Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Печка-Матушка"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Цель: интегрировать имеющиеся знания о пожарной безопасности и истории традиционного русского быта в интересах формирования отношения к культуре безопасности жизнедеятельности как историко-культурной ценности нашего народа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 148 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕЧКА-МАТУШКА
Интерактивное занятие в музее по пожарной безопасности
Цель: интегрировать имеющиеся знания о пожарной безопасности и истории традиционного русского быта в интересах формирования отношения к культуре безопасности жизнедеятельности как историко-культурной ценности нашего народа
Задачи:
Образовательная: уточнить знания об особенностях быта в русской избе в аспекте пожарной безопасности (дровяная печь, лучина, керосиновая лампа, угольный утюг, свеча)
Воспитательная: воспитание патриотических чувств через погружение в среду музейных предметов
Развивающая: развитие представлений о преемственности традиций «бережения от огня»
Социально-педагогическая: формирование понимания социальной значимости мер пожарной безопасности для сохранения историко-культурного наследия русского быта
Возрастная адресованность: воспитанники ГПД 3-4 класс
Оборудование: занятие проводится на базе зала «Русская изба» музея, баранки
Фонограммы: «В низенькой светелке» русская народная песня
«Вьется в тесной печурке огонь»
Инструментальное произведение П.И. Чайковский «У камелька» («Январь», из цикла «Времена года»)
А.Крюков – А. Ветров «Русская печка»
Ход занятия
Под русскую музыку»В низенькой светелке» дети входят в зал музея, располагаются на лавках.
Ведущий: сегодня мы собрались в гостях у бабушки Загадушки погреться возле печки. А как называли на Руси печку?
Дети: печка-матушка, кормилица
Ведущий: а какие печки вы знаете?
Дети: русская печка, камин
Ведущий: у великого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского, с циклом «Времена года» которого мы уже начали знакомиться, январский этюд называется «У камелька». А что это?
Дети: печка.
Ведущий: это небольшой очаг, обычно без дверцы. Чем он опасен, несмотря на свои маленькие размеры?
Дети: может выпасть огонек и будет пожар
Ведущий: для этого у топки обязательно должен быть металлический притопочный лист. Но утешает, что камелек чаще встречался в средневековых европейских домах, а там полы каменные.
Давайте послушаем немного и представим, как мы греемся у такой печки…
Фонограмма П.И. Чайковского
Ведущий: а еще есть голландка, буржуйка, и мы о них тоже поговорим. Действительно, мы с вами говорили на предыдущих встречах, что самым первым способом людей согреться и приготовить пищу было что?
Дети: костер, обложенный камнями
Ведущий:
Знают взрослые, знают дети
В самых дальних краях земли,
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаз огонь берегли.
Ведь в холода и в непогоду
У костра их всегда согревал,
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его как умели.
Всемогущий горячий огонь.
Ведущий: а чем печка отличается от очага?
Дети: у печки есть труба
Ведущий: у каждого народа сложились свои виды печек, и то не сразу.
В Древнем Риме в домах патрициев существовало паровое отопление и теплый пол! Не совсем такое как у нас: в подвале размещалась печь, которую топили «земляным маслом» - нефтью. Раскаленный воздух поступал в глиняные трубы, которые проходили под полом и в нижней части стен, согревая их. Но в случае неполадок в системе чем грозило?
Дети: пожаром!
Ведущий: почему?
Дети: запас нефти в подвале вспыхивал, и мощное пламя выбивалось наружу.
Ведущий: в Западной Европе прижились камины, которые к нам пришли только в 19 веке в богатые дома как дань моде. Камин согревал помещение за счет большой площади открытого огня, но теплых поверхностей у него практически нет. В средневековых замка они были так велики, что в них на вертеле жарили целого быка.
Чем опасен камин?
Дети: это открытый огонь, и если искра вылетит и на попадет плед или ковер, то будет пожар.
Ведущий: к 16 веку в Европе появился тип отопительной печи, обложенной изразцами – это похоже на кафельную плитку, только расписную или с рельефными узорами. У такой печи были теплые бока, обогревавшие воздух в помещениях. В Россию они пришли вместе с модой на все голландское и немецкое. Кто принес эту моду?
