Поурочные разработки к курсу "Я - гражданин"
план-конспект урока (1 класс)

Бунина Ирина Леонидовна

Данные конспекты подходят к авторской тетради "Я гражданин". раскрывают медоты и формы работы в данной теради

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov_ya-_grazhdanin.docx563.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 Тема: Общество и человек.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с тетрадью « Я- гражданин», с

требованиями ведения записей в рабочей тетради .

  1. Ввести понятие «общество», способствовать осознанию учащимся себя как части общества .
  2. Развивать познавательный интерес.

1 Орг. момент

  • Вот книжки на столе, а вот -тетрадки .

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный.

  1. Вводное слово учителя.

  • Мои юные друзья! Я приглашаю вас в удивительное и увлекательное путешествие. Путь наш будет неблизким, нам предстоит узнать много нового и интересного. А поможет нам в этом тетрадь« Я - гражданин». Эта тетрадь - наш друг и помощник, а это значит, что к ней должно быть дружеское и заботливое отношение.

Требования к ведению рабочей тетради просты: аккуратность, грамотность, выделение определений зелёной пастой.

  1. Знакомство с тетрадью.

  • Как вы думаете, почему тетрадь так называется?
  • На какие вопросы мы будем искать ответы? (Работа по тетради с. 1)
  1. Введение в тему.

  • Разгадайте кроссворд .

6

4        7

1        2        3        5        8

  1. Живут эти грибы на пнях большими компаниями (опята).
  2. Глубоко был спрятан он, Раз, два, три и вышел вон. И стоит он на виду,

Белый, я тебя найду. (боровик)

  1. Травянистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями (Щавель)
  2. Это единственное дерево с белой корой( берёза)
  3. У этих грибов шляпки самого разного цвета, а название одно. (Сыроежки)

6.У этого растения приятный запах, благодаря которому у некоторых конфет такой же приятный вкус. (мята)

  1. Бывает- поранят дерево, сдерут кору. Ствол этого дерева начинает быстро краснеть. ( Ива)
  2. Это дерево дрожит на ветру. (Осина)
  • Прочитай слово, которое получилось в первой строке. (общество) Это тема нашего урока.
  • Что обозначает слово «общество»?
  • О чем рассказывает следующая схема?

Общество- правила (Законы)- Человек

5. Целеполагание:

  1. Узнать что такое общество.
  2. Какие есть законы.
  3. Роль человека.
  1. Работа над новой темой.

Рассмотрите диаграмму, найдите на ней себя.

  • Кто тебя окружает дома? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)
  • Как назвать их одним словом? (Семья)
  • Какие обязанности в семье выполняет каждый?
  • Кто тебя окружает в школе? (Ребята, учителя, повара и др.)
  • Знаешь ли ты правила школьника?
  1. Игра« Кто больше?» (Ребята разбиваются на три группы и вспоминают

правила поведения в школе)

8.Работа по тетради. (с. 2 №2)

  • Где ты живёшь? (Россия-Бурятия-Каменск)
  • Как называют жителей нашего посёлка? (каменчане)
  • Соблюдают ли каменчане какие -либо правила?
  • Что интересного есть в нашем поселке?
  • А каким бы вы хотели видеть свой поселок?

(С.3 № З(а)) -Прочитай текст, выдели главное .

  1. Работа по карте.

  • Рассмотрите территорию России.
  • Как называется человек, который проживает на территории какой-либо

страны?(гражданин)

-Должен ли гражданин соблюдать правила и законы?

что может произойти, если мы их соблюдать не будем?

Вернемся к диаграмме. Посмотрите сколько людей окружает каждого из вас в семье, школе, поселке, стране .

-Как их назвать одним словом? (группа, общество)

Как ты понимаешь слово «общество»?

Является ли человек частью общества? Докажите. (с.3 №З)Прочитайте текст, подчеркните главное. (с.3 №4)

  1. Итог урока

Какой была тема урока? Что нового узнали?

Что обозначает слово общество? Является ли человек частью общества? 11.Д.з. -с.3 №3

Тема: Моя семья


Урок2

Цель: 1. Расширить у учащихся представление о семье

  1. Обсудить с учащимися правила поведения в семье.
  2. Воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.
  1. Орг. момент Долгожданный дан звонок, Начинается урок .
  2. Введение в тему

  • Отгадай ребус: 7 я (Семья) Это тема нашего урока.
  1. Целеполагание

  • Как вы думаете, семья -это общество? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе нашего урока.
  1. Работа по теме

Сегодня вы принесли фотографии своих близких, своей семьи.

