«900 страшных дней. Ленинград, мы помним!»
классный час (3 класс)

Новикова Вероника Львовна

Классный час знакомит с героическими событиями блокадного Ленинграда. В ходе мероприятия  формируется представление о долге перед Родиной, пробуждаются в детях чувства сострадания и гордости за народ,

 

              

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«900 страшных дней. Ленинград, мы помним!»

Цель:

  • расширить знания детей о Великой Отечественной войне, с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  • формирование чувства патриотизма, ослабевшего в последнее время;
  • создание условий для формирования непримиримого отношения к фашизму и неофашизму, расовой нетерпимости и национализму.

Универсальные учебные действия

Познавательные

  • Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части), обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия.
  • Строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст).

Регулятивные

  • Определять цель, проблему в учебной деятельности.
  • Работать по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные

  • Излагать своё мнение в монологе, диалоге.
  • Корректировать своё мнение.
  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно.
  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
  • Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Личностные

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
  • Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других.
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
  • Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом.
  • Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях  (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор.

Форма классного часа: Беседа

Оборудование:

Ход классного часа.

Эпиграф:

«Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…»

I Организационный момент 

Звучит песня «От героев былых времён» - А. Агранович.

II Вступление

Сообщение темы и цели классного часа.

Воспитатель:

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.

1.        Ученик

Фашистское командование разработало план захвата территории Советского Союза под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

III Основная часть

2.        Ученик

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.  Женщины рыли окопы вокруг города, солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Воспитатель

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». Настоящим подвигом ленинградцев стало сохранение мирового культурного наследия в условиях блокады. Ленинград называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков.

3.        Ученик

Уже 23 июня 1941 года началась подготовка к эвакуации наиболее ценных экспонатов Государственного Эрмитажа и Русского музея. Эвакуировались и другие музеи города. Ленинград с его уникальной архитектурой был целью вражеских бомбардировок, а его золотые купола и шпили – ориентирами для врага. Жителям предстояло сделать неузнаваемыми очертания города. Комплекс зданий Смольного при помощи огромной сети и аппликаций был превращен в открытую поляну с редкими кустами, а территория Кировского завода – в лесной массив. Особенно сложными оказались работы по маскировке куполов и шпилей. Поверхности куполов Исаакиевского собора  и шпиль Петропавловской крепости были покрыты серой краской, еще на 5 куполов и 3 шпиля были натянуты серые холсты. Адмиралтейскую иглу нельзя было красить. Решили спрятать ее под большим чехлом. Сначала с помощью аэростата и специального приспособления старший лейтенант Судаков поднялся на самый верх и, раскачиваясь на узенькой дощечке, закрепил канаты и блок. Потом по очереди стали подниматься альпинисты: Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба, Михаил Бобров. Враг не хотел мириться с потерей ориентиров. Однажды фашистский самолет-истребитель вынырнул из облаков и сходу дал очередь по шпилю. Пули прошили позолоту рядом с Ольгой Фирсовой. Не раз отважным альпинистам приходилось подниматься на блокадные вершины, т.к. из-за осколков снарядов, бомб суровой непогоды был нужен постоянный ремонт маскировки.

Не менее трудной задачей оказалось спасение многочисленных архитектурных сооружений Ленинграда. Всего в городе и пригородах было укрыто 14 памятников, а 95 – зарыто в землю.

4.        Ученик

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.

На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

•        Хлебное зерно и мука на 35 суток;

•        Крупа и макароны на 30 суток;

•        Мясо и мясопродукты на 33 суток;

•        Жиры на 45 суток;

•        Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

5.        Ученик

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

6.        Ученик

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь, более того, была опасность, что немцы отважатся выйти на неверный ладожский лёд и атакуют дорогу с юга, с захваченного ими южного берега Ладоги. Поэтому Дорогу жизни необходимо было тщательно охранять. Поэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Шоферы, работавшие на «Дороге жизни» проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой, же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград.

7.        Ученик

На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба. Путь по Дороге жизни был полон смертельного риска: вражеские бомбежки, тонкий лед, многодневная усталость водителей — опасность подстерегала повсюду.

В конце декабря 41-го, в канун Нового года, он вез подарки для ленинградских детишек. В полуторку загрузили фанерные ящики с надписью «Детям блокадного Ленинграда», заполненные мандаринами. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар. Можно было выскочить из машины! Но как же детишки? «Стервятники» оставили дымящуюся машину, и Максим, переведя дух, попробовал завести свою полуторку. И она завелась. «Попробовал рулить, машина слушается. Можно продолжать путь», — вспоминал водитель. А продолжать путь было нелегко: без лобового стекла тридцатиградусный мороз обжигал лицо, дымящий радиатор затруднял видимость, не давала покоя рука. Но сдаваться было нельзя — он вез подарки детям, которым нужен был праздник, чтобы хоть на минуту забыть об ужасах войны.

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины.

«1 января 1942 года нам, учащимся, дали пригласительные билеты на елку в Драматический театр им. Горького. Во время спектакля несколько раз объявляли тревогу, спектакль прерывался, мы все спускались в бомбоубежище. После спектакля были накрыты столы. Нам каждому дали по маленькой котлетке с гречневой кашей».

Т. Журина

«Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».

П.Данилов

8.        Ученик

Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.

…И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

-Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на рассвете -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам..

Воспитатель

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.… Кроме хлеба есть было нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Придёт человек домой.  Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

9. Ученик

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного - и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Воспитатель

Днем и ночью на город налетали вражеские самолеты. Тогда тревожно завывали сирены, а ночное небо прочерчивали лучи прожекторов, чтобы легче видеть врага защитникам города – зенитчикам. Истребительная авиация и зенитная артиллерия охраняли ленинградское небо. Так было почти 900 дней и ночей, но ленинградцы выстояли!

