Самоанализ реализации программы воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья" 28.03.2019г.
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Романенко Марина Николаевна

Представлен анализ работы за три года работы по программе воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_romanenko_m.n.docx879.57 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

работы учителя начальных классов

Романенко Марины Николаевны 

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1

 им. Героя Советского Союза Н. П. Фёдорова».

С 2009 года работаю в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова».

В 2016 г. стала классным руководителем 1 «А» класса. В своей работе я руководствуюсь основными законодательными и нормативными документами по вопросам образования, воспитания и защите прав обучающихся:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс РФ;

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Закон РФ «Об образовании в РФ»;

- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Устав школы;

- Нормативно-правовые акты школы.

На сегодняшний день в моём 3 «А» классе обучается 28 человек. Из
них 13 мальчиков и 15 девочек. Выстраивать свои отношения с каждым в отдельности учеником и с целым классом в нужном направлении возможно только тогда, когда учитель имеет достаточно полную информацию о том, в каких условиях живут его ученики. Знание внутрисемейного климата позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся. Поэтому систематически работаю с родителями: провожу консультации, индивидуальные беседы, классные собрания, посещаю семьи моих учеников. Всегда соблюдаю нормы педагогической этики. Конфликтов с учащимися и их родителями не бывает.

Социальная характеристика семей на протяжение трех лет обучения менялась незначительно. В 1 и 2 классах контингент учащихся оставался неизменным, в 3 классе добавилось 3 учащихся. Менялся демографический состав семей, т.к. старшие дети достигали возраста совершеннолетия.

Состав семьи

Половой состав класса

            

В первом классе было больше мальчиков, во втором и третьем большая часть девочек.

Демографическая характеристика семей

           

Образование родителей

Сравнительный анализ по группам здоровья.

Пропуски уроков

Выводы: В 3 классе прибыли трое учащихся с 1,2,3 группами здоровья.

Пропуски уроков в 1 и во 2 классе имеют тенденцию к снижению на одного ученика. В 3 классе было много пропусков по заболеваниям: ветрянка и ОРВИ. Следует уделить большое внимание в учебной и внеучебной деятельности вопросам здоровья. Способствовать формированию убеждения необходимости вести здоровый образ жизни, делать прививки. Вести разъяснительную работу среди родителей. Проводить беседы, направленные на формирование убеждений о необходимости делать прививки детям.

Конечной целью моей деятельности является формирование самостоятельной, ответственной, коммуникативной, социально - мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Для достижения данной цели я в процессе обучения и воспитания решаю следующие задачи:

- стараюсь научить ученика учиться;

- повышаю уровень учебной мотивации.

Для решения вышеуказанных задач, я стараюсь сделать процесс обучения и воспитания интересным и доступным каждому ребёнку. Поэтому свои уроки строю с учётом личностно - ориентированного и дифференцированного подхода:

- использую в своей работе, как традиционные, так и нетрадиционные формы урока (провожу уроки - викторины, КВН, уроки - путешествия, интегрированные уроки, театрализованные уроки, игровые уроки, проектные уроки, уроки исследования);

-  организую учебно-познавательную деятельность школьников, т.е. применяю деятельностный способ обучения;

- использую дифференцированный подход в обучении, при этом продумываю задания и форму их подачи, как для слабых учеников, так и для детей с высоким уровнем интеллектуального развития;

- делю учебный материал урока на смысловые блоки, к каждому из которых ставлю познавательную учебную задачу проблемного характера;

- использую различные диагностики, ориентированные на изучение личностного развития каждого учащегося.

Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как субъекту учебной деятельности, стремящейся к самоопределению и самореализации, поэтому на уроках стараюсь строить свою деятельность на субъект - максимально учитывая индивидуальные особенности и интересы учащихся. Для этого, наряду с другими методами обучения и воспитания, использую метод проектирования. Это позволяет мне формировать навык самостоятельного добывания знаний и их применения на практике, развивать самостоятельность, любознательность и познавательный интерес. Всё это играет огромную роль в процессе обучения и воспитания.