  • Что означает слово «семья»?
  • Домашняя атмосфера становится более тёплой и комфортной, если обязанности распределены между всеми членами семьи, между детьми и родителями .
  • Какие обязанности есть в вашей семье?
  • У многих народов с давних времён существуют семейные традиции. Раньше в русских крестьянских семьях дети и другие домочадцы начинали есть только после того, как кушанье отведал глава семьи.
  • Существуют какие -либо традиции в вашей семье? Важны ли семейные традиции? Докажи .
  • Случается, что даже в дружных семьях возникают сложные ситуации между взрослыми и детьми. Это всегда неприятно, но надо учиться находить причину недоразумений и правильно их разрешать. Попробуйте этим

заняться

  1. Работа в группах.

Каждой группе раздаются ситуации, необходимо найти причины и правильный выход .

  1. Катя без разрешения родителей принесла домой щенка. Мама

запретила его оставить, а Кате очень этого хотелось ...

  1. Костя получил в четверти «тройку». Родители расстроились и решили не покупать ему новые компьютерные игры.
  2. Мама попросила Аню купить хлеба к ужину. Но Аня забыла это

сделать, и за ужином выяснилось, что хлеба нет. Обсуждение ситуаций.

-Что является самым важным в отношении родителей и их детей

- Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом, а в зеркале истории своей семьи?

Чем интересны истории твоей семьи?

После рассказов детей- вывод: общество - это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества - свою семью. (фотографии вывешиваются на доску) Семья объединяет самых близких друг другу людей.

- Можно ли считать семью обществом?

  1. Работа в тетради с. 4 1

7. Д.з. с. 4 №2, с 5 №3

Тема: Мое имя


УрокЗ

Цель: 1. Ввести понятие имени как источника самобытности.

  1. Помочь детям осознать свою индивидуальность и неповторимость
  2. Способствовать положительному отношению к себе.
  1. Орг. Момент

Ну - ка поверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

  1. Введение в тему
  • Отгадай загадку:

Что носит каждый человек свой долгий и недолгий век? (имя)

  • Это будет тема нашего урока
  1. Целеполагание

Назовите свои имена.

-Почему они важны для вас? На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня.

  1. Работа над новой темой

С.6№2

После того как ребята в группах придумали конец сказки.

  • А вот как автор закончил сказку.

Такая неразбериха, такая путаница! Никто не поймет, кого зовут. Учительница скажет: «Никак ,к доске!» И весь класс у доски топчется. Почтальон крикнет: «Никак, тебе письмо!» Ребятишки к нему со всей улицы сбегаются. Можете себе представить, что творилось! Ну просто жить стало невозможно. Загрустили ребята, притихли. Стали вспоминать, как их мамы раньше ласково называли, а вспомнить не могут. Захотелось ребятишкам по­ прежнему называться, да не тут- то было. Оказывается имена : Наташа, Настя,

Света, Коля и все остальные - обиделись на ребятишек и сбежали в лес. А там они приклеились к деревьям, птицам, животным. А те и не возражали. И теперь появились береза Наташа, клен Коля, белка Света и другие. Очень чудненько получилось . И имена довольны, и жители леса. А ребятишки горюют, думают, как имена вернуть. Спасибо добрым волшебникам, подсказали, как имена вернуть. Берегут теперь мальчишки и девчонки свои имена пуще глаза, дорожат именами своими и другим того же советуют. Вопросы для обсуждения:

  1. Почему имена обиделись на ребят?
  2. Зачем человеку дается имя?
  3. Как ласково называет вас мама?
  4. Как звучит ваше имя, когда оно вам особенно нравится?

С.6, №3, 4

  1. Выполни задание.

Объясните русские имена

  • Древние русичи имели много имен, значение которых понятно нам и сейчас. Некоторые имена используются и поныне. Попробуй объяснить значение русских имен: Владимир - (владеть миром)

Вячеслав -(большая  слава)

Всеволод-(владеющий всеми)

Ярослав-(грозный , добывший славу мечом)

  1. Итог.

- Важны ли имена? Докажите.

  • Кто такие тёзки? Есть ли тезки в вашем классе?

7. Д.з. с.6 5

Тема: Моя школа.


Урок 4.

Цель: 1. Определить понятия «школа», «учение», «учитель», «директор».

2. Обсудить правила поведения в школе.

3.Развивать чувство гордости за свою школу.

  1. Орг.момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать.

  1. Введение в тему.

  • Мы общаемся не только в семье, но и в ....

Чтобы закончить начатое мной предложение, надо отгадать кроссворд. (с.7 №1)

3.Работа над новой темой.

  • Итак, мы общаемся не только в семье, но и в школе.
  • Объясните, для чего вы ходите в школу?
  • Что такое «знание»?
  • Сравните слова «знание» и «здание»: чем они похожи, и чем отличаются?
  • А вот что по этому поводу думает Кривин.

Здание и знание.

