Конспект занятия по теме Техника матования одинокого короля 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)

Устюгова Алёна Юрьевна

Конспект занятия по теме Техника матования одинокого короля 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Подготовительный этап

- Вытяните картинку, посмотрите, что на ней изображено.

- Посмотрите каждый на своё солнышко и скажите, какое оно.

- Сегодня на уроке я желаю вам солнечного настроения и попрошу вас понаблюдать за работой одноклассников. В конце урока вы подарите свои картинки тем ребятам, которые, по вашему мнению, хорошо работали.

СЛАЙД 1  Солнышко на своих лучах принесло вам вопросы для разминки. Кто знает ответ, тот поднимает руку и отвечает.

1. Сколько полей в горизонтали?

2. Кая фигура самая сильная, почему?

3. Продолжи правило: Ферзь любит……………..

4. Сколько баллов примерно стоит конь?

5. Какой цвет фигур ходит всегда первыми?

6. Что сильнее ферзь или слон?

7. Где стоит ладья в начальной позиции?

8. Какая фигура бесценна на шахматном поле?

9. Что такое шах?

10. Какие способы защиты от шаха вы знаете?

11. Что такое мат?

вытягивают картинки с изображением солнышка. У каждого своё.

описывают картинки

8

Ферзь, ее стоимость 9 баллов

Свой цвет

3 балла

Белые

Сильнее ферзь

В углах шахматной доски

 Король

Нападение на короля

Уйти, побить, закрыться

Ограничение подвижности короля

Р-2

Основной этап

Тема нашего занятия посвящена одной фигуре. Вы узнаете какой, если разгадаете кроссворд и прочтёте ключевое слово по вертикали. СЛАЙД 2

1. Фигура, которая умеет превращаться в любую, если пройдет все поле противника. (пешка)

 2. Он умеет перепрыгивать через любые фигуры. (конь)

 3. Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

 4. Сколько полей в горизонтали? (восемь)

 5. Эта фигура бывает белопольная и чернопольная. (слон)

6. Говорят, она упряма, если ходит только прямо. (ладья)

- Ключевое слово –

СЛАЙД 3  - Отгадайте загадку и узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…

- Сегодня мы учимся ставить мат одинокому королю.

Тема нашего урока – Техника матования одинокого короля. СЛАЙД 4

СЛАЙД 5- Отгадайте загадку, с помощью каких фигур мы будем ставить мат   королю?

Стою на самом на краю.

 Путь откроют – пойду.

 Только прямо я хожу.

– Поставьте цель нашего занятия. (СЛАЙД 6

Давайте попробуем составить план нашего занятия (этапы надо расставить по порядку)

Повторяю о короле и ладье.
Учусь ставить мат.
Работаю в парах.
Оцениваю себя.

– Итак, план составлен. Начинаем работу.

– Вспомнить всё про короля нам поможет стихотворение, подготовленное вашими одноклассниками

1.  Король любит гладкий, расчищенный путь,

 В любую он сторону может шагнуть!

2.  Король могуч, но шаг его короткий,

 Всего одно поле – вот шага длина..

 Не очень проворен Король – старина.

3.  Зато начеку королевская рать –

 Задача её – Короля охранять..

4. Ведь если б Король беззащитный погиб,

 Фигуры войну продолжать не могли б.

Все:  Запомни: Король всех главней, всех важней,

 Нет в шахматном войске важнее вождей!

- Что вспомнили о короле?

– В шахматах для королей есть правило, соберите его из слов. СЛАЙД 7

НЕ ДВА ПОЛЕ КОРОЛЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА (НА ПОЛЕ ДВА КОРОЛЯ НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ )

- Что значит это правило? (учитель при необходимости объясняет, что значит это правило)

динамическая пауза

СЛАЙД 5 Игра «Короли»

- Игра на внимание, если я говорю, слово короли и даю задание, то вы должны его выполнить. Если я даю задание без слова короли, то его делать не нужно. Кто ошибётся, становится пешкой. Просто стоит.

- Как понять выражение «Одинокий король»?

– Давайте рассмотрим позиции короля. Где у него больше возможности для хода? E5 h8 e1 . Получается, что в центре поля (e5) у короля большая подвижность.(напечатать на доску)

А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? H8. 

- Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. .

– Сегодня мы будем учиться ставить мат с помощью двух ладей.

– Давайте, вспомним, как ходит ладья. В этом нам поможет стихотворение.

- Как вы помните, что одним ходом ладья может заблокировать сразу вертикаль или горизонталь. (Учитель разыгрывает на демонстрационной доске примеры матования одинокого короля с помощью двух ладей. Затем учитель разыгрывает матование короля с 2 учениками на демонстрационной доске). динамическая пауза

СЛАЙД 8

Игра «Белое-чёрное».  Если я говорю «Чёрное», наступает «ночь», вы ложитесь на парты и закрываете глаза – вы спите. Если я говорю «Белое», наступает «утро», вы просыпаетесь и потягиваетесь. Будьте внимательней!

– Ребята, а теперь вы разыграйте в парах матование одинокого короля.

Решение дидактических задач.

- Сейчас я предлагаю вам решить задачи: поставьте мат королю в 2 хода.

Разгадывание кроссворда

КОРОЛЬ.

мат

ладья 

научиться ставить мат королю с помощью ладей

Ответы детей

Два короля не встречаются на поле

Ответы детей

В центре 

В углу шахматного поля у короля малая подвижность ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ

Ответы детей

Выполнение задания в паре

Р-1

П-2

Л-1

К-2

Заключительный этап

Я хотела бы закончить наше занятие словами Хосе Рауля Капабланки, трёхкратного  чемпиона мира по шахматам. Он сказал: «Научиться играть в шахматы – легко, но трудно научиться играть хорошо».

- Ребята, мы с вами будем учиться играть в шахматы хорошо?

- А теперь подарите свою картинку с солнышком тому, кто, по вашему мнению, сегодня работал хорошо, и скажите, чем он вам сегодня понравился на уроке.

СЛАЙД 13 Я дарю вам  хорошее настроение в виде ещё одного солнышка.

 - На этом наше занятие окончено. Спасибо.

Дети оценивают одноклассников и дарят свои картинки

Р-1

Паспорт урока

Тема: техника матования одинокого короля (Линейный мат)

Тема занятия: Техника матования одинокого короля.

Класс: 2

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель: Создать условия для усвоения учащимися способа матования одинокого короля с помощью двух ладей.

Задачи: 

Образовательные: ознакомить детей с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, повторить и закрепить знания о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД:        

Личностные:  Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать уверенность, инициативность  в  усвоении нового способа  игры в  шахматы.

Познавательные:  Формировать  умение ставить мат в несколько ходов с                                                                                     помощью двух ладей.                                                                      

 Регулятивные: Учить  ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.                                                                                                  Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам  сотрудничества в различных видах деятельности.

Форма проведения: Внеурочное занятие.

Оборудование, дидактическое оснащение:

  • Демонстрационная магнитная шахматная доска;
  • Наборы шахмат для решения шахматных задач;
  • Компьютер, медиапроектор, экран.
  • Картинки с изображением солнышек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок шахмат "Матование одинокого короля"

Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;Побудить интерес к игре в шахматы...

Конспект занятия по теме: Изготовление открытки в технике «Ажурная бумагопластика»

Тема занятия: Изготовление открытки в технике «Ажурная бумагопластика»Цель занятия:Научить учащихся выполнять открытку в технике «Ажурная бумагопластика»Задачи:Обучающие: позна...

Конспект занятия по теме:"Техника декупаж. Декоративная тарелочка"

Конспект занятия по теме: "Техника декупажа. Декоративная тарелка"...

Техника матования одинокого короля

Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист"...

Конспект занятия "Матование одинокого короля Ферзем и королем. Способ 1"

Чтобы научиться играть в шахматы мало выучить ходы фигур. Необходимо умение мыслить стратегически, ловко маневрировать на шахматной доске, преследуя лишь одну цель- постановка мата сопернику. В данном...

Методическое описание занятия по теме "Мат ладьей и королем"

Открытое занятие по теме "Мат ладьей и королем"...

Конспект занятия по теме "Развитие концентрации внимания" 2 класс

Конспект занятия по теме "Развитие концентрации внимания" 2 класс...