Дети: Петр Первый.
Ведущий: а в какой известной авторской сказке, повествующей о тех временах, упоминается печка-голландка?
Дети: Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители»
Ведущий: когда мальчик Алеша пробирается по ночному пансиону: «Большая лежанка была из голландских изразцов, на которых были нарисованы синей муравой люди и звери».
Существенный сдвиг в печном деле произошел во время Петровской эпохи. В 1718 г. указом Петра I было запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Одновременно расширялись существующие и сооружались новые кирпичные заводы. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время было развито производство печных отделочных материалов. Вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцы голландского образца. В связи с этим отечественные отопительные толстостенные печи неправильно стали называть голландскими или «голландками».
Изразцовые печи были принадлежностью богатой жизни. Но русские изразцовые печи, украшающие Оружейную палату, Кремль и другие памятники архитектуры, были иной конструкции, нежели голландка, массивнее.
В русской избе был свой тип печи.
Достаточно долго на Руси использовали метод топки «по-черному», и до сих пор бани в некоторых деревнях топят так. Дым из короткой трубы выходит прямо в помещение, а затем вытягивается частично через оконное отверстие. Такая изба называлась «курная», и связано было это явление с дороговизной кирпича. Но люди приноровились использовать и это: над очагом вешали коптиться мясо. Хотя находиться зимой в такой избе было, наверное, трудно – много людей, дым, домашние животные в подпечке создавали тяжелую для дыхания атмосферу. Тогда и родилось выражение «Хоть топор вешай», то есть воздух настолько густой, что в нем мог бы удержаться тяжелый предмет. В XV-XVI вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, выполняли из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным.
Русская печка появилась гораздо позже в том виде, в котором мы ее знаем – 17 веку. Она складывается из кирпича, но в качестве связующего элемента используется не цемент, а глиняный раствор. Сверху печь обмазывается глиной и белится. В некоторых областях России было принято украшать печь рисунками.
В каких сказках встречается нам русская печка?
Дети: «По щучьему велению» - на ней ездил Емеля. «Гуси-лебеди» - в ней пряталась Аленушка. В былине на печи сидел Илья-Муромец. И баба-яга предлагает сесть на лопату, чтобы посадить в печь.
Ведущий:
Начинается новая сказка,
Варится в печи кашка.
Кашка упреет,
И сказка поспеет.
Печка была так значима для русского человека, что и в сказках выполняла позитивную роль. Печь не только готовила пищу, в ней мылись, на ней отогревались. Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля.
Каждый элемент печи имел свое название. Какие вы знаете?
Дети: лежанка
Ведущий: ее еще называли полати.
Рукавицей воду нашивала,
У вороны масла спрашивала,
На печи в углу молачивала,
С боку на бок поворачивала,
На полатях стога сметывала
И сама оттуда слетывала!
Так говорилось в народной потешке про незадачливую хозяйку. Вообще, печка часто упоминается в русском фольклоре, как неотъемлемая часть жизни.
Ведущий (показывает): устье, топка (горнило) с заслонкой, перед топкой – шесток. Есть поговорка: «Всяк сверчок знай свой шесток». Что она означает?
Дети:
Ведущий: загнетка, под. В поду пекли пироги.
Попало наше тесто
В горячее место,
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место?
Куда попало тесто? (Печка)
Считалка:
На печи, на печи,
Пироги горячи.
Беги, Пахом,
За горячим пирогом!
Особенность русской кухни – в ней практически не жарили. Томили в горшке, и пища получалась полезной.
Про печь складывали загадки:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь! (ОГОНЬ)
В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (ПЕЧКА)
Черный конь
Скачет в огонь. (КОЧЕРГА)
Встала Варвара
Выше амбара,
Не ест, не пьет,
Все в небо глядит (ТРУБА)
Стоит разиня,
Рот разиня (ТРУБА)
Ведущий: чем топили русскую печку?
Дети: дровами!
Ведущий: какие дрова считались самыми лучшими?
Дети: березовые.
