СТАТЬЯ «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как духовно-нравственное развитие и воспитание личности младших школьником может быть успешным только благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы. Формирование ценности личности на­чинается в семье. Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются детско-родительские конференции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnikova_e.v._statya.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ»

Плотникова Елена Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №391 Красносельского района Санкт-Петербурга

Ценности личности формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются детско-родительские конференции. Конференции – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьёзной и тщательной подготовки.

Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Наша школа работает над темой «Создание модели школы Здоровья - социокультурного центра микрорайона» для выстраивания системы отношений между обучающимися – педагогами – родителями – социумом. Новый микрорайон Горелово относится к спальным районам города. Строительная компания ведёт активную застройку. Наш микрорайон разрастается, поэтому социальный портрет семей обучающихся достаточно разнообразен.

Часто от родителей мы слышим: «Будешь плохо кушать - заболеешь!», «Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в наше время она становится первостепенной. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства.

По определению профессора В. И. Дубровского: «Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учеников мы относим безответственность, отсутствие умения плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Давайте задумаемся над  проблемой несформированности у будущего взрослого положительного образа здорового человека.

Для решения поставленной проблемы мы используем различные формы работы с семьёй, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала. Мы используем ставшую традиционной форму эффективного взаимодействия с семьёй – детско-родительские конференции. Трудно дать оценку опыту, который получает ребёнок в процессе такой деятельности. Образуется мини-проектный коллектив, который сообща работает над одной проблемой. Активное участие взрослых в проекте – обязательное условие. Родители так же, как и ребёнок, и учитель, ведущий проект, являются, хотим мы этого или нет, субъектом деятельности над конкретным проектом. «Как показывает практика, родители и взрослые (непедагоги) участвуют в образовательном процессе, обеспечивают ориентацию учащихся на овладение знаниями, социально значимыми для жизни, а также актуализируют внутреннюю потребность учащихся к самосовершенствованию сознания и поведения». Практическая работа показала, что собственные представления родителей о работе над проектом сводятся к одному – нахождении информации для ребёнка и за него. Такой подход не может устроить руководителя проекта, поэтому общение педагога с родителями ведётся от начала и до конца работы над проектом как с одним из субъектов проектной деятельности.

Как происходит рождение замысла проведения детско-родительских конференций?

Фактор 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к предметным результатам обучающихся.

Фактор 2. Практика проведения в районе ученических конференций «Первые шаги в науку» и районных туров олимпиад, связанных с умением представить и защитить публично продукт своёй творческой деятельности, полученный в результате работы над индивидуальным или групповым проектом или исследованием.

Фактор 3. В свете развития информационно-коммуникационных технологий и пополнения материально-технической базы школы необходимым мультимедийным оборудованием появилась идея создания конкурса детских презентаций о здоровье, где обучающиеся могли представить свои работы в разных номинациях, в том числе и  в номинации «Здоровый образ жизни в моей семье». Родители стали непосредственными участниками создания продуктов творческой деятельности по этой теме.

Фактор 4. Рост образованности родителей, повышение материального достатка, мобильность современных родителей, информированность родителей, доступность информации.

Цель проведения детско-родительских конференций: взаимодействие семьи и школы по формированию у будущего взрослого положительного образа здорового человека.

Задачи:

- предоставить возможность обучающимся получить опыт публичных выступлений;

- создать условия для участия в проектной деятельности родительской общественности;

- формировать у родителей новые позиции во взаимодействии с детьми.

Организация и проведение конференций. Координация работы по подготовке и организации конференции осуществляется классными руководителями и специалистами службы Здоровья. Определить тему предстоящей конференции имеют возможность не только взрослые, но и дети через анкетирование и голосование. Реализовать свои творческие способности можно не только при подготовке проектной работы и её презентации, но и став членами творческой группы, которая обрабатывает результаты анкетирования или голосования, подготавливает материалы для информационного стенда, разрабатывает дизайн программы конференции и дипломов, изготавливает видеоролики. По итогам конференции оформляются материалы для школьного сайта.

Такая форма работы способствует формированию у педагогов, обучающихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья через образовательную деятельность. И самое главное, родители разделяют радость своего ребёнка не только от успешности результатов процесса, но и от пути, пройденного совместно.

Список литературы

1.  Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.; Просвещение, 2011.

2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М. ВАКО, 2004. – 152с. – (Мастерская учителя).

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007, – 304 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /текст/ Министерство образования и науки РФ/ М., Просвещение, 2010 г. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект« Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС»

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель долже...

Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

Статья "Детско - родительские отношения как показатель формирования личности ребенка в семье"

Статья "Детско - родительские отношения как показатель формирования личности ребенка в семье"...

Доклад "Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса ОРКСЭ"

Доклад о формах и методах взаимодействия учителя с семьёй в рамках преподавания предмета ОРКСЭ...

Статья из опыта работы. "Мастер-класс - эффективная форма объединения и обучения учителей"

              В статье рассказывается о мастер-классе, как  одной из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в ...

Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции».

Тренинг эффективных детско-родительских отношений  «Семейные традиции». Цель: развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей.    ...