Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Печка-Матушка"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Цель: интегрировать имеющиеся знания о пожарной безопасности и истории традиционного русского быта в интересах формирования отношения к культуре безопасности жизнедеятельности как историко-культурной ценности нашего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechka-_matushka.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕЧКА-МАТУШКА

Интерактивное занятие в музее по пожарной безопасности

Цель: интегрировать имеющиеся знания о пожарной безопасности и истории традиционного русского быта в интересах формирования отношения к культуре безопасности жизнедеятельности как историко-культурной ценности нашего народа

Задачи:

Образовательная: уточнить знания об особенностях быта в русской избе в аспекте пожарной безопасности (дровяная печь, лучина, керосиновая лампа, угольный утюг, свеча)

Воспитательная: воспитание патриотических чувств через погружение в среду музейных предметов

Развивающая: развитие представлений о преемственности традиций «бережения от огня»

Социально-педагогическая: формирование понимания социальной значимости мер пожарной безопасности для сохранения историко-культурного наследия русского быта

Возрастная адресованность: воспитанники ГПД 3-4 класс

Оборудование: занятие проводится на базе зала «Русская изба» музея, баранки

Фонограммы: «В низенькой светелке» русская народная песня

«Вьется в тесной печурке огонь»

Инструментальное произведение П.И. Чайковский «У камелька» («Январь», из цикла «Времена года»)

А.Крюков – А. Ветров «Русская печка»

Ход занятия

Под русскую музыку»В низенькой светелке» дети входят в зал музея, располагаются на лавках.

Ведущий: сегодня мы собрались в гостях у бабушки Загадушки погреться возле печки. А как называли на Руси печку?

Дети: печка-матушка, кормилица

Ведущий: а какие печки вы знаете?

Дети: русская печка, камин

Ведущий: у великого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского, с циклом «Времена года» которого мы уже начали знакомиться, январский этюд называется «У камелька». А что это?

Дети: печка.

Ведущий: это небольшой очаг, обычно без дверцы. Чем он опасен, несмотря на свои маленькие размеры?

Дети: может выпасть огонек и будет пожар

Ведущий: для этого у топки обязательно должен быть металлический притопочный лист. Но утешает, что камелек чаще встречался в средневековых европейских домах, а там полы каменные.

Давайте послушаем немного и представим, как мы греемся у такой печки…

Фонограмма П.И. Чайковского

Ведущий: а еще есть голландка, буржуйка, и мы о них тоже поговорим. Действительно, мы с вами говорили на предыдущих встречах, что  самым первым способом людей согреться и приготовить пищу было что?

Дети: костер, обложенный камнями

Ведущий:

Знают взрослые, знают дети

В самых дальних краях земли,

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаз огонь берегли.

Ведь в холода и в непогоду

У костра их всегда согревал,

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его как умели.

Всемогущий горячий огонь.

Ведущий: а чем печка отличается от очага?

Дети: у печки есть труба

Ведущий: у каждого народа сложились свои виды печек, и то не сразу.

В Древнем Риме в домах патрициев существовало паровое отопление и теплый пол! Не совсем такое как у нас: в подвале размещалась печь, которую топили «земляным маслом» - нефтью. Раскаленный воздух поступал в глиняные трубы, которые проходили под полом и в нижней части стен, согревая их. Но в случае неполадок в системе чем грозило?

Дети: пожаром!

Ведущий: почему?

Дети: запас нефти в подвале вспыхивал, и мощное пламя выбивалось наружу.

Ведущий: в Западной Европе прижились камины, которые к нам пришли только в 19 веке в богатые дома как дань моде. Камин согревал помещение за счет большой площади открытого огня, но теплых поверхностей у него практически нет. В средневековых замка они были так велики, что в них на вертеле жарили целого быка.

Чем опасен камин?

Дети: это открытый огонь, и если искра вылетит и на  попадет плед или ковер, то будет пожар.

Ведущий: к 16 веку в Европе появился тип отопительной печи, обложенной изразцами – это похоже на кафельную плитку, только расписную или с рельефными узорами. У такой печи были теплые бока, обогревавшие воздух в помещениях. В Россию они пришли вместе с модой на все голландское и немецкое. Кто принес эту моду?

