Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»
методическая разработка (1 класс)

Соловьева Оксана Николаевна

Цель:


  • познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения;

  • дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

Цель:


  • познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения;

  • дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками.


Формы работы: круглый стол.

Оборудование: корзина, карточки с надписью чувств и эмоций человека.

 Ход собрания:

  1. Вступительное слово учителя

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. 

Вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

2. Что такое адаптация?  Выступление классного руководителя.

      Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребёнка, его отношение к школе и обучению.

            Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребёнка в новую для него учебную деятельность.

      Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.  Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего  происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит,  повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.

      Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится  месяц, у других –  четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников.

3. Выступление школьного психолога.

     Психологическое упражнение «Знакомство».

Родители работают по схеме: Меня зовут…, я мама…, называют 3 положительных качества своего ребёнка.

         Знакомство с результатами диагностики. ( на начало учебного года)

-   Результаты диагностики показывают, что одной из причин школьной дезадаптации является инфантилизм (наблюдается у 78% детей)      

      «Что такое инфантилизм?».

Инфантилизм - задержка физического и духовного развития на детской стадии (проявление наивного подхода в быту и в политике).

Причины:

  1. врождённая патология – 15%
  2. особенности воспитания в семье (гиперопека, гипоопека) – 85%

Проявления:

1.ребячество (желаемое состояние души – вечный праздник, игра)

2.пренебрежение к духовному

3.спортивное разрешение проблем (дать в глаз, вырвать двойку из дневника)

4. дела выбирает полегче, поинтереснее, где нет ответственности

5.предпочитает говорить о своих правах

6.эмоции поверхностные и бурные

7. артистичны

8 склонны к эмоциональным решениям

9. высока склонность к суицидам

10. внушаемы (очень быстро излечиваются от алкоголизма, наркомании и тут же выйдя из клиники, начинают пить, колоться)

11. склонны к экстремальным видам спорта

Статистика:

- среди несовершеннолетних нарушителей каждый пятый инфантил;

- среди взрослых нарушителей 50% инфантилов;

- среди наркоманов и алкоголиков 75% инфантилов;

-среди бродяг (бомжей) 95% инфантилов (причина – сенсорная жажда, рефлекс свободы);

- разводы чаще происходят по вине инфантилов (инфантильным людям лучше иметь супруга намного старше себя)

-75% суицидов совершают инфантилы.

Давайте попробуем понять какие условия способствуют развитию инфантилизма у детей.

Психологическое упражнение «Гиперопека».

Для проведения упражнения вызывается один родитель.  Ему предлагается представить, что он ребёнок, который только недавно родился. Психолог выступает в роли его мамы, которая его очень любит и опекает. Слова психолога: «Проходит время, ребёночек растёт и вот он уже  встал на ножки и начал ходить. Ему всё интересно, он забирается, куда только можно. Мамочка очень переживает, чтобы он не упал.  Что же можно  сделать? Можно завязать ребёнку ножки, мамочке так будет спокойнее. (завязываются ноги  родителя).

   А ребёнок продолжает расти. Ему хочется всё потрогать, всё взять. Он начинает протягивать руки к различным предметам, в том числе и  опасным:  электрическим розеткам,  газовой плите и т.п. Мамочка очень боится.  Что же теперь можно сделать? Можно завязать руки.( завязываются руки).

   Проходит ещё время. Ребёнок начинает говорить. Очень часто он говорит то, что услышит на улице. А это бывают нецензурные выражения. Конечно, это не нравится его маме.  Что можно сделать? Можно завязать  рот. ( родителю завязывается рот).

   Ребёнок растёт. Смотрит по телевизору различные передачи, фильмы, которые часто  несут в себе негативную информацию. Как оградить ребёнка от этого, чтобы мамочке  не волновалась? Можно завязать глаза и уши. (родителю завязываются глаза и уши).

   Вырос ребёночек, теперь он уже большой. Его сердце начинает любить и часто он выбирает не того, кто нравится его родителям.  Как заставить отказаться от любви? Можно завязать сердце». (родителю завязывается сердце). (В итоге у участника упражнения оказываются завязанными ноги, руки, рот, глаза, уши, сердце).

Не развязывая спросить родителя:

- Ну и как, вам нравится?

- Что вы хотите развязать в первую очередь? (психолог спрашивает и постепенно развязывает  участника упражнения).

-Что вы чувствовали во время упражнения?

-Какие выводы вы сделали?

Далее спрашивается у остальных родителей, наблюдавших со стороны.:

-А что вы чувствовали, что наблюдали со стороны?

Рекомендации:

1.Предоставить право выбора с 3-х лет (я сам).

2. Нести ответственность за свой выбор с 5 лет.

3.Выполнение порученного дела, самим не делать с 3-х лет.

4.Необходимо говорить о финансовой независимости.

5.Но раз мы уже опоздали, то существует необходимость начать все это делать прямо сейчас.

      4. Выступление классного руководителя.

      -Сегодня мне хочется обратиться к вам с такими словами: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего». Так давайте остановимся на некоторых  важных аспектах воспитания в адаптационный период.

      Чтобы обучать и воспитывать ребёнка, необходимо вникнуть в его душевный мир, понять его способ мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и индивидуален. Здесь трудно дать какие-либо рекомендации. Нужно постараться добиться, чтобы уход за ребёнком и его воспитание не напоминало бесцельную суету.

      Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространённых ошибок, мы хотим предложить вам памятку « Чтобы не было войны» . В памятке описаны советы как  разумно организовать жизнь вашего ребёнка, что обеспечит вам взаимное познание, убережёт вас от многих неприятностей и подарит часы общения с близким человеком.  (Памятки раздаются родителям )

Рефлексия.

    Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации  первоклассников к новым условиям. Я думаю, что  наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие Вас вопросы, встретились со специалистами, а теперь пришла пора подвести итоги  нашей встречи.

   Игра «Слово-эстафета».

Родители должны продолжить начатое  учителем предложение: «Мой ребёнок  лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я……», при этом  будут передавать мяч.

5.Итог собрания. Заключительное слово классного руководителя.

    Родители хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, полностью вникнуть в интересы ребёнка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат

   Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?        

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

Спасибо за работу!

Список использованной литературы.

1.Н.И.Дереклеева Справочник классного руководителя 1-4 классы- М.:   «Вако» 2005

2.Первые дни ребёнка в школе :рефлексивные круги, игры./авт.-сост. Н.Б.Говоркова, Г.Г.Кукушкина/,- Волгоград:»Учитель» 2008

3.Формирование здорового образа жизни у младших школьников /авт.сост.Т.Н.Захарова, Т.Н.Суровикина, С.Г.Оводо, А.В.Сысоева/- Волгоград «Учитель»2007

4.Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога /авт.сост. Н.С.Мозговая, М.В Головач, И.Г.Филатова, Т.И.Магомедова/ -Волгоград «Учитель» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...

Разработка родительского собрания "Трудности школьной адаптации"

Работа представлена в виде конспекта, презентации и буклета для родителей учащихся 1 класса. Проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе, можно с помощью несложных тестов. Как сделать, чтобы ма...

Родительское собрание "Проблемы адаптации первоклассников в школе"

Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.Психологические т...

Конспект родительского собрания "Проблемы адаптации первоклассников в школе"

Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.Система взаимоотношений детей в классе....

Родительское собрание: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».

Задачи родительского собрания.1. Образовательные: формировать у родителей психолого- педагогические знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на этапе его адаптации к ш...

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода первоклассников"

Цель собрания: познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый годобучения, дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками....