Урок мужества «День памяти детей Ейского детского дома, погибших 9 октября 1942 г.»
классный час (3 класс) на тему

Монич Елена Павловна

Цель: воспитание патриотических качеств у учащихся.

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся любви к Родине и уважения к сверстникам;
  • способствовать готовности, учащихся укреплять основы общества и государства;
  • почтить память погибших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon um_den_pamyati_detey_eyskogo_detskogo_doma.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества «День памяти детей Ейского детского дома, погибших

 9 октября 1942 г.»

Цель: воспитание патриотических качеств у учащихся.

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся любви к Родине и уважения к сверстникам;
  • способствовать готовности, учащихся укреплять основы общества и государства;
  • почтить память погибших.

Учитель:

Каждый год в мае страна празднует День Победы. И сегодня в преддверии этого дня, так же, как и много лет назад, в далёком 1945, этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы заплатили за нее.

Ученик читает стих:

Война - жестче нету слова,

Война - печальней нету слова,

Война - светлее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть, и нет.

Учитель:

Казалось, шесть десятилетий прошло с того летнего дня 22 июня 1941 года, но каждый из нас до сих пор прочувствовал эти слова:

(в записи звучит голос Левитана об объявлении войны)

Ученик:

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Песня «Священная война»

Учитель:

Уходили на войну наши деды, отцы, братья и сестра, уходили мальчишки и девчонки 40 годов.

Долгих 4 года шла война. Страна сражалась с мощным и коварным врагом, провела очень много страшных сражений, иногда каждый метр отвоеванной земли давался большим трудом и людскими потерями.

Только вслушайтесь в эти цифры:

Погибло в годы войны русских свыше 20 000 000 чел.,

Сожжено в лагерях 11 000 000 чел.,

Всего погибло в войне 50 000 000 чел.,

Вывезено в Германию для работ 5 000 000 чел.,

 46 000 тракторов, 18 000 комбайнов, 16 000 000 голов скота.

Сожжено и разрушено 17 000 школ, 208 театров, 12 000 предприятий, 52 000 колхозов , 862 совхоза.

В первый день войны на страну напало 190 танковых и пехотных дивизий.

Помните! Через века, через года… Помните! О тех, кто уже не придет никогда.

Помните!

Учитель:

Но, пожалуй, самое запоминающее событие по жестокости, горю людей стала блокада Ленинграда. Жестокость была повсюду… В городе Ейске, в то время находился детский дом Крайсобеса, в котором жили дети больные костным туберкулезом. 9 октября 1942г. к корпусам детского дома по ул. Щербиновской, 56 подъехали две легковые и две грузовые крытые машины, в которых находились начальник гестапо СС№44-10 обер–лейтенант Бедедекер, немецкий комендант г. Ейска Кандлер, врач гестапо Штраух, немецкие офицеры и солдаты (15 человек). К корпусу, находящемуся по ул. Буденного подъехала одна машина. После осмотра детей детдома Крайсобеса, немцы отстранили персонал, начали погрузку детей в машины. Когда дети и сотрудники детдома спрашивали: «Куда везете детей?», им отвечали: «в Краснодар», другие отвечали «в баню». Так как, за один день немцы не сумели вывести всех детей, то утром 10 октября они довершили начатое дело. К 9 часам по улице Щербиновской подъехала еще одна крытая машина, на которую посадили еще 13 человек из 20 скрывшихся. Из корпуса на ул. Буденного забрали остальных детей, из них 32 лежачих больных. Всего было погружено 214 детей, из них: 102 девочки и 112 мальчиков.

Детей вывезли за город и остановились на землях Широчанского хутора, вблизи дороги идущей от города Ейска, где при вскрытии обнаружены в яме 3 на 4 метра, глубиной 2 метра 214 трупов детей. При детских трупах были найдены книги, гребенки, открытки, платочки, фотоснимки и др. мелкие вещи. На основании судебно-медицинского осмотра трупов и свидетельских показаний установлено, что физических побоев, огнестрельных ранений, колотых ран не было, так как дети были увезены на герметически закрытых машинах при большой скорости, то смерть наступила от асфиксии (удушения).