Большое значение в своей работе придаю мониторингу контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся, помогающему своевременно выявить детей, имеющих пробелы в знаниях и провести с ними коррекционную работу.

Вышеуказанная систематическая и планомерная работа позволила мне достичь, на конец II триместра 2018 - 2019 учебного года (3 класс) следующих результатов:

Вывод: Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем
способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить
программу по предмету на более высоком уровне. Они отличаются
организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к
выполнению учебных. Общая результативность: успеваемость - 100%, качество-82 %. Отличники: 2 человека. Хорошисты: 21 человек. Обратить особое внимание на вновь прибывших учеников, чаще спрашивать на уроках, включать в групповую деятельность.

Посещение занятий внеурочной деятельности и внешкольных учреждений способствует самоопределению и самореализации способностей каждого учащегося.

Распределение учащихся на внеурочную деятельность

в образовательном учреждении

Выводы: Учащиеся в полном составе посещают занятия внеурочной деятельности:

1. «Умники и умницы», на которых реализуют свои интеллектуальные способности. Систематически занимаются на платформе Учи.ру и МетаШкола.

2. «Краеведение» - на занятиях учащиеся знакомятся с историей и культурой своего региона и города. Систематически организуются экскурсии, которые способствуют практическому знакомству с объектами культуры (экскурсия в Дом – музей Н.Некрасова, экскурсии на предприятия города: почтамт, хлебокомбинат, пожарная часть, швейные фабрики «Восход» и «Комацо»

3. «Мои любимые книжки» - на занятиях реализуется совместный проект с Центральной детской библиотекой «Литературные ступеньки». Здесь ребята знакомятся с творчеством советских классиков.

4. «Узнаем сами» - проектная деятельность, которая позволяет реализовывать в жизнь классного коллектива различные проекты: «Все профессии важны, все профессии нужны», Подготовка и проведение праздников в классе, проведение акций по дорожному движению «Письмо водителю», «Будь заметным», «Мама за рулем».

5. «Шахматы», «Информатика», «Оригами», «ОФП» - данные занятия выбирают учащиеся, у которых есть желания развивать свои способности в данном направлении.

Занятость учащихся в учреждениях дополнительного образования

-

Выводы: Занятия в учреждениях дополнительного образования способствуют личностному развитию каждого отдельного ребенка. В классе не посещают внешкольные учреждения 3 учащихся, что составляет 10 %. Ребята пытаются найти себе занятия по интересам. Не всегда желания совпадают с возможностями родителей.

Свои знания и умения, полученные на уроках, во внеурочной деятельности, занимаясь в учреждениях дополнительного образования, ученики применяют, участвуя в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.  В 2016 - 2019 учебном году многими моими учениками, принимающими участие в олимпиадах и конкурсах были завоеваны призовые места.

Международный уровень

Всероссийский уровень

Региональный уровень

Районный уровень

Вывод: Каждый год ребята показывают достаточно высокие результаты на всех уровнях. Постоянно принимают участие в таких олимпиадах как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», в олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру на сайте «МетаШкола» и Учи.ру. В 3 классе впереди еще один триместр, не все результаты конкурсов еще известны. Больше принимать участие в конкурсах районного уровня, в 4 классе принять участие в городских олимпиадах по русскому языку и математике.

