Информационный час " Конституция - основной закон государства"
классный час (3 класс)

Светлана Петровна Будз

Цели:

-дать первоначальные правовые знания;

- сформировать понятия «закон, порядок, права, обязанности»;

-познакомить с основным законом - с Конституцией РК;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах и обязанностях школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности;

-воспитание чувства гордости за свою страну;

-развитие интереса к истории России;

- расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konst_rk.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Информационный час «Конституция – основной закон государства»

                            Классный руководитель 3-Б класса Будз С.П.

Цели:

-дать первоначальные правовые знания;

- сформировать понятия «закон, порядок, права, обязанности»;

-познакомить с основным законом - с Конституцией РК;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах и обязанностях школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности;

-воспитание чувства гордости за свою страну;

-развитие интереса к истории России;

- расширение кругозора.

 Оборудование: фонограммы песен о Родине, презентация « 11 апреля – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ», презентация «Путешествие по стране Правознайке», Конституция РК, гимн Крыма,  клубок шерстяных ниток, 3 листа с надписями прав, листы с надписями «Законы класса».

                               Ход мероприятия.

 (Играет  музыка «Песня о Родине»)

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек».

- Что для человека ценней всего? (Учитель достает клубок шерстяных ниток)

- Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь».

- Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново (передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

- Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

- Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция)

(Выступают приглашённые.  Презентация 1.)

Мы живем в одном из живописнейших мест нашей планеты. Крым имеет интересную историю, уводящую в глубину веков…

На территории Крыма рождались и умирали целые цивилизации, возникали и исчезали государства, имеющие свои законы. Современный Крым – демократическое государство, которое тоже имеет свои законы и государственные символы.  

Давайте вспомним, какие государственные символы мы знаем.

Герб представляет собой в червлёном варяжском щите обращённого влево серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружён двумя белыми колоннами, соединёнными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве».

Грифон используется в эмблематике Северного Причерноморья с древних времён — в частности, он был эмблемой древних греческих городов-колоний Херсонеса и Пантикапея. Червлёный цвет щита напоминает о героической и драматичной судьбе жителей полуострова, а форма щита («варяжская») символизирует древний путь «из варяг в греки». Жемчужина подчёркивает уникальность Крыма. Колонны напоминают о древних цивилизациях на его территории. Солнце символизирует возрождение и расцвет.

Грифон – это существо, пришедшее из мифов Древней Греции, который является хранителем земли и воздуха, символом мужества и единства.

На гербе Грифон изображен с раскрытой ракушкой, в которой голубая жемчужина и стоит он между двумя колоннами, а на заднем плане восходящее солнце. Жемчужина – это и есть Крым, неимоверной красоты уголок планеты, Грифон в свою очередь является хранителем этого уголка природы, хранителем его уникальности и неповторимости, объединяющий в себе честь, мужество и отвагу.

Колонны несут тоже свой смысл – они являются символом античности, напоминают о том, что в Крыму проживало множество античных населений, дух которых царствует здесь сегодня. История Крыма началась множество тысячелетий назад до нашей эры, скифы, греки поднимали Крым в свое время.

Восходящее солнце – это в первую очередь символ процветания. Так же солнце является символом тепла и света на полуострове.

Снизу герб охватывает лента сине-бело-красной расцветки с надписью: «Процветание в единстве». Красный цвет – характеризует трагичность Крыма и его героическую историю, ведь немало событий, изменивших жизнь сегодня, произошло на крымской земле. Белый цвет – символизирует единство всех наций и народов, проживающих на крымской территории, Крым многонациональная Республика. Белый цвет объединяет их в одну сильную державу, так же белый цвет – символ современности Крыма. Синяя лента – символ будущего, несет в себе нотки будущего благосостояния Крымского полуострова.

Флаг Крыма

Современный флаг Крыма своим цветовым сочетанием очень похож на национальный флаг России. Знамя полуострова представляет собой полотнище с горизонтальными полосами синего, белого и красного цветов. При этом, средняя полоса флага занимает 2/3 общей его площади, а верхняя и нижняя – по 1/6.

По замыслу создателей флага, его цвета означают исторические времена Крыма: синий – это светлое будущее, белый – настоящая действительность, красный - трагическое и вместе с тем, героическое прошлое полуострова.

Гимн Крыма

Государственный гимн – торжественное музыкальное или музыкально-поэтическое произведение, исполняемое при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях.

Композитор — АлемдарКараманов, автор текста — Ольга Голубева.

Ребята, а знаете ли вы как нужно себя вести, когда играет гимн? Во время его исполнения принято вставать и обнажать голову.▼

Государственная власть в Республике Крым осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительную власть в Крыму осуществляет Совет Министров Республики Крым.

Возглавляет Совет Министров председатель Совета Министров, по совместительству Глава Республики Крым. Кто-нибудь из вас знает, кто является Главой Республики Крым? (Сергей Аксенов).

В состав Совета Министров входят председатель (Сергей Аксенов), 8 заместителей председателя и 21 Министр Правительства Республики Крым.