Юные жители города не хотели мириться с немецким игом. 18-летний комсомолец Анатолий Ушаков организовал группу ребят для сопротивления. В состав группы входили: Басова Валентина, Богинский Аким, Буштет Вячеслав, Воронов Владимир, Горохов Константин, Терский Николай, Галкин Юрий, Демин Петр, Жмуйдина Галина,  Журбенко Павел, Логвинов Михаил, Никонов Владимир, Осипова Нина, Степанов Генадий, Стрюков Петр, Ушаков Анатолий. Им помогали и пионеры, показали: где можно достать пистолет из колодца, где можно украсть винтовки. Убив на окраине города немца группа приобрела первую винтовку, нападая на немецкие обозы за городом приобрели еще несколько винтовок, уже при отступлении немцев достали пулемет, украли из склада 21 гранату. Основной задачей считали не дать взорвать ни одного камня в городе. Анатолий Ушаков бил убит накануне прихода Красной Армии.

15–летняя ученица 8 класса Лиза Березина со своим 12- летним братом писали листовки и распространяли их по городу. Было написано 4 листовки, каждая по 150 экземпляров. Они содержали следующие строки: «Пролетарии всех стран соединяйтесь! Братья и сестры, части Красной Армии близко. Немцы бегут. Мы не должны допустить, чтобы немцы эти подлые поджигатели войны, вывозили хлеб и скот. Мы должны предупредить подрыв тех предприятий, без которых нам придется плохо. Ведь это все наше кровное, мы сами наживали это добро». 

Учитель:

Война легла на плечи не только мужчин и женщин, но и детей.

Да, разве об этом расскажешь

Какая безмерная тяжесть

На детские плечи легла.

Женщины, проводив своих мужей, детей, на фронт ждали от них весточки, верили в их возвращение. Ждать - очень трудное бремя. И это вера иногда совершала чудеса. Одна мать получила на сына похоронку, но не поверив в это продолжала ждать и надеяться. Все говорили, что это бесполезное дело, но она ждала, и чудо свершилось. После войны сын пришел домой. Вера помогла выжить. После этого случая поэт К.Симонов написал стихотворение, которое стало символом веры.

Женщины не только ждали, но и работали, делали все возможное и невозможное.  «Все для фронта, все для Победы», этот призыв звал на трудовой подвиг. Они стояли у станков по 12-16 часов, рыли окопы, шили одежду. 800 000 женщин служили в армии.

В каких войсках были женщины? Чем они помогали фронту?

(медики, связисты, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, танкисты, десантники, партизаны, разведчицы, механики, командиры пулеметной роты, автоматчики).

Учитель:

В те годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Родины. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Давайте сейчас проверим, сумеют ли наши мальчишки стать защитниками Родины.

Конкурсы:

1.Уметь выполнять команды (учитель подает команду: налево, направо, кругом)

2.Ответить на вопросы: работа в парах.

  • Без чего нельзя прожить на войне: без воды; без пищи; без шутки;
  • О какой вещи наши солдаты говорят с теплотой: шапка; шинель; портянки;
  • Про кого говорили «Они сильнее войны»: жены; родина; матери;

Учитель:

4 долгих года шел солдат к своей Победе. И этот день пришел. 9 мая 1945 года. С каким нетерпением ждали его не только русский народ, но и вся Европа. И сейчас это праздник для всех жителей планеты. Его встречают везде, вспоминают тех, кто не дожил до Победы тех, кто с нами рядом - солдаты Победы. Война закончилась там, откуда пришла - в логове врага - в городе Берлине. Над Рейхстагом был водружен советский флаг- символ Победы.

Минутой молчания почтим память тех, кто не пришел с войны и отдал свои жизни в борьбе за счастье и мир на Земле.

(Минута молчания)

Ученик.

Мы дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши, и наши отцы-

За мир, за свободу, за счастье борцы!

Учитель.

А сейчас в заключение нашего урока предлагаем написать обращения к тем, кто разжигает войны, убивает мир на Земле.

Каждый получает голубя и нужно написать фразу, соответствующую теме урока («Мы не хоти войны!», «Пусть на всей планете будет мир!» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинговое занятие для детей из детского дома

тренинговое занятие для детей из детского дома направлено на формиоравание и развитие коммуникативных навыков....

Статья о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей в детском доме.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены....

Урок мужества День Героев Отечества

Урок мужества "День Героев Отечества" спосбствует  формированию гражданской активности, патриотических чувств у подрастающего поколения; вовлечению учащихся в поисковую деятельность по теме ...

Урок мужества День Героев Отечества

Урок мужества "День Героев Отечества" спосбствует  формированию гражданской активности, патриотических чувств у подрастающего поколения; вовлечению учащихся в поисковую деятельность по теме ...

Урок Мужества "Реквием памяти"

Классный час, посвященный Дню Победы для учащихся начальной школы ( 3- 4 класс)....

День памяти детей - жертв войны в Донбассе

Память о невинных жертвах агрессии берегут по всей России....