Организация досуга детей в группе продленного дня
статья (1 класс)

 

       Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dosuga_detey_v_gpd.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Организация досуга детей в группе продленного дня

       Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младшего школьника: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению.

Одним из необходимых условий эффективности работы ГПД является четкое, хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся, посещающих группу продленного дня.

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая:

- основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса;

- содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;

- решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

- создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;

- направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

 Главное в работе -это осуществление сотрудничества с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.

 

Цели и задачи:

- формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;

- обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

- развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;

- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

Содержание, формы, методы и средства работы должны быть направлены на решение этих задач.

Также необходимо тесное сотрудничество с семьей и психологической службой,  взаимодействие преподавательского коллектива школы, постоянное самообразование учителя-воспитателя, посещение мероприятий коллег.

Успешная работа в гпд зависит прежде всего от того, насколько целенаправленно спланирована ее работа и правильно организован режим. От рационального, с точки зрения педагогической и гигиенической, построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся.

Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у ребенка такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность.

Поэтому очень важно спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание, отдых.

Примерный режим дня

1. Сбор в группе. Досуг. 2. Обед 3. Прогулка 4. Самоподготовка

5. Досуг. Прогулка

        Период, который следует непосредственно за учебными занятиями и предшествует приготовлению домашних заданий, должен быть наполнен видами деятельности, способствующими быстрому и полному восстановлению работоспособности учащихся. Поэтому, в это время дети собираются в группе продленного дня и играют в спокойные игры, не требующие умственного напряжения, в игрушки, которые приносят с собой.           После обеда дети  организованно  выходят на прогулку.

Одной из форм активного отдыха детей является прогулка.

 Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

 Прогулка в зависимости от обстановки и настроения может быть насыщена играми, развлечениями, которые необходимо прерывать остановками для кратковременного спокойного отдыха, В ходе прогулок осуществляется не только активная двигательная деятельность, но и  идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром, путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателями.

Прогулки могут быть разных видов: прогулка-экскурсия, прогулка-соревнование, игровая прогулка и др.

Во время прогулок могут использоваться такие игры, как:

Пятнашки с именем»: все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имена

( названия цветов, птиц, зверей, героев мультфильмов). Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал, громко выкрикнул своё имя.

«Пятнашки с домиком»: по краям площадки рисуют два круга- это домики.

Один из играющих-пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый игрок может спастись от пятнашки в домике, так как в границах круга пятнать нельзя.

День и ночь: играющие делятся на две команды-«день» и «ночь», становятся в шеренги, спиной друг к другу. Перед каждой командой на определённом расстоянии очерчен её «дом». Там можно будет прятаться от погони.

Та из команд, чьё название произнесёт воспитатель, должна быстро повернуться лицом к другой команде и догонять убегающего противника. Важно учесть, что каждый ловящий должен стараться поймать того, кто стоял к нему спиной. Выигравший и проигравший выходят из своих команд.

Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”.

Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот). 1. Один прыжок. 2. Два прыжка. 3. Три прыжка. 4. Четыре прыжка на левой ноге. 5. Пять прыжков на правой ноге. 6. Крестиком. 7. Закрыв лицо руками. 8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя. 9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли. 10. Прыгаем по три человека одновременно. Тот кто первым закончит прыгать, тот и победил.

Горелки.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов

стоит водящий – «горелка». Играющие на распев говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле.

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо: звёзды горят,

Журавли кричат: гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После этих слов дети, стоящие в последней паре, бегут с дух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Снова звучит распевка, игра повторяется.


«Гуси – лебеди».

Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу.

Гуси, гуси! (Га, га, га!); - Есть хотите? (Да, да, да!)

Так летите! (Нам нельзя) : Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Так летите, как хотите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется. Примечание. Когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья.


«Перебежки».

На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится 2 линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта. Играющие делятся на 2 группы – два отряда. Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя 1 отряд перебегает из одного дома в другой. Дети 2 отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз так же отходят в сторону.

«Удочка».

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

Игра «Мир вокруг нас».

Перед началом игры устанавливаются правила. Например: если ведущий называет зверя – дети должны присесть, если птицу- подпрыгнуть вверх, махая руками, если рыбу-делать руками волнообразные движения. Среди хорошо известных детям представителей животного мира воспитатель называет и таких, о которых дети мало знают или часто относят их не к той группе, к какой нужно.

(Кит – не рыба, а млекопитающее, летучая мышь – не птица, пингвин – не летает и т.д.)

После прогулки важным режимным моментом в группе продленного дня является час самоподготовки.

При выполнении домашних заданий в гпд следует отметить некоторые важные моменты:

  • начинать самоподготовку не раньше 15–16 часов;
  • ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч;
  • предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
  • предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам.

В группу ходят дети из разных классов и с разным уровнем успеваемости, поэтому можно создать группы взаимопомощи, когда слабых детей прикрепляют к сильным, старших  к младшим. Таким образом получается, что старшие дети повторяют материал предыдущего класса и вдобавок это воспитывает в них чувство ответственности и взаимовыручки. Если дети не могут справиться с заданием вместе, приходит на помощь учитель-воспитатель.

Также для четкости выполнения домашних заданий используются памятки.

Приготовление устных заданий

 1. Вспомни, что узнал на уроке.

2. Прочти задание в учебнике.