Давайте попробуем назвать министерства, которые возглавляют все эти министры (здравоохранения, образования, культуры, сельского хозяйства, труда и социальной защиты, транспорта и другие).

Законодательную власть представляет Государственный Совет Республики Крым.

А возглавляет его председатель Государственного Совета. Кто-нибудь знает, кто является председателем Госсовета? (Владимир Константинов).

Депутатский корпус Государственного Совета состоит из 75 депутатов.

Конституция Республики Крым — основной закон Республики. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года.

Что же означает это слово, Конституция? С латинского переводится, как устройство нашего государства. Это основной закон, имеющий высшую юридическую силу. Ни один закон, принятый Государственным Советом не может противоречить главном закону – Конституции.

Определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Состоит этот документ, как и Конституция Российской Федерации из Преамбулы и 10 глав. Всего в Конституции 95 статей.

Согласно статье 3 наивысшей ценностью являются человек, его права и свободы.

В статье 5 указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются на территории Крыма как основа жизни и деятельности народов.

В статье 10 указано, что государственными языками на территории Крыма являются русский, украинский и крымско-татарский.

Глава 2 гласит, что каждый гражданин имеет право на равенство, жизнь, свободу, неприкосновенность жилища, свободу вероисповедания, труд, отдых, охрану здоровья, образование…

Но как вы уже знаете, помимо прав у нас есть и обязанности, и в этой же главе указано, что каждый гражданин обязан соблюдать законы, платить налоги, сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, беречь памятники культуры.

А теперь давайте поиграем, найдем в сетке с буквами слова, которые имеют отношение к сегодняшней теме. Тут можно найти 8 слов.

Конституция

Флаг

Герб

Республика

Гимн

Право

Крым

Человек

Продолжим путешествия по стране Правознайке ( Презентация 2)

Первый тур  «Права в сказках».  Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы учащимся:

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга.)

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность? («Три поросенка», «Дюймовочка» и др.)

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка».)

6. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш. Перро).

7.  Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

8. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

 (На доске три листа с надписями:

• Право на бесплатное образование.

• Право на свободный труд, защиту от безработицы.

• Право на неприкосновенность жилища.)

Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка. Чтобы узнать их названия, надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (Дети указывают на третий лист.)

2) Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ на втором листе.)

3) Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (Ответ на первом листе.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...»

- Какие же права есть у вас, школьников? (Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.)

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Дети отвечают.)

- Правильно, обязанность уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами, ходить опрятными, выполнять устав школы.

Принятие законов жизни класса.

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.

Составление ЗАКОНОВ КЛАССА (Работа в группах) Затем каждая группа выступает. При необходимости дополняю ещё законы:

1. Закон правды.

Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.

2. Закон добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

4. Закон милосердия.

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

5. Закон уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!

6. Закон чести.

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Второй  тур «Логические цепочки»
1.Какое из этих слов не является названием флага? 
штандарт стяг знамя древко (древко) (картинки с данными названиями)
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, к верхушке привязывали пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.
Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты родной земли, села или городка. Позже стяги стали делать из ткани.
Знамя - флаг, на котором вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» («священные знаки») (показ) 
Штандарт- флаг Президента России. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Впервые бело-сине- красный флаг появился при царе Петре 1 более 300 лет назад.
Герб с двуглавым орлом появился гораздо раньше, более 500 лет назад при царе Иване 3. Это изображение уходит корнями в дохристианскую эпоху славян. Двуглавый орёл встречается в русских вышивках, но не как символ власти, а как солнечная колесница, запряжённая парой орлов, днём везущих по небу солнце. (показ)
2. Какое из этих слов не является символом власти?
Меч скипетр держава корона (меч) (картинка «Символы власти)

3 тур «Вибирай-ка!»

Выбери правильный ответ.

1.Я живу в Китае, в России, в Америке.

2.Президент страны: Путин В.В.,  Константинов В.А., Аксёнов С.В.

3. Столица России: Москва, Париж, Симферополь.

4.В Конституции записаны стихи, сказки, законы.

5.День Конституции Крыма - 9 мая, 11 апреля, 23 февраля.

Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции Крыма, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.
 А закончим  урок игрой «Да! Нет!»

- Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

- Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

- А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

Чтение стихотворений детьми.

   

1. Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

2. Учеба - очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

3.К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

4. Мы знаем о законах мало,

Не больше всех иных,

Но знаем: делать нужно то,

Что благо для других.

5. Человеку много нужно.

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно поле.

6. Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

7. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете.

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Рефлексия

- Закончите предложение.

Мне показалось важным …

Я понял, что …

Я почувствовал, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

"Конституция – основной закон государства"

Открытый классный час посвящён 20-ти летию принятия Конституции Российской Федерации....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония".

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Конституция - основной закон государства". 2 класс, УМК "Гармония"....

Внеклассное мероприятие на тему "Конституция- Основной закон государства"

Рассказать для чего люди придумали конституцию, для чего она нужна, воспитывать чувства гордости за свою Родину...

"Конституция - основной закон государства"

Цель: воспитание чувства гордости за свою страну;            знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями....

Классный час «Конституция – основной закон государства ».

Классный час «Конституция – основной закон государства »....