Ведущий: в русской печке дрова сгорают почти полностью, и остается очень светлая зола. Черноту дает органика. А она в хорошей печи с правильным притоком воздуха выгорает полностью. Золу запаривали кипятком, и получали щелок – достаточно едкое мыло.
Есть детская прибаутка про мытье:
Волосы от щелока
стали мягче шелка…
А почему русская печь, несмотря на ее размеры, считается самой безопасной?
Дети: у нее топка выходит не в помещение, а в устье сначала, и вылетающий уголь попадет сначала в устье.
Ведущий: пожар может произойти из-за трещин в глине между кирпичами.
Великий русский писатель Лев Николаевич толстой специально для детей написал рассказ «Пожар» о пожаре в деревне.
Текст
В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла1. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» — а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.
1 Соломенные жгуты, чтоб вязать снопы. (Примеч. Л. Н. Толстого.)
Ведущий: о хорошей жизни мечтали так: «Лежал бы на печи, ел бы калачи!»
Ведущий: есть еще тип печи, появившейся не от хорошей жизни. Делали такие печи из железной бочки, или сваривая железные листы. Называется такая печка «буржуйка», потому что она требует много топлива – горячая, пока топится. Русская печка сохраняет тепло от топки целые сутки. Но зато за один раз можно за один раз класть немного, и что угодно – бумагу, резину. Прижились такие печки в землянке на фронте. о ней сложили песню: «Вьется в тесной печурке огонь»
фонограмма песни
Ведущий: печки долго использовались для отопления и приготовления пищи не только на селе, но и в городских многоквартирных домах. В каком известном стихотворении говорится о пожаре, устроенном девочкой, которая трогала печку?
Дети: Маршак «Пожар»: «Мать на рынок уходила, мама дочке говорила: «Печку, Леночка, не тронь, жжется, Леночка, огонь!»
Ведущий: какое правило пользования печью нарушила девочка?
Дети: нельзя топить печь с открытой дверцей, может вылететь искра.
Ведущий: сегодня мы вспомнили о печке – какими они бывают, как их использовали. Мы говорили о бытовых печах. А какие еще бывают?
Дети: доменные для выплавки стали, печи для обжига керамики.
Ведущий: Но какой общий вывод можно сделать о бытовых печах?
Дети: они источник открытого огня и требуют соблюдения правил пожарной безопасности!
Ведущий: и все же при соблюдении правил пожарной безопасности русская печка служит веками. Не случайно есть выражение «Танцевать от печки». Вот и мы слушаем задорную песню «Русская печка»
Фонограмма
Ведущий:
И хоть тысячи лет пролетели
Людям нужен по-прежнему он
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Внеурочное мероприятие "Моя малая Родина"
Разработка внеурочного мероприятия по формированию нравственности и патриотизма у младших школьников. Знакомство с достопримечательностями родного края....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по русскому языку в 3 классе.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен язык, на котором мы говорим. Поэтому мы должны изучать...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Наша школа безопасности"
Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, популяризация деятельности МЧС России...
Методическая разработка внеурочного мероприятия для обучающихся начальной школы "ПОДСНЕЖНИКИ К СТАРОМУ НОВОМУ ГОДУ"
Цель: ознакомление с народными традициями рождественских праздников и мерами безопасности в зимний период (переохлаждение, обморожение, падения на льду и т.д.)...
Методическая разработка внеурочного мероприятия для обучающихся начальной школы "ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА"
Цель: продолжать формирование уважения к хлебу и людям трудовых профессий, а также прививать навыки здорового питания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию обучающихся «Как мы должны относиться к государственным символам?» (виртуальная экспедиция)
В системе атрибутов Российской Федерации государственная символика (герб, гимн, флаг) занимает одно из важнейших мест, являясь воплощением национальной идеи русского народа...

«Любовь и уважение к Отечеству», методическая разработка образовательного мероприятия внеурочной деятельности по ОРКСЭ в 4 классе. Лучшая методическая разработка внеурочного мероприятия в межрегиональном конкурсе "Слава тебе, Солдат!"
Цель: познание любви и уважение к Отечеству через славный подвиг солдата путем передачи мыслей будущим поколениям обучающихся школы через капсулу времени, развитие умения сопереживать, передавать свои...