3. Выдели основные части, главную мысль текста.

4. Составь план прочитанного.

5. Расскажи по плану.

 6. Исправь замеченные ошибки

Приготовление письменных заданий

1. Прежде, чем приступить к выполнению письменных заданий, поработай над ошибками в предыдущих работах.

2. Прочти данное задание.

3. Вспомни и повтори правила.

4. При выполнении письменных заданий проверяй каждое написанное предложение, каждую часть работы.

 5. Исправь замеченные ошибки

Решение задач

1. Прочти внимательно условие задачи.

2. Подумай, что обозначает каждое число.

3. Прочитай задачу еще раз, выдели слова, имеющие существенное значение для решения.

 4. Сделай краткую запись к задаче.

 5. Подумай, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи.

 6. Подумай, что уже известно, а что нужно узнать.

7. Составь устно план решения задачи.

8. Реши задачу и проверь решение.

Особое место в режиме работы групп продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам ( беседы, викторины, конкурсы).

  В течении недели в группе продленного дня проводятся тематические занятия в виде беседы. Возможно, что за конкретным днем недели закреплены беседы по определенным темам. Например, в понедельник занятия по теме «Люби и знай свой город», во вторник-«Этикет и культура поведения», в среду- «Чтение с увлечением», в четверг –«Очумелые ручки», в пятницу «Моя безопасность».

На занятиях «Этикет и культура поведения» дети учатся общению друг с другом, взрослыми. Большое внимание на занятиях обращается на правила поведения дома, на улице и в общественных местах. («Ты и твоя семья», «О поведении в школе», «Уважай старших!», «Ежели вы вежливы»… «Меня пригласили в гости», «О поведении с членами семьи», «О поведении с друзьями»).

«Люби и знай свой город» тоже интересное и познавательное занятие, т.к. дети живут в Петербурге -в одном из красивейших городов мира. Беседы сопровождаются просмотром видеороликов и презентаций (возможно-совместное с детьми создание презентаций). Для углубления знаний полезны занятия по темам: «Малая Родина», « От Кунсткамеры до Эрмитажа», «Набережные Невы» .Эти занятия прививают  детям любовь к нашему городу, бережное отношение к нему.

На занятиях «Очумелые ручки» ребята делают различные поделки своими руками. Предлагаемые  перед работой беседы  связаны с темой занятия и содержит информацию, которая позволяет заинтересовать ребят этой работой. На занятиях «очумелые ручки» проводится работа с различными материалами: бумагой, природным материалом, пластилином. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность,  дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда развивается мелкая моторика рук ребенка, что также положительно сказывается на его развитии.

 «Чтение с увлечением» - занятия, на которых ребята читают и анализируют различные произведения. Очень нравится детям такой прием, как театрализация. Эти занятия способствуют расширению кругозора, обогащению словаря, уточнению и обобщению знаний, развитию речи. Дети учатся умению грамматически правильно строить фразы.

В пятницу самоподготовка у школьников исключается и в этот день целесообразно проводить праздники, подводить итоги коллективных творческих дел.

Тематика занятий может быть различной, но главная задача воспитателя – сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным.

 Решить эту задачу также помогают игры. При этом, безусловно, надо сохранить важную специфическую особенность игр: они должны быть интересны для ребенка, должны доставлять ему удоволь ствие.

Дети одного и того же возраста очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому воспитателю следует знать, чем ученик любит заниматься в свободное время. 

Требования, предъявляемые к игре:


  • она должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
  • игра должна быть доступной, ее цель – достижимой, а оформление – красочным, разнообразным, эмоциональным.
  • в играх обязателен момент соревнования между командами или участниками игры. Это всегда приводит к повышенному самоконтролю учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

“Третий лишний”

Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах можно проводить более сложную игру на “выбывание слов”.

Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ - единственный глагол, стоящий в неопределенной форме и т.д.

Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.

“Зашифрованное слово”

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)

Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из второго-второй, а из третьего - третий.

Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У - ЧЕ - НИК)

“Наборщик”

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО

«Союзы тезок». Дети объединяются в «союзы тезок» - людей с одинаковыми именами. Если таких немного, можно предложить объединиться по принципу «имя начинается на одну букву». Тех участников, кто не попал ни в одну группу можно объединить в союз людей с редким именем. После того, как «союзы» образовались, необходимо представить свой союз в целом и каждого в отдельности.

«Счет». Игра похожа на игру «Дюжина». Участники сидят в кругу. Ведующий называет число, и именно столько игроков должно одновременно поднятся с места. Договариваться нельзя. После успешного выполнения задания, можно обсудить с ребятами, от чего зависит успех в этой игре.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.

Задачи, которые стоят перед воспитателем ГПД, направлены на всестороннее развитие личности ребенка, на продолжение воспитательной работы, которая проводилась с учащимися в классном коллективе.

Формы организации досуга ребят в группе продленного дня определяются, как правило, непосредственно каждым воспитателем исходя из конкретных условий и обычно зависят от его личных особенностей, умений и навыков, от контингента детей. Эти формы могут быть различные по своему характеру и методике проведения, но главное, они должны способствовать достижению поставленных воспитателем конкретных задач, не дублировать учебный процесс, иметь направленность на развитие инициативы и творчества.

Только правильная организация свободного времени учащихся группы продленного дня формирует всесторонне развитую Личность.

Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.