Занятие по изобразительному искусству в группе продленного дня «Изображение осеннего леса»
методическая разработка (3 класс)

Зеленкова Ольга Алексеевна

Занятие по изобразительному искусству в группе продленного дня "Изображение осеннего леса"

 Развитие эмоционального восприятия цвета в природе и в рисунке. Формирование у детей представлений о разнообразии цвета. Воспитание культуры визуальных наблюдений. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniy_les_gpd_dlya_sayta.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по изобразительному искусству

«Изображение осеннего леса»

ГБОУ СОШ №255 Адмиралтейского района СПб

Зеленкова О.А., воспитатель ГПД

Цель: развитие эмоционального восприятия цвета в природе и в рисунке, т.н. «постановка глаза»

Задачи:

  1. формировать у детей представление о разнообразии цвета
  2. воспитывать культуру визуальных наблюдений
  3. расширять знания об эмоциональном содержании цвета на примерах пейзажной живописи
  4. научить использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы
  5. проверить уровень освоения навыков работы гуашью

Планируемые результаты: уметь использовать нужную цветовую гамму при изображении осеннего леса; совершенствовать навыки работы гуашью.

Уважительно относиться к творчеству как своему, так и других людей; развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.

Тип занятия: комбинированный

Применяемые педагогические  технологии:

  1. Проблемно-диалогическая
  2. Творческая (создание новой композиции)

Оборудование

  1. Для воспитателя:

 Произведения для анализа:

  • литературные: отрывки из стихотворений русских поэтов об осени

строки А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч…

Строки К.Д.Бальмонта:

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Строки Б.Л.Пастернака:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Строки А.Н.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Строки И.А.Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

строки А.С.Пушкина:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

А.Тихонов

Ждёт снега обнажённый лес,
Давно от осени уставший.
Сереет низкий свод небес,
Печально шепчет лист опавший…
«Когда начнётся снегопад?»
Трещат в рябиннике сороки.
Румянцем ягоды горят,
Как утром на морозе щёки…

  • изобразительного искусства:

И.И.Левитана (малоизвестные пейзажи)    

Работы учащихся  по теме:

     

  • Музыкальные: П.И.Чайковский «Октябрь»
  • Наглядные пособия: репродукции картин Левитана и подлинники работ учащихся школы по теме; цветовой круг.
  1. Для учащихся: материалы для живописной работы - фактурная бумага, кисти, гуашь, емкость с водой, губка, палитры; осенний листок, «слеза» и «улыбка».

Оформление  доски:

•        с левой стороны (обратная сторона) – работы учащихся по теме

•        с правой стороны (обратная сторона)– репродукции картин;

•        центральная часть - тема урока, словарные слова (живопись, пейзаж, композиция, цветовой круг; дополнительные и противоположные цвета; контраст; нюанс; гамма;), изображение цветового круга (таблица по цветоведению);

•        левая и правая лицевая части – свободны (для выставки новых законченных работ)

  1. Организационный момент
  2. Мотивация к деятельности

Что я просила всех вас сделать на прошлом занятии? Молодцы, что вы все запомнили: надо было понаблюдать за изменениями в природе. Как вы думаете¸ почему на доске висят эти репродукции картин? Верно. Этот художник не только наблюдал, но остро чувствовал наступление осени и создавал ее образ в живописи. Сегодня мы будем заниматься живописью. Поэтому надо разобраться: что такое живопись? (Это искусство изображать свои мысли и чувства цветом.) У всех вас на парте должны лежать необходимые для работы с цветом материалы: чем и на чем мы будем работать цветом.

3.         Новый  материал

Сегодня мы все будем создавать образы осени. Но начнем мы не сразу с рисунка. Сначала мы постараемся настроиться на осенний лад: для этого у нас есть помощница – музыка. Давайте сядем удобно, успокоимся. Прочувствуйте, как образ осени создавал П.И.Чайковский (дается на прослушивание небольшой музыкальный фрагмент). Но образ осени можно создавать не только звуками музыки, но и звуками речи, словом: у каждого из вас на парте лежит лист со словами, которыми русские поэты создавали образы осени. Сейчас вы будете читать эти строки. Подумайте и подчеркните в них те слова, которые ярче всего передают красоту, характер этого времени года. А чтобы вы могли лучше справиться с задачей – продолжим слушать осеннюю музыку. Теперь прошу вас прочитать вслух те слова, которые вы выбрали (поочередно выслушиваются все желающие).