Дети: Петр Первый.

Ведущий: а в какой известной авторской сказке, повествующей о тех временах, упоминается печка-голландка?

Дети: Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

Ведущий:  когда мальчик Алеша пробирается по ночному пансиону: «Большая  лежанка  была  из голландских изразцов, на которых были нарисованы синей муравой люди и звери».

Существенный сдвиг в печном деле произошел во время Петровской эпохи. В 1718 г. указом Петра I было запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Одновременно расширялись существующие и сооружались новые кирпичные заводы. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время было развито производство печных отделочных материалов. Вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцы голландского образца. В связи с этим отечественные отопительные толстостенные печи неправильно стали называть голландскими или «голландками».

Изразцовые печи были принадлежностью богатой жизни. Но русские изразцовые печи, украшающие Оружейную палату, Кремль и другие памятники архитектуры, были иной конструкции, нежели голландка, массивнее.

В русской избе был свой тип печи.

 Достаточно долго на Руси использовали метод топки «по-черному», и до сих пор бани в некоторых деревнях топят так. Дым из короткой трубы выходит прямо в помещение, а затем вытягивается частично через оконное отверстие. Такая изба называлась «курная», и связано было это явление с дороговизной кирпича. Но люди приноровились использовать и это: над очагом вешали коптиться мясо. Хотя находиться зимой в такой избе было, наверное, трудно – много людей, дым, домашние животные в подпечке создавали тяжелую для дыхания атмосферу. Тогда и родилось выражение «Хоть топор вешай», то есть воздух настолько густой, что в нем мог бы удержаться тяжелый предмет. В XV-XVI вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, выполняли из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным.

Русская печка появилась гораздо позже в том виде, в котором мы ее знаем – 17 веку. Она складывается из кирпича, но в качестве связующего элемента используется не цемент, а глиняный раствор. Сверху печь обмазывается глиной и белится. В некоторых областях России было принято украшать печь рисунками.

В каких сказках встречается нам русская печка?

Дети: «По щучьему велению» - на ней ездил Емеля. «Гуси-лебеди» - в ней пряталась Аленушка. В былине на печи сидел Илья-Муромец. И баба-яга предлагает сесть на лопату, чтобы посадить в печь.

Ведущий:

Начинается новая сказка,

Варится в печи кашка.

Кашка упреет,

И сказка поспеет.

Печка была так значима для русского человека, что и в сказках выполняла позитивную роль. Печь не только готовила пищу, в ней мылись, на ней отогревались. Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля.

Каждый элемент печи имел свое название. Какие вы знаете?

Дети: лежанка

Ведущий: ее еще называли полати.

Рукавицей воду нашивала,

У вороны масла спрашивала,

На печи в углу молачивала,

С боку на бок поворачивала,

На полатях стога сметывала

И сама оттуда слетывала!

Так говорилось в народной потешке про незадачливую хозяйку. Вообще, печка часто упоминается в русском фольклоре, как неотъемлемая часть жизни.

Ведущий (показывает): устье, топка (горнило) с заслонкой, перед топкой – шесток. Есть поговорка: «Всяк сверчок знай свой шесток». Что она означает?

Дети:

Ведущий: загнетка, под. В поду пекли пироги.

Попало наше тесто

В горячее место,

Попало – не пропало,

Румяной булкой стало.

Какое это место?

Куда попало тесто? (Печка)

Считалка:

На печи, на печи,

Пироги горячи.

Беги, Пахом,

За горячим пирогом!

Особенность русской кухни – в ней практически не жарили. Томили в горшке, и пища получалась полезной.

Про печь складывали загадки:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь!  (ОГОНЬ)

В избе – изба, на избе – труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.  (ПЕЧКА)

Черный конь

Скачет в огонь. (КОЧЕРГА)

Встала Варвара

Выше амбара,

Не ест, не пьет,

Все в небо глядит (ТРУБА)

Стоит разиня,

Рот разиня (ТРУБА)

Ведущий: чем топили русскую печку?

Дети: дровами!

