Профессиональная организация воспитательного процесса
статья

       Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.  В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная организация воспитательного процесса

       Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.  В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.    Воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся.  Где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу,  а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.   Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия. Воспитательная работа может использоваться в двух значениях, как воспитательная работа педагога-воспитателя, и как воспитательная работа образовательного учреждения.  Специфические особенности организации воспитательного процесса будут зависеть от ряда факторов: во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы. Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.  Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров.  

        Большая роль в организации изучения эффективности воспитательного процесса и воспитательной системы принадлежит администрации учебного заведения, которая направляет и регулирует эту работу. Она обеспечивает: плановость изучения и состояния воспитательного процесса; проведение обследования по определённой проблеме с привлечением всех участников педагогического процесса; проведение исследования в один и тот же временной период.

    Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность.

       Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.

     Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

      В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел.

       На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой: организация внеучебной деятельности учащихся; стимулирование здорового образа жизни; приобщение учащихся к культуре; создание учебно-производственного коллектива; воспитание культуры общения; привлечение учащихся к планированию.

      Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательного процесса в классном коллективе

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарован...

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.

Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего  педагогиче...

Статья "Практическое использование интерактивных игр в организации воспитательного процесса".

В статье представлена попытка отразить и обобщить опыт практического использования интерактивных методов и форм в организации воспитательного процесса....

Организация воспитательного процесса в начальной школе

Этот материал показывает, что одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей....

Организация воспитательного процесса в классном коллективе

Мой педагогический опыт по организации качественного воспитательного процесса в классном коллективе с 1-4 класс....

Статья "Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе"

   Моя миссия, состоит в том, чтобы найти тропинку к ученику, которая будет в дальнейшем помогать учитывать важнейший факт: каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Классны...

Особенности деятельности начинающего педагога при организации воспитательного процесса (на примере начальной школы)

В статье рассматриваются сложности и трудности молодого учителя при организации и осуществлении воспитательной работы с учащимися начальной школы....