экологический квест
классный час

Култышева Светлана Юрьевна

Квест - путешествие для учащихся начальных классов, направлен на экологическое воспитание. Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе. Задачи: - формировать знания учащихся о природе родного края; - развивать коммуникативные умения; - воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе. форма работы - групповая. На станциях работаю члены Школьного парламента республики "Парус". Методы: индивидуально - групповая работа, частично - поисковый, практический, с использованием ИКТ, системно-деятельностный подход. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Тейская средняя школа №3»

1.

Информация об участнике

Култышева Светлана Юрьевна, педагог – библиотекарь  МБОУ «Тейская средняя школа №3», поселка Тея, Северо – Енисейского района Красноярского края.

2.

Номинация

Сценарии, методические разработки и методические рекомендации библиотечных мероприятий

3.

Название

Экологический квест

4.

Цель

создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.

5.

Задачи

- формировать знания у учащихся о природе родного края;

- развивать коммуникативные умения;

-воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе

6.

Длительность

45 минут

7.

Участники

Учащиеся 1-4  классов, педагогический коллектив.

8.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point

9.

Аннотация

Квест – путешествие по станциям  для учащихся начальных классов, направлен на экологическое воспитание учащихся.

Форма работы – групповая. На станциях работали учащиеся Школьного парламента.

Методы: индивидуально -групповая работа, частично-поисковый, практический, с использованием ИКТ, системно-деятельностный.

Технологии: сотрудничества, интерактивные игровые, дифференцированного обучения, КТД.

Ведущая: Дорогие друзья! Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Все богатства русской природы принадлежат русскому народу, а значит и вам, русским детям.

Все богатства русского пейзажа
В полное владенье
нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих
полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер-
Все это твое, и сердце надо

В целый мир влюбить,
В
родной простор.

Ведущий.  Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!  Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.

Ведущий: Не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища: леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир природы. Каждый город – класс получит маршрутные листы, где указаны станции ваших остановок.

  1. Станция «Заповедная».

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый «День заповедников и национальных парков». Это событие произошло 11-го января  1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием «Баргузинский».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника — охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

В недалеком одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves(Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Баргузинский заповедник»

  1. Станция   «По страницам Красной книги»

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.

  1. Станция «Лесные тропы»
  1. Отгадать следы зверей
  2. Кто как разговаривает

 Вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

  1. Знаки

Вы все знаете, что  поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения.  Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. ( пазлы )

4.Станция  «Лесная опушка»

1.  «Скорая помощь».

1. Какие растения используют для лечения ран? (Алоэ, каланхое, подорожник, капуста...)

2. Какие растения используют как жаропонижающие средства? (Малина, лимон.)

3. Какое растение используют при сердечном приступе? (Валериану.)

4. Как избежать солнечного удара с помощью одной известной травы? (Положить на голову лист лопуха.)

5. Какие плоды употребляют люди, чтобы улучшить зрение? (Морковь, чернику.)

6. Волосы, вымытые в отваре этих цветков, приобретают золотистый оттенок. Назовите их. (Цветы ромашки.)

2. «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях.

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья ?  (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая ? (земляника, малина, душица  и др.)

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички ? (осина)

9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка ? (ель, сосна)

3. Расшифруйте криптограмму:

(3,4 класс)  

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

(1,2 класс) 2, 6, 18 ,6, 4, 10, 13, 6, 19, - 15, 1, 26, 6, 2, 16 ,4, 1 ,20, 19, 20,  3, 16.

5.Станция «Литературная»

  1.  викторина по литературным произведениям и мультфильмам. Ее герои - животные и растения.

1. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища? (С. Маршак «Кошкин дом».)

2. Какой кот постоянно носит очки? (Кот Базилио, А. Толстой «Буратино»).

3. В какой книге действие происходит в Цветочном городе? (Я. Носов «Незнайка и его друзья»),

4. Кто же мог такое написать: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят»? (С. Михалков.)