Самая красивая на нашей улице - школа. Она не только снаружи красивая, но и внутри. Потому что главное в нашей школе не здание, а знание. Разница всего в одной букве, а какая большая разница! Когда ты выйдешь из школы, здание останется, а знание ты унесёшь с собой. Но школа от этого не обеднеет. Сколько людей выносят из школы знание, а оно в ней не уменьшается. О красоте нужно судить не по зданию, а по знанию.

  • Что вы узнали из рассказа?

(с.7№2)

  • Существует много пословиц, связанных со школой. Давайте объясним значение некоторых из них:
  1. Аз да буки избавят нас от скуки
  2. Знание лучше богатства.
  3. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Послушайте внимательно стихотворение  Левановского. Перемена

Муравей на перемену

В школу шумную зашел И застыл от изумленья, Переменой поражен ...

  • Муравей, скажи хоть слово! Он сказал:
  • Вот это да -а-а ... Муравейника такого я не видел Ни-ког-да!

  • О чем это стихотворение?

Почему муравей назвал школу муравейником?

  • Расскажите о том, как вы общаетесь на переменах.
  1. Групповая работа.

  • Давайте подумаем и составим такие правила поведения в школе на уроках и переменах, что бы никто не смог назвать это учреждение муравейником

(Дети делятся на три группы по рядам. Каждой группе выдаётся чистый

альбомный лист, на котором надо за пять минут записать как можно больше правил поведения. После обсуждения сделать вывод)

  1. Закрепление изученного

(с 8 №3)

  1. Итог урока

  • Можно ли сказать, что школа это общество?
  • Какие правила нужно соблюдать в школе?
  • Кого называют учеником?
  • Каким должен быть ученик?
  • Кто такой директор?
  • Почему он необходим школе?
  • Кого называют учителем?

7. Д.з.(с.8,№4)

Тема: Я ученик.


Урок5

Цель : 1. Сформировать у учащихся представления о правах и обязанностях ученика

2. Воспитывать у учащихся  ответственность за свою учебную деятельность.

  1. Орг.момент

Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре

Смело, четко говорим И тихонечко сидим .

  1. Повторение

Каждому ученику раздаётся листок и предлагается  продолжить предложения .

Наш класс - это самый ------------------- класс в школе.

На уроках мы всегда --------------------

На переменах мы всегда---------------

На переменах мы никогда ----------------

Я радуюсь, когда наш класс ---------------

  1. Введение в тему

  • Легко ли быть хорошим учеником? Докажи.
  • Какие обязанности  есть у ученика?
  • Много их или мало?
  • Какие качества ученика помогают справляться со школьными обязанностями?
  1. Целеполагание

Расшифруй  схему:

Ученик - права - обязанности.

  1. Работа над темой Открыты все пути у нас Без края, без преграды, Но школьникам  сейчас Пока учиться надо.

Учеба - очень интересный труд, Нам силу, радость

Знания несут.

К тому же мы прекрасно понимаем: Кто с детства трудности  преодолевает, Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю. 6.Работа по тетради.(с.6 №1,№3) 7.Работа над правами

-Прочитайте содержание нашего классного договора.

  1. .Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.(Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игнорировать и

обижать, я тоже буду проявлять доброжелательность ко всем, не буду никого обижать.

  1. .Я имею право быть самим собой в этом классе. Это значит, что никто не

будет относиться ко мне несправедливо из-за того, что я худой или толстый, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.

  1. Я имею право на безопасность в этом классе. Это значит, что никто не будет меня бить, толкать, щипать, оскорблять.
  2. Я имею право слушать и быть услышанным. Это значит, что моё  мнение и желание будут учитываться.

Предлагаю вам обсудить договор. Приведите примеры соблюдения и нарушения данного права.

  • Как вы думаете, какое поведение требуется от  всех нас?
  1. Тест.

Трудности в учёбе бывают у всех, даже у отличников. Попробуй объяснить в чем их  причина лично для тебя. Выбери и отметь подходящий вариант окончания фразы.

  1. На уроках мне обычно: а . Интересно

б. Скучно

  1. На уроках я: а. Слушаю внимательно

б. Часто отвлекаюсь.

  1. Домашнее задание я выполняю: а. Сразу после школы

б. Поздно вечером

  1. Если что -то не получается, я: а. Стараюсь добиться успеха

б. Сразу бросаю.

После теста необходимо выяснить причины трудностей и выход из них. (с11№4)

9. Итог урока.

Какое главное право есть у ученика? Какие обязанности есть у ученика?

Что нужно делать, чтобы справиться с трудностями?

10. Д.з.(с. 9, № 2)

Тема: Я и мои друзья.


Урок 6

Цель: 1)Формирование у учащихся представления о ценностях дружбы.

2)Воспитание внимания к товарищам, толерантности, взаимовыручки.

1.Орг. момент.

