классный час "Скверная привычка"
классный час

В наше время существует огромная проблема сохранения чистоты русского языка. Грамотная речь окружения в начальной школе формирует привычку ребенка грамотно и красиво говорить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvernaya_privychka.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Скверная привычка»

Цель мероприятия:

Выявить отношение учащихся к сквернословию, способствовать отказу от сквернословия. Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, мата, бранных слов

Задачи мероприятия:

  1. Показать отрицательное влияние сквернословия на развитие личности, прививать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.
  2. Воспитывать толерантность, вежливость, культуру речи.
  3. Развивать речь, мышление

Ход мероприятия:

- Сейчас я вам предлагаю просмотреть фрагмент из кинофильма «Старик Хоттабыч».  Подумайте, о чем пойдет наш сегодня разговор.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?  ( про обзывания, про нашу речь, общение).

 - Я назвала тему занятия Скверные привычки.

- Про какие привычки я имею виду? (обзываться, использовать бранные слова,  ругаться матом, …)

-Соедините два слова «скверна» и «слово». Какое слово получилось? (сквернословие).

- А что такое сквернословие?

- Согласно словарю В. Даля «скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения,; смрад, вонь; непотребство, всё богопротивное .»

- Слушая, как сегодня разговаривают не только взрослые, но и подростки, и дети, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Сквернословие так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.

Все мы часто слышим такие выражения и слова, как так сказать, ну, в общем

- Кто может продолжить список слов

( это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. )

- Скажите, можно назвать эти слова скверной привычкой?

(Да. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь.)

-  У вас на партах лежит задание под номером 1.

Это отрывок из «Повести о капитане Копейкине», Н.В.Гоголя).

1. Найти слова паразиты. 2. Убрать эти слова-паразиты. 3.  Сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В.Гоголь использовал их в тексте.

ОТРЫВОК  «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то. Есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

- Когда вы прочитали отрывок из текста, вы поняли о чём шла речь?

- Когда убрали слова – паразиты?

На доске записаны выражения, подберите какое высказывание подходит к данному отрывку.  «Сказал так много, но ничего не сказал».

Следующая скверная привычка – это употребление в нашей речи слова –сленг .

- Что такое Сленг? (То же, что и жаргон, — это буквально: испорченный язык.)

Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество». Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие».

- Как вы думаете, почему дети употребляют  сленг? ( ребятам, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех.)

Задание 2.

 Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

  1. Ловлю кайф (получаю удовольствие).
  2. Понтово (получаю удовольствие).
  3. Выделываться (вести себя вызывающе).
  4. Прикол (шутка).
  5. Отпад (замечательно).
  6. Изи (легко)
  7. Тащиться (быть в восторге).
  8. Красава – (молодец. Похоже на «красавчик» и «ай, молодца!», соединенное вместе.
  9. Братэлла – друг, брат)

- Скажите, сложное задание было для вас?

- Поднимите руку, кому было сложно?

 Несложным оказалось задание. Всё же сленг незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык вам оказалось проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, не засорят ваше общение.

- Найдите высказывание, которое подойдет к нашему сейчас разговору.  Речь- это показатель ума.

- Как вы думаете, о какой вредной привычке пойдет сейчас речь?

Третья скверная привычка – это ругаться матом, пожалуй, самым страшным вирусом современности стала матерная брань.

- Может кто то из вас знает, откуда появились матерные слова?

- Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они их будут мучить бесы. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и появилось выражение «поле брани».

Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне

биолог Петр Гаряев создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности –ДНК. С помощью чудо-техники ученый решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

- Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению, - заявил Петр Гаряев. – Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко. Поэтому опытам подверглись семена растений. В течение нескольких недель регулярно (по три-четыре часа в день) магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство
семян погибли. А выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвел теплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали «срастались», семена ожили и взошли.

Казалось бы, от растений до людей – огромная дистанция. Но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ – будь то человек, скумбрия или подсолнух – работают по каким-то неведомым пока универсальным законам.

Видеоролик№2 влияние мата на растения

- И третье высказывание, которое подойдет к вредной привычке. Хотите жить долго – говорите только хорошее.

-  Рефлексия.

- Перед вами лежат лучики трех цветов. Каждый из вас прикрепит нашему солнцу, тот лучик, который он посчитает нужным.

  • Красный лучик – я употреблял в своей речи, нецензурные слова, так и буду
  • Оранжевый – я употреблял в своей речи, нецензурные слова, больше не буду
  • Желтый - я не употреблял в своей речи, нецензурные слова и  не буду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Вредные привычки"

Классный час  "Вредные привычки" для учащихся начальной школы...

Классный час в 4-Б классе по теме: «Вредные привычки – знак беды!»

Сегодня мы хотим понять и разобраться, какой вред наносят здоровью: табак, алкоголь и  наркотические вещества.Здоровый человек – счастливый человек!!!...

Классный час "привычки хорошие и вредные"

О пропаганде здорового образа жизни и воспитании негативного отношения к вредным привычкам....

Классный час "Привычки"

Знакомство с понитием слова "привычка", положительные и отрицательные привычки. Формировать у учащихся положительные привычки....

Классный час "Привычки, которые мешают нам жить", с элементами тренинга "Умей сказать нет!"

Классный час направлен на профилактику вредных привычек среди обучающихся начальной школы....

Конспект классного часа «Привычки»

Класс: 1 «А»Тема: «Привычки»Цели: формирование представления о привычках, их значении в жизни человека, о последствиях влияния привычек на здоровье человекаОборудование: ...