5. Каких котов знают все американские дети? ( Тома из мультсериала «Том и Джерри»; кота Гарфилда из мультсериала «Гарфилд и его друзья».)

6. Какое речное животное пропагандировал Дуремар? (Медицинскую пиявку.)

7. Какие насекомые не захотели поделиться с Винни-Пухом своим продуктом? (Пчелы.)

8. В каком рассказе Н. Носова головной убор благодаря животному начинает двигаться? («Живая шляпа».)

9. Какое растение способно исполнять желания? (Цветик-семицветик из рассказа В. Катаева.)

10. Какой пес носит на лапе часы? (Пудель Артемон, А. Толстой «Буратино»),

2. «Растения в сказках»
- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее). 

Назовите сказки, в которых встречаются растения.
1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква
6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох
8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня
10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок
12. «Беляночка и Розочка» - розы

3. « Волшебные превращения»
- Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
1. «Царевна-лягушка» - лягушка
2. «Финист - ясный сокол» - сокол
3. «Дикие лебеди» - лебедь
4. «Золушка» - крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
6. «Калиф аист» - аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» - медведь
8. «Король- лягушонок» - лягушка
9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» - гусыня
12. «Храбрая сердцем» - медведь
13. «Кукушка» - кукушка
14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

5«Неживая природа оживает»
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее. 
1. «Два мороза» - мороз
2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
3. «Гуси-лебеди» - речка
4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
5. «Как Луна появилась на небе» - луна
6. «Снег и заяц» - снег

6.Станция «Экологическая»

«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу? - От человека.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать?

Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме.

-  А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.

И обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

1.         “Сложи пословицу”

Выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Не нужна соловью  золотая клетка, а нужна ему  земная ветка.

Срубили кусты -  прощай птицы.

Увидел скворца -  весна у крыльца.

2.Правила поведения на природе.

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не  гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Правила:

  • не включать громкую музыку;
  • не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как

разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;  

  • для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
  • не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается

микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и

металлические банки (разрушаются через 100 лет);

  • костер после прогорания следует забросать землей или залить

водой до полного прекращения горения;

  • не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;
  • не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
  • не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения

в этом сложном сообществе;

  • не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может

попасть молния!

  •  никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
  •  луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных

цветов недолговечна.

3. Загадки  о природе:

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?             Ответ: Радуга

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.               Ответ: Береза

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки.              Ответ: Туча

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.                         Ответ: Белка

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.                       Ответ: Болото

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.                 Ответ: Вода

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.           Ответ: Рябина

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.            Ответ: Лягушка

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.            Ответ: Море

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.            Ответ: Небо

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?        Ответ: Заяц

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.     Ответ: Туман

           1.Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

  1. Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)
  2. Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)
  3. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
  4. Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)
  5. Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
  6. Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)
  7. Где у кузнечика ухо? (На ножке.)
  8. День весеннего равноденствия? (22 марта.)
  9. Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)
  10. Какой зверь любит малину? (Медведь.)
  11. Растет ли дерево зимой? (Нет.)
  12. Какое национальное дерево России? (Береза.)
  13. Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)
  14. Чего в решете не унесешь? (Воду.)
  15. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)

Закончить нашу встречу я хочу словами

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологический квест "Заповеди природы"

Цель игры: обратить внимание учащихся на места для сохранения дикой природы - заповедники, дать возможность детям проявиьть ,себя в качестве защитника природы, подумать о вреде, наносимом человеком пр...

Экологический квест «Знатоки природы» для детей и родителей старшей группы

Экологическийквест«Знатоки природы»для детей и родителейстаршей группы...

Положение и сценарий игры "Экологический квест" для 1-2 классов

         Игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций.Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

экологический квест

экологический квест на основе пособия "Экосити 2018"...

Экологический квест «Знатоки природы» для детей и родителей

Обучающиеся, помогая Лесовичку очистить лес, собирают кусочки пазла выполняя задания ведущего....