Давайте приступим скорее к работе, Пусть интересным будет урок!

2.Введению в тему.

Отгадайте слово: 1.Состоит из 6 букв.

2.В нём 2 слога. 3.Первый слог ударный.

  1. .Она бывает крепкой и надёжной.
  2. .Первая буква «д», а последняя «А» (дружба)

3.Целеполагание

-Прочитайте слова Друг-подруга-товарищ.

По-товарищески - взаимовыручки.

-Какие вопросы возникли?

4.Работа над темой

Игровое упражнение (психологический тренинг) Ученики встают в круг. Учитель в середину круга.

Учитель кидает мяч ученику, ученик ловит его и продолжает

следующие фразы: «Я люблю, когда ...!»

«Я не люблю когда ...»

-Кто такой друг?

-Кого можно назвать настоящим другом?

-Легко ли дружить?

-Что такое взаимовыручка?

-Что значит поступить по-товарищески? (с.12 №1,2)

5) Игра «Кто с кем дружит»

-Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? 1.Забавные бурундучки Чип и ... (Дейл) 2.Белоснежка и ... (семь и гномов) 3.Забавный Вини Пух и ... (Пятачок)

-Умению дружить, общаться с людьми, нужно учится с детства.

Можно ли назвать героя этого стихотворения другом?

Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра. Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал.

Я упал  и весь промок,

Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка

Не жалел и пирожка. Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счет. Не влечет меня, ребята, Дальше к другу не влечет.

-Обсуждение стиховотворения

Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем -то одним, дружить можно и в классе и в семье. Ведь семья -это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит ...

(Составить пословицу из слов)

Слова рассыпались на доске.

(«Нет лучше дружка,  чем родная матушка».) Со Светкой соседкой

Не буду водиться -

Она то смеётся, то плачет, То злится.

Но мама сказала,

Что так не годится, Что с девочкой нужно Уметь подружиться. Что с папой они

Еще с детства дружили,

И вместе играли, И рыбу удили.

С такою девчонкой, как мама моя, Конечно бы, мог

Подружиться и я!

Дружить можно не только  друг с другом, но и с животными . Мы предлагаем вам послушать песню «0 собаке» .

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется, Есть на нашей Земле чудеса, Но их надо найти, разумеется. Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий  - для всех настоящее. И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие. Друг не будет смотреть свысока.

Наизусть он характер твой выучит. Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

Посмотрите, какое огромное сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце - кармашек вы опустите сейчас «ладошку» ( Дети заранее готовят письмо- ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладошку , вырезают, на одной из сторон пишут пожелание себе, друзьям, классу, а другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы их запаяем и откроем через 9 лет, когда вы будете в 11 классе .

  1. Итог урока.
  • На какие вопросы мы искали ответ?
  • Кто такой друг?

-Что такое взаимовыручка? Если есть друзья на свете - Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать.

При любой погоде дружим ­

Дружбы этой не порвать.

7. Д.з. (с. 12, №3,4)

Урок 7. Тема: Мир моих увлечений.

Цель:  1. Определить понятия «увлечение», «хобби».

2. Способствовать расширению кругозора учащихся.

  1. Орг. момент. 2.Введение в тему.

-Прочитай слова: Увлечение, хобби, секция, кружок, спортивная школа,

музыкальная школа, детский дом творчества.

  • Какие вопросы возникли?
  1. Работа по тетради.( с. 13 №1, 2)
  2. Вопросы для обсуждения.
  • Что такое увлечение?
  • В толковом словаре найдите толкование слова «хобби» .

-Чем в свободное время увлекается твоя мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка?

Чем увлекаешься ты?

  1. Презентация «музея своего Я».

(Дома с родителями ребята готовили оформленную страничку с фотографиями семьи: отдых, занятия на досуге, помощь близким. По фотографиям придумать короткий рассказ).

  1. Работа  по карточкам

Ответь на вопросы: 1. Напиши своё увлечение.

2.Где ты им занимаешься ?

3. Что ты уже научился делать ?

  1. Итог урока.
  2. д. з.

Урок 8.

Тема: Твои права и обязанности .

Цель урока : 1 Определить понятия «прав» и «обязанностей» человека 2 Дать понятия о Конституции как основном законе Р . Ф.

3 Способствовать формированию правильного отношения к закону

1 Орг.момент

  1. Введение в тему

Много тысяч лет назад появились на Земле люди , а с ними - главные вопросы :

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?
  1. Работа над новой темой.

Знаете ли вы основной закон нашей страны? ( Конституция Р. Ф.)

Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие и большие.

  • Ребята , как вы думаете , зачем нужны законы? (Что бы был прядок, не будет

закона будет много преступлений)

  • Наша Конституция была принята 1993году.

