Тема: Педагогические условия воспитания ответственного поведения младших школьников.
статья

Витязева Марина Владимировна

В статье дается характеристика понятию «ответственное поведение». Дается характеристика педагогическим условиям, при которых воспитание ответственного поведения будет проходить успешно. Рассматривается специфика деятельности социального педагога по воспитанию ответственного поведения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО: Витязева Марина Владимировна

Ученая степень, должность, организация, город: Воспитатель первой категории, интерната семейного типа, муниципального общеобразовательного учреждения с. Белоярск ЯНАО.

Личный электронный адрес автора: vityazewa.mary@yandex.ru

Тема: Педагогические условия воспитания ответственного поведения младших школьников.

Аннотация: В статье дается характеристика понятию «ответственное поведение». Дается характеристика педагогическим условиям, при которых воспитание ответственного поведения будет проходить успешно. Рассматривается специфика деятельности социального педагога по воспитанию ответственного поведения младших школьников.

Ключевые слова: ответственное поведение, социальный педагог, младшие школьники, воспитание ответственного поведения.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года делается особый акцент на проблему воспитания личности как самостоятельной, целеустремлённой, активной, образованной, ответственной личности, способной нести ответственность за свои поступки и решения.

Проблема формирования ответственного поведения не ненова в психолого-педагогических исследованиях. Содержание и структура ответственного поведения раскрывается в работах таких авторов как: С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, К. Муздыбаев, Э.М. Рудковский, Г. Л. Тульчинский и др. Теоретические основы проблемы социальной ответственности рассматривались в работах: И.С. Кон, В.С. Кузнецовой, В.С. Морозовой, А.В. Мудрика и др. Ответственность как качество личности рассматривали в своих трудах: Л.И. Борисова, Ж.Е. Заводская, К.Е. Климова, И.Г. Шендрик  и др.

Слово «ответственность» в современном словаре русского языка определяется как ««возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» [6 стр. 345].

Ответственное поведение определяется как «поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом» [6].

Ответственное поведение предполагает намеренное выполнение конкретных обязательств, включающих социальные отношения и взаимодействия с семьей, с группой сверстников и т.д. на основе общепринятых норм и правил, а также готовность нести ответственность за свои поступки и действия перед обществом и самим собой [1].

Формирование ответственного поведение начинаться в дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном. Особую актуальность формирование ответственного поведения приобретает в момент поступления ребенка в школу. Начало школьного обучения предполагает коренную перестройку привычного образа жизни ребенка [3].

К ребенку-школьнику предъявляется ряд требований: он теперь обязан посещать занятия, выполнять требования учителя, на уроках выполнять задания, предусмотренные школьной программой, следовать школьным правилам и т.д. Но так как в младшем школьном возрасте волевые качества личности школьника сформированы еще недостаточно, то некоторые учащиеся не могут подчинить свое поведение предъявляемым требованиям.

Для формирования ответственного поведения младших школьников необходимы определенные педагогические условия, которые будут способствовать эффективности данного процесса.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу нами были выделены следующие педагогические условия:

1. Формирование положительной мотивации к формированию ответственного поведения младших школьников в учебной деятельности. С приходом ребенка в школу он занимает новую социальную позицию – он школьник. Ведущая деятель сменяется с игры на обучение, поэтому у ребенка изменяются мотивы поведения. Но отметим, что игра по-прежнему занимает важное место в жизни ребенка хоть и не главную [2].

Наиболее значимы, для младшего школьника, такие социальные мотивы как мотивы самоопределения (после школы найти хорошую работу) и мотивы самосовершенствования (стать культурно развитым).

Младших школьник осознает общественную значимость обучения, что способствует формированию личной готовности к школе. Данные мотивы являются результатом социальных влияний (семья, школа).

В первые дни обучения в школе данная обстановка определяет положительное отношение детей к деятельности создает благоприятные условия для начала обучения ребенка. Но отметим, что первоначально такие мотивы как долг и ответственность, младшим школьником не осознаются, хотя задания и требования учителя выполняются. Учитель должен формировать ответственное отношение к учению, которое младший школьник должен проявлять в умении сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам [2].

Так же могут быть использованы узколичные мотивы, например, мотивы благополучия – стремление получать высокие оценки либо похвалу со стороны родителей или учителей, или, например, мотивы престижные – занимать определённое место в классе, заработать определенный авторитет среди сверстников.

2. Взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учитель-ученик-семья-социальный педагог), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности формирования ответственного поведения.

В формировании ответственного поведения у младших школьников большая роль отводиться семье, предназначение которой традиционно связывается с созданием оптимальных условий для его воспитания.  Семья дает ребенку первое представление о нормах поведения, нормах морали, об ответственном поведении. Влияние семьи бывает положительное и отрицательное.

