программа "Истоки"
рабочая программа (4 класс)

Шемякина Вера Александровна

рабочая программа курса "Социокультурные "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_programma_istoki_4_klass.doc708.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа 

внеурочной деятельности «Истоки»

для учащихся 4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Истоки возрождения» авторов социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

 

« Истоки » – уникальный учебно-методический комплекс. Он развивает приоритеты образования  и  общества в целом.

Задачи курса – научить ребенка почувствовать  и  осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Программа  «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских  и  духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу.

Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической  и  сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности  и  поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной  программы  составляет социокультурный подход к содержанию образования.  Программа  направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.

Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.

Содержательной целью курса «Истоки  возрождения» является инициированием процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации  и  истокам, формирующим  и  сохраняющим эти ценности.

 

В качестве задач выдвигаются: 

  • освоение  и  принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека  и  социума, в котором живет  и  развивается ребенок;
  • оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
  • личностное осмысление отношения к ближайшему природному  и  социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
  • развитие мотивации к саморазвитию.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать  и  отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира  и  личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся  и  предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.

 Программа  представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних  и  выступают базовые социокультурные ценности.

Существенной характеристикой предлагаемой  программы  является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает  и  творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры  и  развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания -  истоки ,  и  выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных  и  общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так  и  их противопоставление. Развитие  и  саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных  и  общечеловеческих ценностей в сфере материальной  и  духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.

Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Содержание  программы 

 Программа  курса « Истоки  возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность  и  завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий  и  методов работы педагога.

В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:

1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;

2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;

3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.

Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у учителей, учащихся и родителей управленческие способности:

– структурировать время;

– анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;

– стратегически мыслить;

– определять основу (стержень) личностного развития;

– воспринимать значимые социокультурные результаты;

– своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;

– аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;

коммуникационные навыки:

– общения на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов);

– присоединения;

– толерантности;

– развития единого контекста в группе;

– развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению).

         Главными целями программы являются:

1. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.

2. Активное освоение социокультурных категорий.

3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации учащихся к самосовершенствованию и самоутверждению. Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.

Программа предусматривает 4 раздела обучения:

1. Мир. Слово. Образ. Книга.

2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд  души.

3. Вера. Надежда. Любовь. София.

4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.

В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

Во втором классе дети осваивают  истоки  ближайшей социокультурной среды, своего родного края  и  основной деятельности человека в ней.

В третьем классе основной акцент переносится на  истоки  ценностей внутреннего мира человека, на его духовные  и  душевные начала, доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре  и  может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии.

В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Новосибирской области  и  России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической  и  здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся,  программа  нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:

  • формирование навыков  и  умений, необходимых для сохранения  и  укрепления духовного  и  физического здоровья;
  • укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
  • привитие любви к труду как значимой основе жизни  и  личностного совершенствования;
  • раскрытие индивидуальных наклонностей  и  особенностей каждого ребенка, ориентация его на путь самосовершенствования.

В четвертом классе на новом уровне осуществляется  повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы,  и , следовательно, актуализируются все содержательные линии.

Главными целями курса в 4 классе являются:

Концепт четвертого класса призван:

  • суммировать  и  обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ » в начальной школе  и  вывести его на новый уровень понимания социокультурных  и  духовных ценностей.

Смысловым центром  программы  в четвертом классе служат традиции как важный механизм передачи ценностей новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Детям важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем их мире.

По итогам четвертого года обучения учащиеся:

  •  осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.

Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.

Подвижники.

Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Традиции моей страны. Память народа. Человек, Традиции дела и служения. Гражданин. Забота о Родном Крае - долг гражданина. Законы и нормы. Ответственность. Россияне. Праздники Отечества. Государственные, национальные и народные праздники. Символы Отечества. Гимн. Герб. Флаг. Памятный Знак. Символ. Памятные места. Святыни. Служение Отечеству. Трудовое, воинское служение. Гражданское служение. Традиции народов Новосибирской области по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.

А также:

  • истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • используют при создании первой авторской Книги;
  • опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

           -  применяют их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.

Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

  • межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).

Данная система отношений проявляется на вербальном  и  поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических  и  психологических средств общения);
  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний – способность  и  готовность к сопереживанию, к сочувствию.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Содержание. 4 класс.

Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи  и  общества? Традиции, обычаи, права  и  обязанности.