Ведущий: какие дрова считались самыми лучшими?

Дети: березовые.

Ведущий: в русской печке дрова сгорают почти полностью, и остается очень светлая зола. Черноту дает органика. А она в хорошей печи с правильным притоком воздуха выгорает полностью. Золу запаривали кипятком, и получали щелок – достаточно едкое мыло.

Есть детская прибаутка про мытье:

Волосы от щелока

стали мягче шелка…

А почему русская печь, несмотря на ее размеры, считается самой безопасной?

Дети: у нее топка выходит не в помещение, а в устье сначала, и вылетающий уголь попадет сначала в устье.

Ведущий: пожар может произойти из-за трещин в глине между кирпичами.

Великий русский писатель Лев Николаевич толстой специально для детей написал рассказ «Пожар» о пожаре в деревне.

Текст

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла1. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» — а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

1 Соломенные жгуты, чтоб вязать снопы. (Примеч. Л. Н. Толстого.)

Ведущий: о хорошей жизни мечтали так: «Лежал бы на печи, ел бы калачи!»

Ведущий: есть еще тип печи, появившейся не от хорошей жизни. Делали такие печи из железной бочки, или сваривая железные листы. Называется такая печка «буржуйка», потому что она требует много топлива – горячая, пока топится. Русская печка сохраняет тепло от топки целые сутки. Но зато за один раз можно за один раз класть немного, и что угодно – бумагу, резину. Прижились такие печки в землянке на фронте. о ней сложили песню: «Вьется в тесной печурке огонь»

фонограмма песни

Ведущий: печки долго использовались для отопления и приготовления пищи не только на селе, но и в городских многоквартирных домах. В каком известном стихотворении говорится о пожаре, устроенном девочкой, которая трогала печку?

Дети: Маршак «Пожар»: «Мать на рынок уходила, мама дочке говорила: «Печку, Леночка, не тронь, жжется, Леночка, огонь!»

Ведущий: какое правило пользования печью нарушила девочка?

Дети: нельзя топить печь с открытой дверцей, может вылететь искра.

Ведущий: сегодня мы вспомнили о печке – какими они бывают, как их использовали. Мы говорили о бытовых печах. А какие еще бывают?

Дети: доменные для выплавки стали, печи для обжига керамики.

Ведущий: Но какой общий вывод можно сделать о бытовых печах?

Дети: они источник открытого огня и требуют соблюдения правил пожарной безопасности!

Ведущий: и все же при соблюдении правил пожарной безопасности русская печка служит веками. Не случайно есть выражение «Танцевать от печки». Вот и мы слушаем задорную песню «Русская печка»

Фонограмма

Ведущий:

И хоть тысячи лет пролетели

Людям нужен по-прежнему он

Ведь издревле до нашего века

Он помощник и друг человека.

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Внеурочное мероприятие "Моя малая Родина"

Разработка внеурочного мероприятия по формированию нравственности и патриотизма у младших школьников. Знакомство с достопримечательностями родного края....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по русскому языку в 3 классе.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме  игры  КВН призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен язык, на котором мы говорим. Поэтому мы  должны изучать...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по математике в 8 классах на тему « Математическая статистика против курения»

Методическая разработка внеурочного  мероприятияпо математике в 8 классах на тему« Математическая статистика против курения»...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Наша школа безопасности"

Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, популяризация деятельности МЧС России...

Методическая разработка внеурочного мероприятия для обучающихся начальной школы "ПОДСНЕЖНИКИ К СТАРОМУ НОВОМУ ГОДУ"

Цель: ознакомление с народными традициями рождественских праздников и мерами безопасности в зимний период (переохлаждение, обморожение, падения на льду и т.д.)...

Методическая разработка внеурочного мероприятия для обучающихся начальной школы "ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА"

Цель: продолжать формирование уважения к хлебу и людям трудовых профессий, а также прививать навыки здорового питания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию обучающихся «Как мы должны относиться к государственным символам?» (виртуальная экспедиция)

      В системе атрибутов Российской Федерации государственная символика (герб, гимн, флаг) занимает одно из важнейших мест, являясь воплощением национальной идеи русского народа...