Мы с вами послушали звуки музыки и слова, создающие осеннее настроение. Осень – любимая тема не только поэтов и композиторов, но и художников. А какими цветами можно передать красоту осени? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, рассмотрим сначала репродукции картин художника Исаака Ильича Левитана. Видели ли вы эти произведения раньше? Почему Левитана называют мастером «пейзажа настроения»? Какими цветами он передает осеннее настроение? (Ученики называют цвета). Эти цвета тёплой или холодной цветовой гаммы? (Тёплой.) Используют ли в осеннем пейзаже Левитан холодные цвета? (Использует) Для чего? (Для контраста, для создания радостного настроения). Мы с вами всё говорим о цветовой гамме. Как вы думаете, что означают эти слова? (Подобно гамме в музыке – набор сочетающихся друг с другом цветов. Мы должны уметь различать холодную и теплую гамму.) А что такое оттенки цвета? (Различие цвета по яркости.) Какую характеристику цвета вы ещё знаете? (Контрастность, мягкость.) Объясните, как вы понимаете эти характеристики цвета. (Ответы учеников.) Какую цветовую гамму, какие оттенки цвета использовал Левитан, чтобы передать настроение осени? (Ответы учеников.) Теперь сравним репродукции картин Левитана и работы моих учеников 4 класса. Чем они похожи? Какая работа самая «левитанистая»? Почему?

Перед тем, как мы сами начнем работать, надо вспомнить правила техники безопасности. (Ребята перечисляют правила поведения в мастерской). Теперь, когда мы вспомнили все правила, можете взять в руки кисти и подобрать на палитре разные цвета для своей осенней картины. Покажите мне свои палитры. Вы молодцы – столько нашли оттенков и такие разные, ни у кого нет одинаковой цветовой гаммы!

Наша задача – научиться использовать цветовую гамму для передачи настроения работы. А чтобы создать это настроение, закройте глазки и представьте свою картину осени. Давайте еще раз послушаем тихие звуки музыки и строки русских поэтов об осени (читают отрывок из стихотворения те дети, которые умеют выразительно читать).

Какую картину вы представили? Какой сюжет возник у вас перед глазами? Что вы сейчас будете рисовать? (Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж, передавая красками осеннее настроение). Как вы будете создавать образ осени? (Используя  теплую цветовую гамму, разные оттенки цвета). А в какой последовательности будем рисовать? (Подмалевок пейзажа – создание цветовой среды; тональная работа большими пятнами, работа над деталями)

Художники живописцы всегда стараются отойти подальше от полотна, чтобы увидеть свое произведение целиком. Давайте все встанем и посмотрим на наши палитры сверху. Посмотрим на наши листы бумаги - сейчас они еще белые, никакие – но скоро вы превратите их в ваше окошко в осень. А теперь представьте, что вы превратились в деревья. Вы стройные, высокие, гордо тянетесь к небу. Но вот наступила осень. Ваши кроны еще полны листьев – и трепещут на ветру. Но становится все холоднее – ваши листья начинают опадать. И вот они уже все упали на землю… А теперь вы снова стали художниками и приступаете к самостоятельной работе на формате. Определите его расположение и приступайте. Во время работы сидеть не обязательно – можно вставать, чтобы лучше увидеть весь лист.

4.        Самостоятельная работа

(Во время творческой работы воспитатель консультирует учащихся, отвечает на вопросы, показывает смешение цвета на палитре, дает советы, завершенные композиции вывешивает на доску)

5.        Подведение итогов занятия.  Посмотрите, какие разные образы осени у нас получились сегодня! Давайте вспомним, что нам помогло нарисовать
такие прекрасные работы? (Какая осень получилась самая веселая? Печальная? Какая осень самая подвижная? Какая осень самая спокойная? Какая осень самая таинственная? (и т.д.) Как автору удалось создать такое впечатление? (Композиция, цветовая гамма, контраст, нюанс, приемы работы кистью (заливка, мазок, примакивание и т.д.)

   

7.        Рефлексия. Подошло к концу наше путешествие в осень. У вас у каждого есть один осенний листок – подойдите и укрепите его возле того рисунка, который вам больше всего понравился. У каждого есть слеза и улыбка. Тот, у кого после урока прекрасное настроение и кто считает, что у него всё получилось, пусть прикрепит улыбку возле  своей работы. А у кого настроение сейчас не очень хорошее – прикрепите к своей работе слезу. Настал момент прощания с образами осени. Давайте опять удобно сядем, успокоимся, послушаем осеннюю музыку П.И.Чайковского, строки русских поэтов и нашу выставку работ. Посмотрите – хотя осень считается «печальной порой», но на наших рисунках она разная, и у всех сейчас настроение хорошее! Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии «Изображение осеннего леса». 2 класс

Урок технологии «Изображение осеннего леса». 2 класс...

Разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству: Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи."Осенний вернисаж"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству:     Живописные приёмы в технике пальчиковой живописи. «Осенний вернисаж». Отработка умений   приёмов живописных навыков в и...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

Занятие в группе продленного дня "Разноцветная осень"

Конспект занятия - экскурсии в осенний парк в группе продленного дня в 1 классе....

Конспект урока изобразительное искусство 2 класс на тему "Изображение осеннего леса" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Изображение осеннего леса»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с характерными особенностями живописи и пейзажного...

Конспект урока ИЗО 4класс. Изображение осеннего леса

Цели деятельности учителя:развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования весеннего пейзажа;расширение знания о пейзаже.Планируемые результатыПредметные:Знать: особенности пейзажа, смеш...

Изобразительное искусство во 2 классе на тему "Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса".

Конспект для 2 класса на тему: Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса....