Классный час "В семейном кругу мы с вами растём".
классный час (4 класс)

Евсеенко Светлана Валерьевна

Классный час проводится в форме Мастерской ценностных ориентаций "В семейном кругу мы с вами растём"

(с приглашением родителей)

Класс: 4

Цель: Создать условия для формирования у учащихся. ценностного отношения к семье.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятия «семья».
  2. Познакомить ребят с семейными традициями и ценностями на Руси, народа коми и немцев.
  3. Формировать у детей уважительное отношение к своим родителям, родным.
  4. Содействовать сплочению коллектива учащихся и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._v_semeynom_krugu_my_s_vami_rastyom.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская ценностных ориентаций "В семейном кругу мы с вами растём"

(с приглашением родителей)

Цель: Создать условия для формирования у учащихся. ценностного отношения к семье.

Задачи: 

  1. Раскрыть значение понятия «семья».
  2. Познакомить ребят с семейными традициями и ценностями на Руси, народа коми и немцев.
  3. Формировать у детей уважительное отношение к своим родителям, родным.
  4. Содействовать сплочению коллектива учащихся и родителей.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

  • Формируем умения определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные УУД:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
  •  Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем текстах.

Коммуникативные УУД:

  • Формируем умение слушать и понимать речь других.
  • Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
  • Высказывать своё отношение к героям прочитанных текстов, к их поступкам.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point,

 изобразительная наглядность (лепестки ромашки), листы со списком слов, характеризующих семью (Приложение 1.), листы, с концовкой пословиц о "труде" (Приложение 2.), легенда (Приложение 3.), клубок ниток.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята у нас сегодня с вами гости. Давайте поприветствуем их своими улыбками. Спасибо. А также у нас в гостях и родители.

Давайте тоже поприветствуем друг друга. Когда я скажу: «Дорогие, ребята!» - все мальчики и девочки крикнут «Салют!» и помашут одной рукой, когда произнесу: «Дорогие, родители!», все родители улыбнутся, крикнут «Привет!» и помашут двумя руками.

2. Определение темы и задач.

- Мы поприветствовали друг друга и готовы поговорить сегодня на одну очень важную тему.

Наш с вами разговор я хочу начать со сказки, которая поможет определить тему классного часа. (Показ слайдов презентации 1-3)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала и вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом!  А ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было очень интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?»- спросила Луна.

 «Да, - ответила Звёздочка.

- Однажды я спросила странника, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза его светились от счастья и радости.

- Чему ты радуешься, странник?  - спросила я и он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагаю вперёд, преодолевая все преграды, потому что знаю: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

- Ваши впечатления о прослушанном?

- О чем пойдёт сегодня наш разговор? (Ответы детей.)

- Как вы думаете нужно ли говорить о семье? (Наводящими вопросами подвести детей к формулировке следующих задач: чтобы знать, что такое семья, зачем нужна семья, какой должна быть семья, определить, что является главным, важным для семьи. Сформулированные задачи в виде вопросов выносятся на доску в виде плана.)

Всё верно:

В семейном кругу мы с вами растём!

 Основа основ – родительский дом!

 В семейном кругу все корни твои!

 И в жизнь ты выходишь из семьи! (на доске открывается тема: "В семейном кругу мы с вами растём")

- Сегодня мы должны будем найти ответы на вопросы, которые у нас возникли на тему семья и помочь распуститься прекрасному цветку символу праздника - Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии) - ромашке. Он празднуется 8 июля.

4.Самоконструкция:

-Что же такое семья? Что вы вспоминаете, представляете, когда слышите или произносите это слово? (ответы детей).

- Словарь С.И. Ожегова даёт такое определение этого слова: 1. Объединение (союз) людей, сплочённых общими интересами. 2.Группа живущих вместе близких родственников.

(Слайд 4.)

 На какой вопрос мы нашли сейчас ответ? (На самый первый вопрос нашего плана. Что такое семья?)

5. Социоконструкция:

Работа в группах ( родители и дети)

- Сейчас в группах вы прочитаете легенду и попробуете ответить на вопрос: Какую главную мысль она несёт?

Легенда:  В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание”.

- Какова главная мысль этой легенды? (Очень важно, когда в семье есть понимание. Тогда ссор и обид становится меньше, а в семье царит мир, лад, согласие.)

- И на нашем росточке появляется первый лепесток ПОНИМАНИЕ

Игра "Пойми меня"

- Предлагаю поиграть в игру "Пойми меня" С помощью мимики и пантомимики нужно изобразить предложенное действие, а задача остальных догадаться куда приглашает товарищ.

- Наши родители справились с заданием. Они прекрасно поняли своих детей.

- Продолжим наш разговор. На партах у вас лежат розовые листочки. Выберите 3 слова из предложенного списка, которые на ваш взгляд делают семью счастливой и обоснуйте свой выбор. (Листочки со словами лежат на столах у каждой группы).

- Давайте попробуем составить словесный портрет счастливой семьи.

Слова: Недоверие, забота, вредные привычки, поддержка, уют, уважение, обида, любовь, непонимание.

- А всегда ли в семье всё хорошо и гладко? Выберите из списка слова, которые приносят раздор в семью.

- Как вы думаете от чего или от кого зависит счастье семьи? (От нас самих, от наших дел и поступков...)

- Итак, мы прикрепляем к нашему ростку новые лепестки – ЛЮБОВЬ, ЗАБОТА, ПОДДЕРЖКА...

- Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «В гостях хорошо, а дома лучше». (Слайд 5.)

- А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. К сожалению, они рассыпались на части. Вы должны их правильно собрать. (Слайд 6.)

6. "Собери пословицу" Работа в группе.

Без хорошего труда (нет плода).

Была б лишь охота - (наладится каждая работа).

Маленькое дело (лучше большого безделья).

За много дел не берись, (а в одном отличись).

Без работы день (годом кажется).

Птицу узнают в полете, (а человека в работе).

- Молодцы! О чем эти пословицы? (Ответы детей.) 

- Правильно, о труде. Как вы думаете, приносит ли трудолюбие, счастье в семью? (Рассуждения ребят, родителей). 

- И у нас появляется лепесточек ТРУДОЛЮБИЕ.

- В больших крестьянских семьях на Руси существовал обычай менять обязанности членов семьи через неделю: один пас скот, другой молол муку и т.д., через неделю менялись. Возникла даже поговорка, значение которой со временем кардинально изменилось. Какая?

(«Мели, Емеля, твоя неделя!». Сейчас так говорят о пустом болтуне.)

- Помогаете ли вы своим членам семьи? (Рассказы детей)

7. Игра "Штанга - мимо - гол!"

- А теперь давайте немного отдохнём и поиграем. Согласны? Когда я подниму правую руку – родители кричат «ШТАНГА!», когда я подниму левую руку – ребята также дружно прокричат "МИМО!", а когда я подниму обе руки, все крикнут «ГОЛ!!!» Молодцы!

- В каких играх забивают в ворота гол? Правильно, это спортивные игры. А вы занимаетесь спортом? Значит, вы хотите быть здоровыми, вы несете в свою семью здоровье. Ведь не даром говорят: «В здоровом теле, здоровый дух». (Проводится музыкальная физминутка)

И вот вырос лепесток ЗДОРОВЬЕ

8. Семейные традиции. Работа в группах.

- Немалую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение.

- Поработайте с дополнительной информацией, узнайте о семейных традициях.

 (Приложение 4)

- О семейных традициях каких народов вы узнали?

- Все семьи разные и семейные традиции тоже. А в ваших семьях есть эти традиции? Расскажите нам о них. (Дети и родители рассказывают о традициях в их семьях) 

- А на нашем цветке появился новый лепесток – ТРАДИЦИИ.

9. "Родительский совет"

- Ребята, ваши родители стараются, чтобы в доме было хорошо, тепло и уютно. Но бывает порой мы часто не слышим своих родителей, пренебрегаем их советами. Непонимание приносит разлад в семью. Сегодня родители пришли сказать вам что- то очень важное, давайте дадим им слово. (родители дают советы детям)

- Ребята, для чего родители дают вам добрые советы? Родители любят вас и хотят, чтобы вы выросли хорошими людьми, как можно меньше делали ошибок в жизни. Прислушивайтесь к их советам, на оставляйте их просьбы без внимания. Помните, что было написано на листе старцем в легенде - ПОНИМАНИЕ .

10. Обобщение:

Итак, на нашем цветочке появились лепестки, которые говорят нам о том, что для семьи является главным. Семья будет счастлива если в ней будет: ЛЮБОВЬ, ПОДДЕРЖКА, УЮТ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТРАДИЦИИ, ЗДОРОВЬЕ, ПОНИМАНИЕ. Но я хочу поместить и пустые лепесточки. Ребята, какими словами, выражающими счастливую семью, можно их заполнить? (Ответы детей.) А еще, узнайте об этом у ваших родителей, ведь количество лепестков этого цветка у каждой семьи будет разное, потому что все семьи разные, все семьи счастливы по-своему.

- На какие ещё вопросы из нашего плана занятия мы нашли ответы? (Что является главным, важным для семьи. Семейные ценности)

-Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы попросили для своей семьи?

11. Рефлексия.

- Сегодня мы говорили с вами о семье.

- У нас остался один вопрос, на который мы не дали ответа: зачем нужна человеку семья? У кого есть ответ на этот вопрос, поделитесь своими мыслями. (Ответы детей)

- Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться, и о нем тоже никто не проявляет заботы Одному человеку нелегко прожить. И что бы не говорили, а семья это - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди. Ведь даже маленькой одинокой звёздочке из сказки очень хотелось иметь семью и её желание сбылось.

- Что делает семью счастливой?

- Создать семью не легко, а сохранить ещё труднее. Всё бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удаётся далеко не всем. Уважайте свои семьи! Цените то, что у вас есть! Именно семья, наши родные и близкие помогают справляться с трудностями и проблемами. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Чтите традиции своей семьи, как малой, так и большой!

- На все ли вопросы мы сегодня нашли ответы?

Тренинг “Связующая нить” У меня в руках клубочек. Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать что-то одноклассникам, родителям, можете рассказать о мыслях и чувствах, которые возникли на нашем классном часе. Если ничего не хотите сказать, просто передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте. Можете начать со слов: я задумался, я узнал, я постараюсь, я решил, я желаю.

(Учащиеся и родители высказываются. Когда клубочек возвращается к учителю все оказываются связанными одной нитью.)

- А теперь закройте глаза, натяните ниточку, почувствуйте, что мы с вами тоже одна семья, почувствуйте себя единым целым.

Я хотела бы поблагодарить вас за то, что вы сегодня поделились своими мыслями и чувствами, смогли рассказать о чем-то очень радостном, а может и печальном, стали ближе и понятнее друг другу.

Закончить наше занятие мне хочется стихотворением. (Слайд 7.)

В семейной жизни всем желаем счастья!

 Пусть ваши дети крепко любят вас!

 Пусть стороной вас обойдут ненастья.

 И солнечным пусть будет каждый час!

 Всем вам счастья, мира и добра!

 Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

Литература:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2010 г.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. Асмолова А.Г. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010г.

3. Мухина И.А. «Что такое педагогическая мастерская. Книга для учителя». СПб, «Паритет», 2002 г

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. -  М.: Оникс, 2008г.

5.Семейные традиции и ценности в России. [электронный ресурс]. - http://klub-drug.ru/interesnoe/semejnye-tradicii-v-rossii-cennosti-russia.html

6. Харченко А.Ф. Классный час "В семейном кругу мы с вами растём!.." [электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/513096/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «В семейном кругу мы с вами растем»

Классный час, посвященный Дню семьи....

Классный час "В семейном кругу мы с вами живем"

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений работы педагога. Классный час «В семейном кругу мы с вами живем» решает вопросы сотрудничества с родителями и вовлечения их в образова...

Праздник: «В семейном кругу мы с вами растём».

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Семья для всех – основа всех начал. У каждого человека есть дом – не просто жилище над головой, а место,...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....

Внеклассное мероприятие "В семейном кругу мы с вами растём"

Внеклассное мероприятие "В семейном кругу мы с вами растём" было проведено во 2 классе....

Конспект внеклассного мероприятия "В семейном кругу мы с вами растем, основа основ родительский дом!

В данном конспекте  описаны  понятия значения дома и семьи в жизни человека; значения школы и коллектива класса для ребенка.Помощь детям в  формированию положительных качеств, обеспечив...