10.Ученик

В те дни все узнали о подвиге Алексея Севастьянова. Многие ленинградцы, которые несли дозорную службу на крышах домов, наблюдали за воздушным боем фашистского бомбардировщика и советского истребителя. У нашего летчика кончились патроны. Все замерли… Что же теперь будет?

Севастьянов направил свой самолёт на врага и мотором ударил фашистский самолет. Тот вспыхнул и полетел вниз.… На крышах домов раздались аплодисменты и крики «браво!».

11. Ученик

Фашистский бомбардировщик рухнул в Таврический сад. Сейчас его обломки можно видеть в одном из залов Музея истории города. Гитлеровские лётчики спустились на парашютах и были взяты в плен.

Нашего летчика выбросило из кабины, но он успел дернуть за парашютное кольцо и благополучно приземлился на территории Невского машиностроительного завода. Там его арестовали до выяснения обстоятельств, зато потом едва не задушили в объятиях, напоили чаем и обули в валенки. И еще долгое время защищал ленинградское небо.

К сожалению, он погиб, спасая товарища. Посмертно А. Севастьянову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Интересно, что ночной таран в ленинградском небе Алексей Севастьянов совершил над Басковым переулком, где тогда жила мать нынешнего российского лидера Владимира Путина. Фашистский бомбардировщик не успел сбросить смертельный груз.

Воспитатель

В осажденном городе повседневные дела становились подвигом. Во время блокады страдали и мучились все: и люди, и животные.

Огромные испытания выпали на долю зоопарка: центр города, рядом Петропавловская крепость, по которой фашисты били прямой наводкой. Множество снарядов и бомб взорвалось на территории зоопарка (в то время его называли «зоосадом»). Многие животные погибли, а другие страдали от голода.

Героические усилия прикладывали сотрудники зоопарка, тоже голодавшие и погибавшие от бомбежек и артобстрелов.

12. Ученик

Нелегко пришлось и бегемоту Красавице. Она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, благодаря самоотверженной помощи Евдокии Дашиной. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой 41-го городской водопровод не работал и бассейн Красавицы оставался пустым. Что делать? Евдокия Ивановна каждый день привозила на саночках из Невы сорокаведерную бочку с водой. Воду грели, и поливали ей бедную бегемотиху. Трещины смазывали камфорной мазью, истрачивая до килограмма в день. Вскоре кожа Красавицы зажила, и она смогла с достоинством скрываться под водой во время бомбежек. Красавица выжила. Хотя и похудела. Потому что кормили бегемотиху чем придется: вениками, ветками, иногда просто запаривали для нее опилки. К счастью Красавица почти ни от чего не отказывалась. Дожила она до 1951 года и умерла от старости, не заработав ни одной хронической болезни. «Вот она, блокадная закалка!» — с восхищением говорили впоследствии ветеринары.

13.Ученик

Но в те дни не затихала и культурная жизнь города.  Давал представления блокадный театр.  Работала Публичная библиотека. Работали школы.  Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

14. Ученик

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов.  Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях.   Разбирали письма на почте.

Все, кто жил в блокадном городе, совершали подвиги: кто-то делал оружие и боеприпасы, кто-то защищал архитектурные строения, памятники, учителя учили голодных, слабых, замерзших учеников, врачи спасали раненых солдат, поэты читали свои стихи онемевшими от холода губами, и, конечно же, солдаты защищали Ленинград, отдавая свои жизни, ВСЕ боролись за то, чтобы спасти город. Суметь выжить в блокадном городе, сохранив человечность, было уже подвигом.

Наш город в снег

До пояса закопан

И если с крыш

На город посмотреть,

То улицы

Похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть.

Воспитатель

Всю зиму не работала канализация, нечистоты скопились на улицах города, но в мороз это было не страшно.

 А вот с приходом весны снег начнет таять, оживут микробы и инфекции погубят людей. Фашисты и здесь просчитались. Уставшие, голодные, измученные люди нашли в себе силы. Они взяли лопаты и очистили город!

Когда наступила поздняя весна, на улицах был порядок. Потом жители принялись делать грядки. Огороды разводили во дворах, в уличных скверах и больших парках. Даже на Исаакиевской площади!

Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

Война еще не закончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

И вот пришла долгожданная победа! Конец войне!

В честь Победы был дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.

Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой! Пусть время лечит, затягивает раны. Но время не может отнять у нас того святого, что есть в каждом из нас — чувства великой сопричастности к судьбе великого народа.

IV Заключение

Воспитатель

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыто». Вечная память погибшим. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах.

15. Ученик

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней блокады Ленинграда

   Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории страны. 900 дней город находился во вражеской осаде. Каждый день был беспримерным подвигом ленинградцев. Фашисты возлагал...

900 дней Подвига - освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Презентация книги Н. Ходза "Дорога жизни".

Вспоминая дни воинской славы мы сможем пробудить, вызвать интерес у школьников к событиям, их олицетворяющим, стремление больше узнать об этих исторических днях и их героях.  Шесть дат связаны с ...

900 дней Подвига. 70 лет полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады - материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке.

Блокада Ленинграда. Материал для оформления тематической выставки в школьной библиотеке к памятной дате. Рекомендательный список литературы....

презентация " 900 дней блокады Ленинграда"

Блокада - это слово знакомо каждому жителю нашей страны. Что пережили ленинграды в эти дни? Еще раз вспомним с ребятами. как мужественно жил и работал осажденный город...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Классный час “900 дней Ленинграда".

Классный час об одной из самых трагичных страниц Великой Отечественной войны. Для учащихся 2 класса....

900 страшных дней и ночей

                             900 страшных дней и ночей...