Занятие по внеурочной деятельности на тему: «Весенние подвижные игры»
план-конспект занятия (3 класс)

Цель занятия: ознакомление с  календарными  играми древней Руси. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe-meropriyatie-vneurochnoy-deyatelnosti.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 586 Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

3 класс

Занятие по внеурочной деятельности

на тему:

«Весенние подвижные игры»

Составила и провела:

воспитатель группы продленного дня

Голубинова Наталья Владимировна

Тема занятия: Весенние подвижные игры

Цель занятия: ознакомление с  календарными  играми древней Руси.

Задачи:

- формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны;

- создавать  эмоционально  положительную  основу  для развития патриотических чувств;

- познакомить с новой игрой «Ручейки и озёра».

Оборудование:  толковые словари Ожегова, кегли, раздаточный материал (ребусы, анаграммы), колокольчик, повязки.

Место проведения: спортивный зал  

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• развитие навыков сотрудничества в группе, организации со сверстниками подвижных игр и элементарных соревнований, осуществления объективного судейства;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Предметные результаты:

• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

(подвижные игры и т.д.);

Виды деятельности на занятии:

- беседа об истории старинных русских игр;

 - разгадывание ребусов, анаграмм, для определения названия игры;

- самостоятельное изучение правил новой игры (работа с деформированным текстом);

- работа с толковым словарём;

- игры.

Ход занятия

1. Объявление темы занятия.

Ведущий 1: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Давно мы вас поджидаем,

Урок без вас не начинаем,

Я смотрю на ваши лица, хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной дружной и приветливой семье!

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно?

Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ведущий 2:Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Хоть и более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним добрые обычаи, вспомним нашу старину!

Учитель: Русские народные игры имеют многовековую историю, они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В каждое время года развлечения были разными.

Сегодня речь пойдёт о весенних играх.

2. Разминка

*Игра в общем кругу «Полено»

- Что такое полено?

(Отпиленный и расколотый кусок дерева для топки печей.)

В игре нужно проявить ловкость, сноровку.

На площадке в виде звездочки ставятся 5 кеглей. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. По сигналу они стараются затянуть соседа к середине так, чтобы он ногой сбил полено. Сделавший это, также как и расцепившие руки, выходят из игры, которая продолжается до тех пор, пока не выявится единоличный победитель.

************************************************************************

3. Повторение изученных игр.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история нашего народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.

 Вспомним некоторые из них.

*Хороводная русская игра «Идёт матушка Весна»

- Что такое хоровод?

(Хоровод – это самый распространённый, самый древний вид русского танца, обычно состоящий из кругового движения с пением и плясками, который прославлял солнце. Он является важным элементом нашей национальной культуры.)

Учитель сообщает правила игры:

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идёт матушка Весна!

Первым март прошёл,

Всех детей провёл!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

С последним словом «ворота» опускают руки и ловят тех детей, которые оказались в это время перед «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

***********************************************************************

Учитель: (Задание группам)

Разгадайте название следующей игры, вычеркнув в шифре повторяющиеся буквы.

СФГШОАРФЕСАЛШКИ

* Игра «Горелки» 

Цель: развивать у детей выдержку, внимание к слову. Упражнять в быстром беге.

Образуйте к имени существительному ГОРЕЛКИ однокоренное слово, обозначающее водящего в этой игре.

ГОРЕЛЬЩИК

Выберем горельщика с помощью считалочки.

СЧИТАЛОЧКА

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела — нам велела.

А мы шишки  не едим,

Таре-Маре отдадим!

Правила игры: Разновидностей этой игры много. Мы будем следовать таким правилам:

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки. «Горельщик» с платочком становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, лицом к  игрокам. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

По окончании песенки, последняя пара бежит к ведущему с разных сторон. Дети выхватывают из  рук «горельщика» платочек.  Водит игрок добывший платочек.

************************************************************************

* Игра с Солнцем.

Расшифруйте название следующей игры:   МЕЦНЛОССАРГИ

СЧИТАЛОЧКА

Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три –

Это верно будешь ты.        

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

************************************************************************

4. Изучение новой игры.

Учитель: Русский народ всегда трепетно относился к природе, прославлял её, в том числе и в играх. Сегодня разучим новую игру “Ручейки и озёра”.

* Проводится подвижная игра “Ручейки и озера”.

1. Работа со словарём

Первая группа найдёт в толковом  словаре Ожегова слово «Озеро»

- Озеро - Замкнутый в берегах большой естественный водоём.

Изобразите этот природный объект

Вторая группа найдёт в толковом  словаре Ожегова слово «Ручей»

Ручей - Водный поток, текущий струёй.

Изобразите этот природный объект

2. Сейчас вам предстоит изучить правила новой игры «Ручейки и озёра». Для этого предложения нужно расположить по-порядку.

Дети стоят в двух-трёх колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.

На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Дополнительные Правила игры:

1. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.

2. Строиться в круг можно только по сигналу ведущей.

************************************************************************

* Игра  «КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Учитель: Разгадайте название игры ваших сверстников прошлых столетий.

Ключ к разгадке

Ч

К

Ь

О

Л

И

К

О

Л

О

К

О

Л

Ь

Ч

И

К

И

- Что такое колокольчик?

- Колокольчик

1. Звонок в форме маленького колокола.

2. Ударный музыкальный инструмент набор металлических пластинок, звук из которых извлекается ударами деревянных молоточков или при помощи механического устройства.

3. Травянистое растение с лиловыми или тёмно-голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола.

- У этой игры есть другое название: «Бубенцы». В чём отличие от колокольчика?

- Бубенцы

- Полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Бубенцы под дугой.

Жмурки «Жмурки» — старинная игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей.

Цель игры как можно дольше убегать от «Жмурки»

развивает смелость, координацию движений, чувство пространства,

 Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

 Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

 После этих слов водящий с завязанными глазами должен по звуку колокольчика поймать игрока. Когда участник с колокольчиком пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

************************************************************************

6. Рефлексия

Подведение итога:

Ведущий:

- Какая игра вас больше заинтересовала?

- Можно ли игру назвать устным народным творчеством? Почему?

- В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Почему?

(Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.)

- Как вы объясните народную мудрость:

В игре и в дороге узнают людей.

Оцените свою работу:

1. Поднимите руку для кого занятие было увлекательным.

2. Кто узнал на сегодняшнем занятии что-то новое?

Источники

1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. http://tolkslovar.ru/h1924.html 

3. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. - Издательство: Атемп, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность для начальной школы "Подвижные игры"

Внеурочная деятельность  для начальной школы "Подвижные игры", Пояснительная записка, планирование...

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-4 КЛАССОВ «Подвижные игры»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...

Внеурочная деятельность по физической культуре "Подвижные игры"

Внеурочная деятельность "Подвижные игры" 3-4 класс по физической культуре....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»...