Формирование учебно – познавательных мотивов - залог качества успешного обучения.
методическая разработка

Кичигина Ульяна Владимировна

Цели: исследование мотивов учебной деятельности учащихся для повышения качества успешного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebno_-_poznavatelnyh_motivov.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:  

Формирование учебно – познавательных мотивов - залог качества успешного обучения.

На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать.

Дейл Карнеги

Цели: исследование мотивов учебной деятельности учащихся для повышения качества успешного обучения.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.

Общий уровень мотивации зависит:

- от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

- от актуализации ситуативных факторов;

- от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Движущей силой человеческой деятельности, его поведения является потребность. Потребность — это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

При построении педагогического процесса следует учитывать факторы, которые оказывают влияние на формирование мотивации к учебной деятельности у учащихся:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебного процесса;
  • стиль педагогической деятельности учителя;
  • форма учебной деятельности (групповая, индивидуальная);
  • оценка результатов учебной деятельности учащегося или группы учащихся.

Причины отсутствия интереса к учению могут быть следующими:

  • пробелы в знаниях;
  • отсутствие приемов и навыков учебного труда;
  • нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры) с учителем, родителями, сверстниками;
  • активные внеучебные интересы;
  • несформированность у школьников отдельных сторон мотивации (преобладание узкопознавательных мотивов).

Можно выделить пять содержательных блоков мотивации:

  1. Личностный смысл учения. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи).

   Смысл включает в себя следующие моменты:

  • осознание ребенком объективной значимости учения;
  • понимание значимости учения лично для себя.
  1. Виды мотивов учения:

I - познавательные;

  - социальные; 

II - внутренние;

   - внешние;

 III - мотив достижения успеха;

      - мотив избежания неудач.

 (или вот эта)

3. Целеполагание. Наличие умения ставить цели является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.

4. Реализация мотива в поведении. Аспектами мотивации являются:

- реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка;

- степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности;

- освоение учебных предметов;

- выбор форм учебных заданий.

5. Эмоциональный компонент мотивации учения, т.е. эмоциональное отношение школьника к учению.

Хотелось бы сказать, что у меня в классе находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, хочу представить вам причины снижения мотивации, зависящие от ученика.

- низкий уровень знаний;

- несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приемов приобретения знаний;

- реже – несложившиеся отношения с классом;

- в еденичных случаях – задержка развития.

Но снижение мотивации зависит не только от ученика, но и от учителя так же, такие как:

  • Неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся;
  • Не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
  • Неумение строить отношения с учащимися и организовывать школьников друг с другом;
  • Особенности личности учителя (не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся)

Следовательно и появляются слабая успеваемость учащихся, и появляются слабоуспевающие ученики. Что ведет за собой школьную неуспеваемость, следовательно не выполнение ФГОС.

Основные группы слабоуспевающих учеников

Учитывая особенности слабоуспевающих учеников, можно условно разделить их на следующие группы.

  1. Гиперактивные - очень трудные дети, которые очень часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. У такого ребёнка нет тормозов, нет должного самоконтроля. всё это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью.

Гиперактивность - сочетание двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, аффективной возбудимости, нарушений концентрации внимания.

Как с этим бороться?

  1. Стараться индивидуализировать работу;
  2. Как можно чаще поощрять хорошее поведение и стараться игнорировать (по возможности) вызывающие поступки;
  3. На уроке до минимума ограничивать отвлекающие факторы;
  4. Выбрать для него оптимальное место (2 парта среднего ряда), по возможности, чтобы он сидел один;
  5. Распоряжения давать чётко, ясно, не более 10 слов.

Для таких детей рекомендуется проведение гимнастики для ног по нескольким причинам:

- новая возможность телесной самоорганизации влияет на развитие пространственной ориентации

- создание эффекта новизны.

2. Слабоуспевающие дети. При работе с ними, нужно учитывать следующее:

При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

Основные виды работы:

  • карточки для индивидуальной работы;
  • задания с выбором ответа;
  • деформированные задания;
  • перфокарты;
  • карточки – тренажеры;
  • творческие задания;
  • “карточки-с образцами решения”;
  • “разрезные” теоремы;
  • “карточки-информаторы”;
  • “карточки-конспекты”.

3.Учащиеся со слабым развитием мыслительной деятельности

Для этой группы слабоуспевающих (со слаборазвитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения.

Для того чтобы повысить успеваемость обучающихся, нужно в первую очередь замотивировать учащегося к обучению.

Важнейшими положительными мотивами к обучению являются:

  • мотив «саморазвития»: желание как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, повышать культурный уровень;
  • мотив «достижения»: желание получить хорошие результаты своей деятельности;
  • мотив «профессионально-жизненного самоопределения»: стремление достичь вершин в будущей профессии;
  • коммуникативный мотив: желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать;
  • эмоциональный мотив: желание получать положительные эмоции (радость, удовлетворение) от учения;
  • мотив «позиция»: гражданская ответственность за дело, чувство долга.

Способствует этому: современные образовательные технологии, используемые в процессе преподавания:

Игровые технологии;

Информаионные технологии;

Обучающие в сотрудничестве;

Личностно-ориентированные;

Проблемно-развивающие технологии обучения;

Технология модульного обучения;

Тестовые технологии.

Недостаточно работ учителя для получения желаемого результата. Так же большую роль в развитие ребенка играют его родители. Их влияние на мотивацию проходит через :

  • Для формирования положительных мотиваций к учению родителям можно опираться на следующие советы учителя.
  • Интересоваться делами, учёбой ребенка
  • Помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность
  • Объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доделал
  • Чаще хвалить детей за их поступки, тем самым давать стимул двигаться дальше.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Рекомендации учителю по формированию мотивационной сферы учащегося

  1. Грамотно планировать учебное занятие. Необходимо определить ключевые идеи темы, принципы, основные единицы. Для поддержания интереса необходимо привнести элемент неожиданности, возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
  2. Важно не допускать усложненности учебного материала, а также его упрощенности. Предлагаемая информация должна быть адаптирована под психофизиологические особенности и возрастные способности учащихся. Несоблюдение данной рекомендации часто приводит к перегрузке учащихся и снижению общего интереса к школьной деятельности. Помните, что поставленные учебные задачи не должны быть легкими, они должны вызывать определенные трудности. Это поможет осознать ощущение вложенного труда и способность к преодолению препятствий. Однако чрезмерно трудные задачи будут вызывать отрицательные переживания неуспеха.
  3. Необходимо делать акцент учащихся на положительных результатах в работе. Даже незначительное улучшение в качестве выполняемых задач следует поощрять, тем самым, вы даете стимул к дальнейшему стремлению и усердию в учебной деятельности. Однако не стоит захваливать школьников, так как этим вы обесцените ценность похвалы.
  4. Предоставляйте учащимся возможность решения, поставленных учебных задач самостоятельно. Задачи должны быть интересными и захватывающими.
  5. Активно привлекайте школьников к обсуждениям различных вопросов. Организуйте дискуссии, обсуждения, споры, познавательные игры и др. Однако не забывайте об адекватной оценке происходящей ситуации.
  6. Оценивайте не только итог работы, а также пути и способы ее решения. Это будет способствовать удовлетворению ученика учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях.
  7. Включайте школьников в процесс оценивания, что будет формировать самоконтроль и поможет повысить интерес к выполняемой деятельности.
  8. Учитель при формировании мотивации может активно использовать воспитательную роль классного коллектива, но не стоит перебарщивать с элементом соперничества, так как столкновение с неудачами снижает познавательную активность.
  9. Для эффективного процесса формирования и развития учебной мотивации необходимо поддерживать позитивную психологическую атмосферу в классе, в малых группах (учитель-ученик, ученик-ученик).
  10. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к уже имеющимся взаимоотношениям в этой группе. При наличии конфликтов среди участников, необходимо их своевременное разрешение, так как это может повлиять на общее психоэмоциональное состояние как одного учащегося, так и всего класса и привести к снижению учебной активности.
  11. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором. Педагог должен лишь направлять учеников и контролировать процесс выполнения поставленных задач, а не выполнять задания за школьников.

Рекомендации для родителей по формированию и развитию учебной мотивации

  1. Проявляйте интерес к школьной жизни ребенка: необходимо, чтобы он чувствовал вашу причастность к его делам.
  2. При необходимости оказывайте помощь в выполнении домашних заданий, но не стоит выполнять задания за ребенка. Ваша задача лишь направлять и координировать работу школьника.
  3. Активно включайтесь в познавательные виды деятельности вместе с ребенком, которые не относятся к школьной деятельности. Вместе читайте сказки по ролям, собирайте конструкторы, рисуйте.
  4. Адекватно оценивайте возможности вашего ребенка, не сравнивайте его с другими детьми. Предъявляйте требования исходя из возможностей, а не желаний.
  5. Показывайте ребенку, что вы тоже постоянно в поиске новых знаний. Своим примером ориентируйте его на стремление к учению.
  6. Не перегружайте ребенка сложными заданиями. Необходимо начинать с простых, понятных, легко выполнимых действий и постепенно усложнять нагрузку. Помните, что нельзя перегружать ребенка большим объемом заданий – ребенок потеряет интерес.
  7. Помогайте ребенку во всех начинаниях. Не упрекайте и не ругайте, если что-то не получается. Пошагово объясните, что он делает не так, как нужно и что делать, чтобы в следующий раз такого не получилось.
  8. Привносите в выполнение уроков разнообразие и новизну (новые карандаши для рисования, новая настольная лампа, интересная книжка и т.д.).
  9. Создайте ребенку уютный и комфортный уголок для занятий. Дайте ему возможность обустроить все самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....

Особенности педагогической деятельности учебно - познавательных мотивов младших школьников

Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко.  Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной псих...

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения

Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, по...

статья Формирование учебной самостоятельности как залог успешного обучения в школе.

Учебная самостоятельнсть как залог успешного обучения в школе...

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат м...