Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»
рабочая программа (3, 4 класс)

Варлакова Марина Юрьевна

Адаптированная образовательная программа  дополнительного образования кружка

 «Город мастеров»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_masterov_2018-2019.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Согласовано

 Заместитель директора по ВР     _____________/Смирнова  С.С./     «___»___________2018 г                                                                      

 Утверждаю                                                                  Директор__________/ Т.В. Кузьмина/                                                                                                                                                        Приказ №______от

«___»___________2018 г  

Адаптированная образовательная программа

дополнительного образования

кружка 

« Город Мастеров»

для учащихся 3-8 классов

(1 год обучения)

Руководитель:

Варлакова М.Ю., воспитатель ГПД

г. . Нерехта

Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление,   практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теории учащиеся знакомятся с историей рукоделия.    

 Программа рассчитана на обучение детей 9 - 15 лет. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Город Мастеров» рассчитана на один год работы с детьми 9 – 15 лет, то есть на 3-8 классы. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы:

  • углубление знаний по декоративно- прикладному искусству
  • систематизация знаний о различных приемах вышивки
  • формирование практических трудовых навыков;
  • развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

Обучающие:

  • освоение приемов вышивки крестом
  • обучение приемам самостоятельной разработки эскизов;
  • обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения, глазомера;  
  • развитие памяти, внимания, мышления, сенсорики, мелкой моторики рук;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
  • обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к результатам труда;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;
  • воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;
  • развитие активности и самостоятельности;

Коррекционно-развивающие:

  •   развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;
  •   развивать творческие способности и задатки;
  •   развивать умение наблюдать, выделять главное.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

1.Словесные:

  •  Рассказ
  • Лекция
  •  Беседа

2.Практические:

  •  Практическая работа
  • 3.Наглядные:
  •  Демонстрация
  •  Выставка
  • ИНСТРУКЦИЯ
  • ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ
  • Рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами.
  • Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается.
  • Бумагу или картон следует резать: по прямой линии- серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии; по кривой линии- смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой(правой) рукой материал; по внутреннему контуру- проколоть кончиками ножниц бумагу в середине круга (овала) сделать надрез до линии разметки и вырезать отверстие по намеченным линиям.
  • ИНСТРУКЦИЯ
  • ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ПРИ РАБОТЕ С иголкой
  • Храни иголку в игольнице
  • Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки
  • Передавай иглу в игольнице и с ниткой
  • Не бери иглу в рот, не играй с иглой
  • Не втыкай иглу в одежду
  • Во время работы пользуйся наперстком
  • Храни игольницу с иглой всегда в одном месте
  • До и после работы проверь количество игл
  • Во время работы втыкай иглу в игольницу
  • Не отвлекайся во время работы с иглой.

  • К концу учебного года  учащиеся
  • Должны знать:
  • общие сведения о традиционном русском народном промысле вышивание;
  • название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда;
  • правила организации рабочего места;
  • правила выполнения швов «прямой» и «крестом»;
  • Должны уметь:
  • выполнять швы «прямой» и «крестом»
  • планировать свои действия, знать последовательность основных этапов воплощения замысла;
  • уметь учитывать размер изделия, цветовую гамму, способ вышивки;
  • владеть культурой труда на всех этапах трудового процесса;
  • рационально расходовать материалы;
  • соблюдать правила техники безопасности, элементарной гигиены и санитарии;
  • правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
  • проявлять творческое отношение к любому общественно значимому и индивидуальному труду;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п\п

 Раздел программы

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

«Вышивание»

29

5

24

Всего часов:

30

6

24

№ п/п

Дата

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

19.09

Водное занятие. «Вышивание – традиционное и современное» Презентация.

1

1

2.

26.09

Краткие сведения о нитках и тканях для вышивания. Характеристика ниток для вышивания. Особенности пластиковой канвы.

1

0,5

0,5

3.

03.10

Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

1

0,5

0,5

4.

10.10

Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (кораблик, сердечко, цветок)

1

0,5

0,5

5.

17.10

Самостоятельный выбор рисунка. Разработка узора будущей работы

1

1

6.

24.10

Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом

1

0,5

0,5

7.

07.11

Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

1

01

8.

14.11

Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

1

1

9.

21.11

Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

1

1

10.

28.11

Украшение готовой вышивки дополнительными элементами. Примеры работ

1

0,5

0,5

11.

05.12

Новогодние мотивы в вышивании. Выбор узора будущей работы новогодней тематики.

1

0,5

0,5

12.

12.12

Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

1

1

13.

19.12

Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

1

1

14.

26.12

Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

1

1

15.

16.01

Освоение приемов выполнения прямого шва. Использование прямого шва в вышивании изделия

1

0,5

0,5

16.

23.01

Практическая работа. Вышивание изделия швом «прямой шов» (подставка для горячего)

1

1

17.

30.03

Практическая работа. Вышивание изделия швом «прямой шов» (подставка для горячего)

1

1

18.

