.: Лабиринт, 2011.
  4. Лермонтов М.Ю. Бородино. – М.: Стрекоза, 2010.
  5. Интернет-ресурсы:

http://lfkotov.narod.ru/rossija/borodino.html 

http://www.gorodageroi.ru/geroi/geroi1812/

Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День птиц Классный час с элементами игры "Поле чудес"

Цель классного часа углубить знания обучающихся о птицах; способствовать развитию внимания, любознательности, кругозора, самостоятельности; содействовать воспитанию бережного и заботливого отношения к...

Классный час в виде игры "Поле Чудес", посвященный 8 Марта

Эта презентация к классному часу в виде игры "Пуле чудес"...

Классный час в виде игры "Поле Чудес", посвященный 8 Марта

Эта презентация к классному часу в виде игры "Пуле чудес"...

Урок №1 Москва большая (урок собственных открытий).

Цели: определить какие знания имеются у детей о Москве, познакомить с первыми поселениями (Кремль, Китай-город, Белый, Земляной), закрепить полученные знания....

Классный час "Моя Москва"

В презентации показано, как менялась Москва в разные времена, при разных правителях....

Презентация к классному часу "Есть под Москвой большое поле..."

Презентация классного часа "Есть под Москвой большое поле..."...