Выступление на заседании педагогического совета Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».
статья

Выступление содержит рекомендации по работе с "трудными " детьми с целью их самореализации и социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная ишкола»

Большесолдатского района Курской области

Выступление

на заседании педагогического совета

 Тема: « Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной  среды».

Подготовила:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Жигулина О.В.

Любимовка-2017г.

«Трудный» ребёнок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной  среды

 Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой “трудных” школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей.

            Растет число так называемых “трудных учащихся” или учащихся с девиантным поведением, у которых возникают проблемы и в обучении, и в поведении. Все это – результат ряда обстоятельств, но прежде всего недостатка эффективных систем воспитания и знания психолого-педагогических особенностей воспитания личности.       Одним из направлений в воспитании является личностно-ориентированный подход.

            В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики…" миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

оказание психологической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.

          Таким образом, современное российское законодательство определило роль и место школы в качестве реального общественного и государственного института, обеспечивающего реализацию важнейших прав детей на жизнь, образование, здоровье, на самореализацию.

          В ФЗ "Об образовании" написано о необходимости выполнять требования всеобуча в современной школе и сохранять контингент обучающихся, несмотря на личностные трудности в их поведении и развитии. В этой связи законодатель подчеркнул общественную миссию школы - миссию педагогического сопровождения ребенка в реализации его права на образование. И для реализации этой миссии  внаашей школе есть все необходимые специалисты:

        1.Зам.дир.по ВР

        2. Психолог

       3. Классные руководители

  1. Медицинский работник
  2. Специалисты дополнительного образования (спортивные секции, кружки и т.д.)

.

           Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика).

           Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог готовит паспорт школы.

          Одной из основных форм организации работы с родителями является родительское собрание. А как организовать собрание родителей так, чтобы родителям вновь хотелось бы прийти в школу?

          Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

            Под руководством известного ученого О.С.Газмана разработана концепция педагогической поддержки школьника. Для ее реализации необходимо выполнение следующих норм педагогического взаимодействия:

– любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать, приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по– товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
– уважение достоинства и доверия, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
– ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
– признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право “хочу” и “не хочу”);
– поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
– умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
– собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Представленные нормы можно разделить на три этапа:

1.ПОНЯТЬ.
2.ПРИНЯТЬ.
3.ПОМОЧЬ.

             Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию “трудного” ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими детьми учителям родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка.      Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения “трудного” ребенка, т.е. понять его.

             Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения “трудного” школьника. Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к “трудному” ребенку.

             В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к “трудным” детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять “трудного” школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, “очеловечивания” воспитательной стратегии к “трудному” школьнику. Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к “трудному” школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ – основа педагогического подхода к “трудному” ребенку.

            В своей работе с «трудным ребенком» классный руководитель может применять следующие методы и приёмы воздействия: позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирования будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий.

Метод позитивного подкрепления предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка.

Метод стимулирования позитивной мотивации – побуждение подростка к выполнению определенных действий.

Метод проектирования будущего – подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося (девиантного) поведения и без него.

Метод убеждения предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения.

Приём оценки негативных последствий – оцениваются негативные последствия от конкретного вида отклоняющегося (девиантного) поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам.

Классный руководитель в работе с подростками «группы риска» при использовании методов и приёмов педагогического воздействия может подключить класс. В этом случае будут использоваться следующие педагогические приёмы:

доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение класса, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

поддержки классных проявлений – поощрение и одобрение класса усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

недоверия – класс высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – класс заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным классным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Воспитательная коррекционная работа классного руководителя

              Кто же в школе самый главный и ближайший помощник ученику? Разумеется, классный руководитель. Какой будет эта помощь, поддержка, зависит от личности классного руководителя. Именно позиция классного руководителя определяет направленность и эффективность воспитательного процесса. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. Но самая сложная задача учителя- найти «ключик» к пониманию трудного ребёнка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение. А это значит- понять, принять и помочь такому ребенку.


                     Есть на востоке такая притча, которая поможет нам с вами перейти к следующему этапу педагогического совета.

Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)

               Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

          С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

          Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

О чём говорит нам эта притча?


             “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

              Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальный проект как условие реализации программы социализации личности школьника в рамках ФГОС»

Я хочу рассказать о создании новой формы воспитательной работы -  агитбригады. Это прежде всего пропаганда здорового образа жизни: правильного питания, правил поведения в школе, в столовой, ...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Выступление на заседании МО классных руководителей "«Комплексный подход к воспитанию личности младшего школьника в коллективе»

Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади.)Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый вы...

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности...

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности      ...

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

Формирование УУД в начальной школе.Теоретические и практические аспекты....