В своей работе большое значение уделяю как процессу обучения, так и процессу воспитания. Для целенаправленной и систематической деятельности создала программу воспитательной работы «Я, ты, он, она – вместе классная страна», которая рассчитана на четыре года. По каждому разделу разработаны мероприятия, предусмотрены различные формы и виды деятельности, предполагаемая форма отчёта и ожидаемый результат на каждом этапе. Большая часть работы по данной программе строится в форме проектной деятельности. После уроков мы с ребятами знакомимся с предприятиями города. Уже побывали на хлебокомбинате, в пожарной части, на швейной фабрике «Восход» и «Комацо», отправляли посылку и знакомились с работой почтальонов. В первом классе вели переписку с ребятами из Краснодара. Знакомились с жизнью таких же ребят из другого региона России. Также писали письма Деду Морозу в Великий Устюг. Было много радости, когда пришел ответ от Деда Мороза. Систематически посещаем цирковые и театрализованные представления (РДК и ДК им. Н.А. Римского-Корсакова), проводим много развлекательных, но в тоже время познавательных игр и конкурсов. Мы сотрудничаем с Центральной детской библиотекой (цикл «Литературные ступеньки», конкурсы, праздники), со школой искусств (мастер-классы изготовления открыток, подарков мамам) и ТЦДТ (участие в конкурсах, занятия в «Автогородке» по правилам дорожного движения). С большим удовольствием ребята принимают участие в Дне здоровья, который проходит два раза в год и других спортивных соревнованиях. Традиционно классом, обязательно вместе с родителями, мы отмечаем праздники, такие как «Осень-раскрасавица», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «Вот и стали мы на год взрослее». Уделяя большую роль патриотическому воспитанию, каждый год проводим встречи с ветеранами и участниками ВОВ, возлагаем цветы к памятникам нашего города. Участвуем в Акциях по ПДД «Будь заметным», «Письмо водителю», «ДТП – НЕТ». Во втором классе были организаторами и ведущими праздника «Будущие звезды России». В первом классе участвовали в экологической акции по сбору макулатуры «Чистое будущее – в чистом настоящем». В третьем классе провели экологический урок «Чистый город начинается с тебя» и акцию «Покорми птиц зимой». Акция проходила в виде проекта, результатом которого стали кормушки и плакаты, развешанные в Захаровском парке нашего города. Проводя воспитательную работу в своем классе, я стремлюсь создавать
условия для творческого развития каждого моего ученика в различных сферах
деятельности
.  Дети моего класса постоянно, практически в полном составе, участвуют в школьных концертах.

Принимаем участие в конкурсе «Класс года».  Рейтинг класса определяется между 1 – 2 классами (5 классов) и 3 – 4 классами (5 классов). Оценивание происходит по следующим критериям:

1. Участие в общешкольных мероприятиях.

2. Участие в предметных декадах.

3. Участие в конкурсах разного уровня.

4. Дежурство по школе.

По результатам 2016 -2017 учебного года наш класс занял 2 место, а в 2017 -2018 учебном году 1 место среди 1 – 2 классов. В 2018-2019 учебном году класс перешел в другую возрастную категорию.

Результаты конкурса «Класс года» среди 1-2 классов

За три года работы с учащимися, мне как классному руководителю удалось сформировать детский коллектив. В классе существует свой
особый климат, атмосфера доверия, искренности и симпатии во
взаимоотношениях учителя с детьми, родителями, а также в отношении детей
друг к другу. Мои ученики отличаются доброжелательностью, отзывчивостью, воспитанностью. Ежегодно в конце учебного года изучается уровень
воспитанности учеников и уровень удовлетворённости учащихся и родителей работой школы.

Благодаря диагностической работе я имею возможность:

-  вовремя выявлять проблему и корректировать свою деятельность так, чтобы была решена поставленная задача;

- формировать межличностные отношения между детьми, включать их в совместную деятельность.

1. Уровень сформированности классного коллектива.

- Социометрия
В ходе исследования ученикам были заданы следующие вопросы:
1.
Кого из одноклассников ты пригласил бы на День рождения?                  

Напиши 3 фамилии.
2
. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?                          
Напиши 3 фамилии.
3
. С кем бы ты отправился в поход?                                            
Напиши 3 фамилии.
Были получены следующие результаты:


Выводы: Результаты диагностики показали, что в классе сформирован ученический коллектив. Изменения во всех группах свидетельствует о положительной динамике межличностных отношений в коллективе.

Группа 1 – наиболее влиятельные ученики, набравшие максимальное количество выборов. По своей сути – «Звезды».              
Группа 2 – сюда входят ребята, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя. Они достаточно активны, пользуются уважением – «Предпочитаемые».

Группа 3 – в эту группу вошли ребята, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя «Принимаемые».                                                                                          
Группа 4 – ученики, которые не получили ни одного выбора в силу разных причин «Не принимаемые». С каждым годом их становится меньше.