16.01

Практическая работа. Вышивание изделия швом «прямой шов» (подставка для горячего)

1

1

19.

06.02

Разработка эскиза будущей работы (шкатулка)

1

0,5

0,5

20.

13.02

Практическая работа.

1

1

21.

27.02

Практическая работа.

1

1

22.

06.03

Завершение и украшение работы «шкатулка»

1

0,5

0,5

23.

13.03

Разработка эскиза будущей работы (пасхальная тематика) Примеры работ

1

1

24.

20.03

Практическая работа.

1

1

25.

03.04

Практическая работа.

1

1

26.

10.04

Практическая работа.

1

1

27.

17.04

Завершение и украшение работы

1

0,5

0,5

28.

24.04

Завершение и украшение работы

1

1

29.

08.05

Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.

1

1

30.

15.05

Выставка работ. Награждение учащихся

1

1

Содержание программы

Занятие 1 Водное занятие. «Вышивание – традиционное и современное» Презентация.

Занятие 2 Краткие сведения о нитках и тканях для вышивания. Характеристика ниток для вышивания. Особенности пластиковой канвы.

Занятие 3 Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

Занятие 4 Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (кораблик, сердечко, цветок)

Занятие 5 Самостоятельный выбор рисунка. Разработка узора будущей работы

Занятие 6 Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом

 Занятие 7 Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

Занятие 8. Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

Занятие 9 Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

Занятие 10 Украшение готовой вышивки дополнительными элементами. Примеры работ Занятие 11 Новогодние мотивы в вышивании. Выбор узора будущей работы новогодней тематики.

Занятие 12 Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

Занятие 13. Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

Занятие 14. Практическая работа. Вышивание изделия швом «простой крест»

Занятие 15 Освоение приемов выполнения прямого шва. Использование прямого шва в вышивании изделия

Занятие 16 Практическая работа. Вышивание изделия швом «прямой шов» (подставка для горячего)

Занятие 17 Практическая работа. Вышивание изделия швом «прямой шов» (подставка для горячего) 

Занятие 18 Практическая работа. Вышивание изделия швом «прямой шов» (подставка для горячего)

Занятие 19 Разработка эскиза будущей работы (шкатулка)

Занятие 20 Практическая работа.

Занятие 21 Практическая работа.

Занятие 22 Завершение и украшение работы «шкатулка»

Занятие 23 Разработка эскиза будущей работы (пасхальная тематика) Примеры работ

Занятие 24 Практическая работа.

Занятие 25 Практическая работа.

Занятие 26 Практическая работа.

Занятие 27 Завершение и украшение работы

Занятие 28 Завершение и украшение работы

Занятие 29 Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.

Занятие 30 Выставка работ. Награждение учащихся

Методическое обеспечение:

  • Таблицы по цветоведению.
  • Схемы поэтапного выполнения работ.
  • Образцы рисунков по вышиванию
  • Аудиозаписи классической и современной детской музыки.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Материально – техническая база (канва, нитки, иглы, ножницы)
  • Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
  • Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству)
  • Техника безопасности 

Техническое оснащение и дидактический материал занятий

  • Канва для вышивания
  • Набор цветных ниток
  • Набор Иглы для вышивания

Карандаши простые

Тетрадь в клеточку

Подборка готовых вышивок (у руководителя)

Образцы рисунков для вышивания

Иллюстрации вышивок в различной технике

Список литературы:

1. Андреева И. – Шитьё и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994г.

2.   Баришова М. – Узоры вышивки крестом – Прага. Издательство РПД Братислава, 1984г.

3.  Гасюк Е. – Художественное вышивание – Киев. Головное издательство Издательского обьединения Высшая школа – 1989г.

4.   Глинская Е. – Азбука вышивания – Издательство Мехнат Ташкент 1994г.

5.   Ереминко Т. – Иголка- волшебница – Москва Просвещение, 1987г.

6.   Ереминко Т. – Вышивка. Техника. Приемы. Изделия. Москва. Аст -Пресс. 2000г

7.   Максимова М. –Вышивка- первые шаги. –Москва. ЗАО издательство Эксмо. 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Город мастеров"

Главная цель образовательной программы: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в системе дополнительного образования на основе педагогической поддержки его индивидуальности....

тематическое планирование кружка "Город мастеров" 3 класс

разработала тематическое лонирование кружка с учетом требований фГОС, расписала метапредметные и личностные результаты...

Самоанализ работы кружка "Город мастеров" СЮТ

Самоанализ работы педагога дополнительного образования СЮТ...

Программа кружка "Город мастеров"

Внеурочная деятельность УМК "Перспективная начальная школа"...

Программа кружка "Город мастеров"

Программа  кружка "Город мастеров"...

Занятие кружка "Город мастеров"

Занятие кружка "Город мастеров" по внеурочной деятельности в начальной школе. Изготовление поделок к праздникам: 8 марта, Пасха, День Победы...

Внеурочное планирование кружка "Город мастеров"

Приложение 1к рабочей программе кружка «Город мастеров»...