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. В Конституции записаны права наших граждан: право на образование, охрану здоровья, право на отдых, право на труд и другие .

  1. Работа в тетради (с.14 № 1)

В каких сказках были нарушены права?

  1. Работа в группах.

Класс делится на три группы .

Каждая группа получает по сказочному герою и в течение нескольких минут обсуждает, какие права нарушал герой .

1.Снежная королева.

  1. Кот Базилио и лиса Алиса
  2. Баба Яга.
  • Какие права ты имеешь?
  • Расшифруй схему. «Права - обязанности» .
  • Что было бы, если у человека были бы только права? ( с15, 2)

Какая главная обязанность у ученика? (Хорошо учиться) А право? (Бесплатно учиться)

6. Д. з. (с 15, №3)

7. Итог.

Что такое закон?

Для чего нужны законы? Какие права ты имеешь?

Какие обязанности у тебя есть? Что такое Конституция?

Урок 9.

Тема: Что такое «Хорошо и что такое плохо»?

Цель: 1. Формирования представления о хороших и плохих поступках.

2. Воспитание у учащихся уважительного и внимательного отношения к окружающим.

  1. Орг.момент

  2. Введение в тему.

Какие слова можно отнести к слову «поступою>? Какие поступки бывают?

  1. Работа над темой.

Многие качества характера проявляются в поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, другие - плохими.

  1. Индивидуальная работа .

Анкетирование

1.Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими?-----------------------

  1. Какие черты характера тебе мешают, а какие бы ты хотел приобрести? Хочу избавиться ----------------------------------------------------------------------------­

Хочу      приобрести------------------------------------------------------------------------------

  1. Представь себе, что ты поймал Жар- птицу. Она может исполнить любое твое желание, если ты скажешь, зачем тебе это нужно.

Желание ----------------------------------------------------------------------------------------

Я хочу получить это ...

  1. Потому что это есть у других.
  2. Потому что этого нет у других.
  3. Потому что это необходимо моим родственникам, друзьям.
  4. Потому что просто хочется.

Какие черты характера подсказали тебе тот или иной ответ:

Завистливость хвастливость

доброта, заботливость

практичность жадность

  1. Работа в группах.

Я прочитаю вам небольшой текст.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная.« Знаешь,- сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа".»

Как, по- твоему, поступил Костя? Расскажи эту историю до конца в каждом

из вариантов:

  1. Ушел в свою комнату и долго рыдал, чтобы мама слышала.
  2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой
  3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда- то пойти

Обсуждение

Что при этом почувствовала мама? Как она себя вела?

Что в конце концов почувствовал сам Костя?

Удалось ли найти  выход из положения? (стал утешать маму, появится более удачный момент)

6.Работа по тетради. (с 16,№ 1, 2)

7. Советы Знайки -

Что такое доброта?

Как ты понимаешь это качество?

О чем приятнее вспоминать и рассказывать другим:

О том, как ты помог кому - то, или о том, как кого - то обидел? Доброту в себе надо «тренировать»:

Совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

Упражнение на тренировку доброжелательности.

Вспомни и расскажи о хороших качествах, добрых поступках своих одноклассников. Постарайся припомнить как можно больше хорошего о каждом.

Как ты чувствуешь, когда тебя дразнят?

Совет: если при тебе кого -то обижают, поддержи слабого. Помни: словом можно спасти.

8. Д.з. (с 16№3)

9.Итог.

Что нового вы узнали о себе? Обсудите это со своими родителями.

Урок 10.

Тема: Спешите делать добро.

Цель: !.Предложить учащимся задуматься о добром отношении к людям, о необходимости творить добро.

2.Способствовать формированию чувства заботы о нуждающихся в ней людях.

1.Орг. момент. 2.Введение в тему.

-Сегодняшнее занятие у нас не простое, а волшебное. А знаете почему? Потому, что сегодня мы попробуем стать волшебниками. А для этого надо попасть в сказку и понаблюдать.

  • Что там волшебного происходит?

-Так что же волшебного делают в сказках волшебники? Да, они творят добро.

чем же это выражается? (помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому)

вы можете  помочь  человеку?  Как?  ·

-Значит, и вы можете быть волшебником, ведь главное волшебство- это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнце. Как вы понимаете это выражение?

  1. .Работа над новой темой.

-Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей что мы ощущаем? (Учитель на доске рисует солнышко и на его лучиках записывает слова: теплота, внимание, заботливость)

-Итак, каждый лучик дарит людям теплоту, заботливость, внимание.

Получается , что каждый лучик- волшебный. Давайте проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ее- и лучик летит к (называет имя ученика). Он делает тебя внимательным и заботливым.

кому вы бы хотели проявить свое внимание и заботу? Что бы ты сделал? Почему?

-Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик?

этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим послать солнечный лучик доброты сверстникам)

  1. .Работа  в тетради.

Стр.17, 1, 2, 3.

  1. д.задание с.17 №4
  2. Итог урока

  • Какие пословицы о доброте ты знаешь?
  • «Делать людям добро- хорошеть самому». Как ты понимаешь это выражение?
  • Что означают слова «сострадать», «соболезноваты>, «сопереживаты>. Что их

объединяет?

Урок 11.

Тема: Я и мое здоровье.

Цель: 1.Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой личности.

  1. Выделить компоненты здоровья.
  2. Познакомить с правилами, помогающими сохранить

здоровье.

1. Орг. момент. 2.Введение в тему.

-Как вы понимаете выражение: «В здоровом теле - здоровый дух»?

  • Сегодня мы поговорим о здоровье

3. Работа по теме урока.

  • Какого человека можно назвать здоровым? С. 19 №4
  • Что является помощником в сохранении здоровья? 1 Режим дня.
  1. Личная гигиена.
  2. Закаливание, движение
  1. Работа в группах.

1 группа составляет режим дня .

  1. группа составляет правила личной гигиены.
  2. группа рассказывает о закаливании, о движении.

-Как режим дня, гигиена, закаливание влияют на сохранение здоровья? С.1 №1

  1. Работа над правилами гигиены.

С.18 №3

-Закончи предложения:

  1. Чистить зубы надо два раза в день ...(утром и вечером)
  2. Перед едой нужно обязательно ...(мыть руки)
  3. Во время еды нельзя ...(разговаривать)
  4. Никогда не ешь немытые ...(фрукты и овощи) 5.Свет при письме должен падать . . .(слева)

-Как вы понимаете мудрую народную поговорку: «Кто долго жует, тот долго

живет»?

  • Что значит правильное питание?
  1. Поговорим о болезнях.

  • Что делать, если вы все-таки заболели?

-Какие признаки простуды вы знаете?

  • Отчего может заболеть живот?

-Что обозначает слово «поликлиника>>, «больница»?

-Назови специальности врачей?

-Что лечит каждый врач?

  1. Итог

-Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Тема : Вредные привычки .

Цель: 1. Дать понятие о вредных привычках.

2. Способствовать формированию представлений учащихся о здоровом образе жизни.

1.Орг. момент.

  1. Введение в тему.

-Прочитай слова: привычка, зависимость, последствия.

-Какие вопросы возникли?

  1. Работа над темой.

-Как вы понимаете, смысл мудрых слов «Посеешь поступок- пожнешь привычку. Посеешь привычку- пожнешь судьбу»

- Почему некоторые привычки называют вредными?

-Назови  вредные привычки? (с.20 №1) Послушайте сказку.

В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, выучили волшебные слова. И с их помощью могли перемещаться из города в город. В один чудесный день они приземлились в странном городе. Их встретили маленькие желтые человечки с желтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящиеся трубки, все время курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым . Жители выглядели как маленькие старички

и рано умирали. Через три минуты пребывания в этом городе волшебники

почувствовали, что задыхаются. От дыма появились кашель, насморк и слезы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твердым намерением узнать все о курении и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки. Давайте и мы поможем им. Это интересно.

Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым

состоит из множества вредных веществ. Никотин отрицательно влияет на работу сердца - оно быстро изнашивается. Табачные смолы засоряют легкие. Дыхание становится слабым. В легких постепенно скапливается табачный дым и сажа. Кашель травмирует легкие. Никотин  вызывает привыкание (зависимость). Организм курильщика не усваивает кислород в нужном для человека количестве. Отсюда ухудшение памяти, внимания,  повышение утомляемости зрении, снижение слуха.

-Я считаю, что курить начинают,

подражая взрослым, из любопытства и от безделья. А вы как думаете?

-Если вам предлагают попробовать покурить, то у вас всегда есть выбор. А

как вы думаете?

4.Работа по тетради. С.20 2, 3.

  1. Повторение.

Учитель делит доску на две части. Справа перечисляются причины вредных

привычек, а справа то, что может заменить эти вредные привычки.

Из любопытства От скуки

Для поднятия авторитета

За компанию

Чтобы почувствовать себя взрослым

  1. Итог.


Заняться любым интересным делом.

-Я умею сказать нет любой вредной привычке.

7. д. з.

Приготовь сообщение о герое из книг, который победил свою вредную

привычку.

Тема: Моя малая Родина.

Цель: 1. Дать понятие о малой Родине.

  1. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к своей малой Родине, её истории, культуре, традициям.

1.Орг. момент. 2.Введение в тему.

Есть на свете такой уголок, На земле, что тебя обогрела .

Селенги здесь бурлящий поток, Ароматы черёмухи спелой .