Методика «Мой класс»

Вниманию учащихся был предложен лист с рисунком класса, на котором нужно было обозначить себя и друга. Данная методика позволяет выяснить с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый, какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один), каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

Выводы: Диагностики классного коллектива показали, что социально-психологический микроклимат в классе изменился в лучшую сторону. В начале создания коллектива отмечались конфликтные ситуации среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу 2 года обучения в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Ребята постепенно привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. Есть уверенность, что ребята, прибывшие в начале 3 класса, к концу учебного года благополучно пройдут адаптацию и станут полноправными членами классного коллектива.

2. Уровень школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой)

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводилась по анкете, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Выводы: За три года видна динамика школьной мотивации. У учащиеся появляются познавательные мотивы, они стремятся успешно выполнять все предъявляемые к ним требования. Ребята следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

3. Уровень воспитанности учащихся (методика Н. П. Капустиной).

        Изучение уровня воспитанности учащихся является одним из важнейших компонентов мониторинга воспитательной работы.

Цель: выявить уровень воспитанности учащихся.

Изучение уровня воспитанности проводилось по следующим показателям: любознательность, прилежание, отношение к природе, я и школа, прекрасное в моей жизни.

Вывод: В течение трех лет обучения наблюдается позитивная динамика развития уровня воспитанности учащихся. Школьники осознают свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности, как долг перед обществом, коллективом, переживают свою сопричастность к делам коллектива, есть интерес, стремление к учению, общественной и другим видам деятельности. Родители замечают, что по уровню воспитанности дети нашего класса выделяются в лучшую сторону.

4. Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана

А. А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Выводы: Уровень удовлетворенности школьной жизнью у учащихся в каждом классе высокий. Детям нравится учиться, работать в группах. У многих есть в классе друзья. Ученики уверены в том, что в любой ситуации учитель их выслушает, поймет и поддержит. Каждый ученик имеет возможность высказать и отстоять
свою точку зрения, не боясь быть непонятым. Дети чувствуют себя уверенно, спокойно и свободно, с уважением относятся к своему учителю и
друг к другу, что в целом говорит о создании комфортных психолого-
педагогических условий при обучении и воспитании.

5. Уровень удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения

 (методика Е. Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Выводы: Анкетирование родителей свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения. Контакт с родителями основан на поддержке и взаимопонимании. Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют в родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий, оказывают спонсорскую помощь в организации экскурсий, ремонте и оборудовании класса. Успешно работает родительский комитет класса.

Заключение

В классе, в основном, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе. С начала третьего года обучения работает актив класса (органы классного самоуправления), который под руководством классного руководителя и родительского комитета, вовлекает ребят во внеклассную и внеурочную деятельность. Делу сплочения коллектива способствуют проведение различные мероприятия, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников, проведение классных часов, экскурсий, акции и проекты. Некоторым ребятам ещё не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении – есть резерв развития.

 В основном дети чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли
себе друзей, стремятся помочь другим. Есть и такие ребята, которые
стараются стать лидерами. Идёт нормальный процесс формирования и
развития классного коллектива.

После каждого года обучения делается анализ воспитательной работы и ставятся задачи в зависимости от выявленных проблем, что способствует дальнейшему успешному развитию сплоченного классного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации программы воспитания (1 год)

План реализации программы воспитания по направлениям (1 год)...

План реализации программы воспитания (2 год)

План реализации программы воспитания по направлениям (2 год)...

План реализации программы воспитания (3 год)

План реализации программы воспитания по направлениям (3 год)...

Защита воспитательной программы "Я, ты, он, она, вместе классная семья" 21.12.2019г.

Выступление на конкурсе " Классный, самый классный"....

Программа воспитания и социализации "Мы вместе"

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.Одна из главных задач современной новой школы – способствовать формированию  и раз...

ИОМ по программе «Эффективные модели реализации программы воспитания»

ИОМ по программе «Эффективные модели реализации программы воспитания»...