Тема «Родные образы» (16 часов)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль  и  место отца в доме  и  семье. Родоначальник  и  род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль  и  место матери в семье  и  доме. Родная мать, мать - хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Щит  и  меч на защите Отчизны. Щит  и  меч как символ миролюбия  и  справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ  И  ЛЮБВИ. Вера, Надежда  и  Любовь в сердце человека. Праведники  и  мудрецы - носители традиций Веры, Надежды  и  Любви. Образы спасения в народной культуре  и  традициях. Смыслы символов в храмостроительстве  и  искусстве, их виды. Символы растений  и  животных в орнаменте. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

СВЯТЫЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Гимн, герб  и  флаг - святыни Родины. Памятные знаки. Геральдика. Почитание святынь. Святыни России. Особо памятные места родного края.

ОБРАЗЫ МУДРОСТИ  И  СВЕТА. Единение, любовь  и  согласие. Красота образа.

Тема «Умелые Дела» (18 часов)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники  и  купцы - труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда  и  сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи — традиционные трудовые сообщества. Современные трудовые сообщества. Современные профессии. Трудовые династии.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ.

4 класс

ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА

ТРАДИЦИИ

ОБРАЗА

ТРАДИЦИИ

СЛОВА

ТРАДИЦИИ

ДЕЛА

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

 Первые образы

Священные слова

Труд

Гулять всем

 миром

Священные образы

Сердечные слова

Служение

Светлые образы

Честные слова

Творчество

Радоваться всей семьей

Традиции праведного дела

Помнить всем

Отечеством

Молиться всей

 Церковью

Потрудиться   душой


Список литературы

для учителя:

  • И.А. Кузьмин, А.В.  Камкин.« Истоки ».  Программа  для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 2010 г
  • И.А.Кузьмин , О.А.Бандяк, В.Н.Синицына. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы.  Программа  для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 2010 г.
  • Е. Курнешова. Истоки : Базисная  программа  развития ребенка. 2-е издание. М.: «Карапуз», 2008 г. - 304 с.
  • И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова Истоковедение. Том 2. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2009 г. - 368 с.
  • О.А.Бандяк.. Воспитание на социокультурном опыте. 3 класс. Методическое пособие // Истоковедение. Издание 2-е. — М.: Изд. дом «Истоки», 2009 г.
  • Истоковедение. Том  1 . – М.: Издательский дом « Истоки », 2010.

для учащихся:

  • Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин. «Истоки» 4 класс. Учебное пособие. — М., Изд. дом «Истоки». 2010 г.

Интернет-ресурсы:


Тематическое планирование, 4 класс,

34 часа в год, 1 час в неделю

№ п/п

Тема

Базовые категории

Содержание

4 а

4 б

4 в

дата

корр

дата

корр

дата

корр

Раздел I: «Традиции Образа» (9 часов)

Введение в тему. Первые образы. Отец. Мать.

Традиции образа, слова, дела, праздника. Первые образы. Отец. Мать.

Родословие. Родоначальник.

Традиции – свод взглядов, обычаев и норм поведения, определенный порядок (уклад) жизни. Роль и место отца и матери в семье.

Отечество – земля отцов.

Отечество. родные просторы. Памятники истории. Связь времен. Щит и меч.

Отечество-Россия-малая родина. Разнообразие, богатство красок и звуков Отечества. Защита Родины

Мир

Мир – вселенная

Мир – согласие

Мир - сообщество

Троичность образа

Священные образы. Спаситель

Образ Спасителя

Спас Нерукотворный. Господь вседержитель

Священные образы.

Пресвятая Богородица

Богородица. Умиление. Одигитрия (путеводительница). Орана (молящаяся). Покров Богородицы.

Богородица – заступница за весь мир, утешительница, хранительница.

Священные образы.

Ангел-хранитель.

Ангел-хранитель. Имянаречение. Молитва. Архангел Михаил.

Образ ангела в иконографии. Ангел – вестник, посланник, служитель Бога, духовный  друг и покровитель человека.

Светлые образы.

Свет и просветители. Праведники и мудрецы

Добро и свет. Просвещение. Свеча. Лампада. Мудрость. Праведность. Святость.

Свет – знак истины. Просветители распространяют веру, истинные знания, добрые нравы. Праведная жизнь.

8.

9.

Обобщающий урок по теме “Традиции Образа”.

Светлые образы. Образы – знаки: Крест, Купол, Конь, Птица, Дерево.

Крест – знак бессмертия, символ вечной жизни. Купол – свод небесный. Птица – образ Святого Духа, знак весны, пробуждения природы. Конь – первый помощник земледельца. Древо жизни

Раздел II: «Традиции Слова» (9 часов)

10.

11.

Священные слова

Заповеди и заветы. Молитва.

Священные тексты неизменны и вечны. Заповеди, заветы – тысячелетиями отстоявшаяся правда, истина. Молитва соборная и частная.