Солнце нежно ласкает любя. Мчатся мимо столетия, годы . .. От ветров защищают тебя

Здесь крутые, упрямые горы .

Я люблю свою милую Родину Цвет черёмухи над Селенгой, Я люблю свою малую Родину,

К ней хочу прикоснуться рукой.

(Н. Астраханцев)

-Что такое малая Родина?

3.Работа над темой.

-Запишите основные сведения: Республика         

Район-------------

Название поселка--------

Главная улица поселка                _

У какой реки расположен поселок        _ Давайте познакомимся с его географическим положением.

-Поселок Каменск находится в Кабанском районе Республики Бурятия. С южной и западной сторон поселок упирается в сопки Хамар- Дабана, а с северо- восточной стороны -дельта реки Селенги, побережье Байкала.  До районного центра с. Кабанск всего 12 км, а до столицы Бурятии г. Улан-Удэ 120 км.

Поселок Каменск был образован в 1949 году. Построен между селом и

станцией Тимлюй. Почему поселок так назван? Посёлок так назван в честь белого камня известняка- основного сырья для цементного завода.

Кто в Каменске живет? По данным последней переписи в поселке

проживает чуть более 7 тысяч человек . Все жители нашего поселка считают себя сибиряками, каменчанами.

------------

  1. Работа в группах

Что ты можешь рассказать интересного о посёлке и показать гостям ?

  1. Работа по тетради. С21 №1.

Моему Каменску.

Укрытый горами, С дымкой вразлет

Посёлок - кораблик из детства плывет ... И речка Тимлюйка

Бежит и бежит,

И каждая струйка о чём-то звенит.

Куда всё умчалось, В какие края?

Со мною осталась лишь память моя, Осыпан снегами,

Омытый дождём, Мой маленький

Каменск -родительский дом ...

Всё в мире проходит, А память живёт,

И мой пароходик

По сопкам плывёт ... Из детства плывет ...

(В. Халтуев)

-Какими словами автор описывает наш посёлок?

- С чем он его сравнивает?

-Как относится к своей малой Родине?

-Как мы должны относится к своему посёлку?

  1. Итог.

  1. Д. з. Составь маршрут для посещения интересных мест в нашем посёлке. Пусть тебе помогут родители. Представь свой маршрут на уроке.

Тема: Бурятия - край у Байкала.

Цель: 1. Познакомить с символикой Бурятии, ее значением.

2. Воспитать у учащихся чувство гордости за свою Республику.

  1. Орг. момент.

  2. Введение в тему

-Прочитай слова: герб, гимн, флаг, Байкал, Соёмбо, Бурятия.

-Какие вопросы возникли?

-Предположи тему урока.

3.Робота над темой.

-Как называется республика, в которой ты живешь?

-Почему о нашей республике знает весь мир?

-Как вы понимаете пословицу« Нет в мире краше, чем Родина наша» Наша Родина- Россия, а малая Родина  - Бурятия.

И сегодняшнее наше занятие мы посвятим Бурятии.

Каждая страна гордится своими национальными и природными достояниями. А какими достояниями может гордиться наша республика? С. 23 2.

-Одно из важных достояний - озеро Байкал. Славное море, священный Байкал

Мы драгоценней не знаем святыни. Звонко народ мой тебя прославлял, Звонко тебя величают поныне.

В песне старинной народ сочетал Горе свое и надежду, и счастье.

«Славное море, священный Байкал»

Пел он и в солнечный день, и в ненастье .

Ближним ли дальним пойдем мы путем, Где бы над нами заря не вставала. Много чудесного в мире найдем,

Но не отыщем второго Байкала.

Гордится наша республика своими людьми: знаменитыми поэтами, писателями, художниками . (выставка книг) Все они воспевают красоту родного края.

-А теперь я хочу пригласить вас в выставочный зал государственной символики Бурятии.

Знакомство с гербом.

Герб - это отличительный знак, который есть у каждого государства . Посмотрите на герб Бурятии. Он обрамлен кругом - символом вечности из трех цветовых полос флага. Внутри круга волны Байкала и горы.

Вверху герба традиционное соембо -луна , солнце, очаг. Внутри герба - лента хадага- символ государства с названием республики на бурятском и русском языке.

Знакомство с флагом.

Флаг Бурятии представлен тремя цветами - синим, белым, желтым. Они символизируют небо, чистоту и вечность.

( с.22№1)

Знакомство с гимном. (с.24)

Гимн - это торжественная песня. Когда исполняется гимн, все должны встать, а мужчины снять головные уборы

Слова гимна написал Д. Жалсараев, а музыку А. Андреев. Прослушайте гимн.

- Что вы почувствовали?

-Почему гимн исполняется стоя?

Каждый гражданин должен гордиться своей Родиной, знать и чтить символы

своего государства.

5.Итог урока.