Кроме того, как отмечает В.С. Мухина, в сфере «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-родители» возникают новые отношения «ребёнок-учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. Учитель с большей определенностью, чем в семье, предъявляет ребёнку нормативные требования [5].

 В семье ребёнку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения, тогда как учитель, предъявляя требования к ребёнку и оценивая его поведение, создаёт условия для социализации поведения ребёнка, приведения его к стандартизации в системе обязанностей и прав. «Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье».

Для успешной реализации «Федеральных образовательных государственных стандартов» нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» оговорено, что «родители должны сотрудничать со школой. Взаимодействие родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия» [7]. Семья и школа должны тесно взаимодействовать. Взаимодействуя между собой родители и педагогический коллектив школы смогут решить такие проблемы как: мотивация к обучению, выбор программы обучения, а та же смогут выявить причины отставания, смогут предупредить проявление дезадаптации. Важно правильно подобрать формы, методы и средства взаимодействия родителей и школы, чтобы добиться желаемого результата.

3. Использование внеурочной деятельности для достижения необходимых результатов в формировании ответственного поведения. Во внеурочной деятельности ребенок самостоятельно и свободно выбирает деятельность, которая способствует удовлетворению его интересов, что способствует его самореализации и социализации. Активное использование внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками расширяет область воспитательно-образовательных возможностей школы и самих школьников.

Внеурочная деятельность способствует установлению благоприятных взаимоотношений между учащимися и учащимися и педагогами [4].

В заключении отметим, что формирование ответственного поведения у учащихся младших школьников проходит в различных видах деятельности при соблюдении определенных педагогических условиях, а также при правильном руководстве этой деятельностью социальным педагогом и использованием разнообразных форм, методов и средств воздействия.

Работу по формированию ответственного поведения младших школьников должен направлять и контролировать социальный педагог. Социальный педагог проводит работу:

  • С учащимися, направленную на формирование ответственного поведения;
  • С родителями, направленную на формирование знаний о воспитании ответственного поведения детей;
  • С педагогами, направленную на формирование знаний о средствах и методах воспитания ответственного поведения у учащихся, а также о средствах и методах работы с родителями учащихся по проблеме воспитания ответственного поведения детей.

Стоить отметить, что при работе социальному педагогу требуется особое внимание уделять взаимодействию как со всеми субъектами, так и субъектов друг с другом.

 В ходе работы социальный педагог разрабатывает программу, направленную на формирование ответственного поведения младших школьников.

В данной программе прописываются методы диагностики сформированности ответственного поведения детей, средства и методы работы с детьми направленные на формирование ответственного поведения, средства и методы работы с родителями детей направленные на формирование знаний о воспитании ответственного поведения, средства и методы работы с педагогами направленные на формирование знаний о средствах и методах воспитания ответственного поведения у учащихся, а также о средствах и методах работы с родителями учащихся по проблеме воспитания ответственного поведения детей.

Программа реализуется на практике в определенные социальным педагогом сроки. По окончанию работы социальный педагог проводит повторную диагностику сформированности ответственного поведения у младших школьников и на основе полученных результатов делает вывод о дальнейшей работе в этом направлении.

Таким образом, целенаправленная социально-педагогическая деятельность социального педагога с соблюдением выделенных нами условий способствует формированию у детей младшего школьного возраста ответственного поведения.

Список источников:

  1. Борцова, М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: Монография. – Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2007. – 125 с.
  2. Косолапова, Л.А. Формирование ответственного отношения подростков к учению в целостном учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. Режим доступа:

 http://ro-kirillova.ru/attachments/article/44/tekhnologiya-razvivayushchego-obucheniya-sbornik-nauchnykh-trudov.pdf.

  1. Курышова, Л.А., Селиванова Е. А. Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей на примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска» [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 866–870.  Режим доступа: http://e-koncept.
  2. Марчук, Н.Ю., Пестова, И. В., Дильмиева, Т. Р. Методические материалы по вопросам формирования навыков ответственного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
  3. Муздыбаев, К. Психология ответственности / ред. В. Е. Семенова. - Л.: Наука, 2010. – 248 с.
  4. Словарь русского языка в 4-х томах / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Просвещение. – 1999. – 696 с.
  5. Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."

Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...

Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:эт...

Программа по формированию ответственного поведения младших школьников

Пояснительная запискаФормирование ответственного поведения является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предпо­лагает развитие таких качеств как обязат...

«Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Ответственность в психологической литературе - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Гол...

Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Введение                       Ответственность в психологической литературе - волевое каче...