12.

Сердечные слова

Родительское благословение.

Сердечные слова

Слова благословения, приветствия, прощания, благодарения, пожелания и поздравления, раскаяния и любви. Благословить – произнести благое слово, доброе, полезное.

13.

Благословение.

Родительское благословение.

Благословенные иконы. Письменное благословение (духовная грамота)

Благословение – пожелание добра, покоя, счастья, жизни в любви и согласии. Жизнь в согласии с родительским благословением придает человеку уверенность, успокаивает совесть.

14.

Сердце сердцу весть подает

Доброе слово. Праздничное поздравление, пожелание.

Сердце любовью согревается. Любовь рождает в человеке сердечные слова.

15.

Сердце сердцу весть подает

Благодарное слово. Памятное слово. Слова любви и совести.

На добро принято отвечать добром. признание. Признание заслуг другого подающего пример праведного слова и дела.

16.

17.

Честные слова

Правила честного слова. Договор и уговор. Присяга. Обет.

В честном слове раскрывается внутренне благородство человека. Договор и уговор и укрепляют доверие между людьми.

18.

Обобщающий урок по теме “Традиции слова”

Традиции  священного, сердечного, честного слова.

Благодаря словам происходит осознание единства с тысячелетним духовным и нравственным наследием русского народа.

Раздел III:  «Традиции Дела» (10 часов)

19.

Труд. Земледельцы.

Трудовые праздники крестьянства.

Крестьяне – сердцевина свято-русской земли.

Следование опыту предков – надежный жизненный образец.

20.

Труд. Ремесленники

Традиции ремесленников.

Хорошее знание материала, безупречное владение инструментом, добросовестность – традиции ремесленников

21.

Труд. Купцы и предприниматели.

Традиции деловых людей.

Меценатство (благотворительность).

Острый, дальновидный ум, расторопность и проворство, смелость – традиции деловых людей.

22.

Служение. Воинство.

Воинское служение.  Воинские традиции. Возведение храмов-памятников.

Воинское служение – борьба с видимым врагом. Воинские традиции: принятие присяги, верность приказу, святой долг (защита веры)

23.

Служение. Священство.

Священническое  служение. Духовенство.

Священническое служение – борьба с невидимым врагом.

24.

Служение. Суд и управление.

Государственное служение. Суд и управление. Праведный суд.

Традиции государственного служения: соблюдение порядка и справедливости

В любом правителе особо цены добросовестность, рассудительность, строгость в сочетании с любовью.

25.

26.

 

Иконописцы. Художники. Вышивальщицы и золотошвейки (мастера художественных промыслов)

Талант – способность к творчеству. поддержка таланта – добрая традиция. Талантливый человек – терпеливый и примерный труженик.

27.

Творчество. Книжники

Ученые – книжники. Научное исследование. традиции научного творчества.

Наука – один из видов творчества, открывающих знание о мире. Ученый должен иметь пытливый ум, доброе сердце и большое терпение. Подлинное научное творчество, верно, служит народу и отечеству.

28.

Обобщающий урок по теме “Традиции праведного дела”

Традиции праведного дела

Давняя традиция праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Раздел IV:  «Традиции Праздника» (6 часов)

29.

Праздники, связанные с земледельческим календарем.

Календарные народные праздники(Святцы, День Урожая, Масленица, Семик, братчина)

Гулянье всем миром сближает людей – они делятся душевным теплом, сердечным словом, помогают ближнему.

30.

Семейные праздники

Крестины. Именины. Дни рождения. Памятные события и даты.

Радость всей семьи – теплые и сердечные праздники взаимной любви и доброжелательности, близких друг другу людей, их духовного единения.

31.

Государственные и гражданские праздники

День победы. Новый год.

День города. День села.

Традиции дня победы – возложение венков, минута молчания, воинский парад. Осознание долга перед Отечеством. День Города – торжественное богослужение в городском храме, ярмарки, народные гуляния.

32.

Православные праздники.

 Пасха – Воскресение Христово. Светлая Седмица. Рождество Христово. Праздники поклонения спасителю.

Православные праздники приносят людям большую духовную радость. Они помогают хранить веру и надежду, учиться любви  и мудрости. Медовый Спас. Яблочный Спас. (Преображение). Ореховый Спас

33.

Традиции праздника

Праздник – труд души.

Традиции праздника – духовный настрой (благодарение, очищение, просвещение, поминание, почитание), уважение друг к другу, подготовка, законы гостеприимства.

34.

Традиции Отечества.

Традиции Отечества (Слова, Образа, Дела, Праздника)

Обзор наиболее важных отечественных традиций. Важность познания жизненных ценностей, из века в век передающихся в нашем народе