-Отгадай кроссворд.

1.Священное озеро - гордость нашей республики.

  1. Столица нашей республики.
  2. Главный символ (эмблема) любого государства.

4.Лlоди этой национальности проживают в нашей республике.

  1. Как иначе называется стяг.
  2. Торжественная песня - символ государства.

4

3

5

6

1

2

я         1

6.Д. з.

Спроси у своих близких, знают ли они о символике Республики Бурятия, что она означает. Расскажи им о том, что узнал на уроке.

Урок 15.

Тема: Символы государства .

Цель: !.Сформировать представление учащихся о символах государства, их значимости.

2.Воспитывать у учащихся Чувство гордости за свою страну.

  1. .Орг. момент.

  1. .Введение в тему.

-Посмотрите, какие иллюстрации я приготовила сегодня для вас (картины с изображением  русской  природы)

-Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»?

-А почему мы можем сказать о ней-родная природа?

-Как вы думаете, как назвал свое стихотворение поэт Иван Саввович Никитин?

И поля цветут, И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах Света белого

Про тебя идет Слава громкая .

-Это стихотворение названо автором «Русь». Послушайте его продолжение:

И уж есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя Назвать матерью.

-Почему поэт называет Русь матерью?

  1. .Работа  над темой

-Прочитайте  пословицы . Как вы их понимаете? Одна у человека мать, одна у него и Родина. Нет в мире краше Родины нашей.

Всякому мила своя сторона.

-Как называется наша Родина?

-Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы

-Какие символы страны вам известны?

-Догадайтесь, о каких символах страны идет речь?

1. Прикрепленное  к древку или шнуру полотнище определенного  цвета или нескольких  цветов (флаг)

  1. .Эмблема государства. (Герб)

  1. .Торжественная  песня, принятая как символ государства.  (Гимн)

-Как вы думаете, есть ли у России перечисленные  символы?

Показать изображение герба России. Герб- это главный символ государства. Герб России - двуглавый Орел, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Двуглавый Орел- символ вечности России, символ глубокого уважения к своим корням и национальной истории.

У России флаг трехцветный. Белый цвет - цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее. Красный цвет-это цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны. Гимн- торжественная песня, прославляющая страну. Исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна все обязательно встают

-Прежде, чем мы прослушаем мелодию гимна, ознакомимся с его текстом на с.26 №4.

-Почему мысль об отечестве связана с мудростью предков?

-Найдите слова, которые звучат, как клятва.

-Что значит священная?

-Что такое держава?

А теперь давайте прослушаем  гимн России.

-Какое чувство вы испытали?

  1. .Работа по тетради.

С.25 №1, 2, 3.

  1. .Итог урока.

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Какие символы нашего государства вы видели на торжественном  празднике, посвященном  началу учебного года? Запомните эти символы

6. Д .з. с.26 №4.

Урок 16

Тема: Обобщающий урок .

Цель: Обобщить знания учащихся по курсу.

  1. Орг. момент.

  1. Введение в тему.

-Сегодня у нас заключительный урок . Давайте вспомним, что нового мы узнали.

  1. Работа над пройденным материалом.

-Как называется наша тетрадь?

-Кто является гражданином?

-Что такое правило?

-Почему необходимо выполнять правила и соблюдать законы? Приведите примеры.

-Посмотрите, ребята, что у меня в руках? (показать свидетельство о рождении)

-Что в нём записано? Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.

-Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?

-Очень часто мы слышим слово- Родина. А что связано с этим понятием? (Учитель бросает мяч и каждый поймавший заканчивает фразу одним  словом: « Родина - это ...»). Сколько ассоциаций у нас возникает, когда мы слышим слово «Родина» . А теперь представьте (включает музыку): знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка.

Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля :

Это- русское раздолье, Это русская земля! Вижу горы - исполины, Вижу реки и моря:

Это - русские картины, Это -Родина  моя.

Работа в группах.

-Заполните пропуски

Государство                                _

Республика        ­

Район        -

Поселок        -

-Назови символы Российской  Федерации.

-Назови символы Республики  Бурятия.

-Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей Родины, гордиться ими, гордиться  своей Родиной. Давайте прослушаем гимн.

-Какие чувства вы испытали, когда он звучал?

-В чём ,на ваш взгляд, может проявиться служение Родине? (Служба в армии, добросовестный  труд, бережное отношение к природе)

чём может проявиться служение Родине вас как маленьких граждан? ( Хорошо учиться, бережно относиться к школьному  имуществу, расти добрыми, отзывчивыми и т.д.)

На нашей планете много разных государств. Но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордиться своей Родиной, любит её, старается сделать всё возможное, чтобы она стала ещё богаче и прекрасней. И хотя вы ещё маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по курсу Информатика и ИКТ, 3 класс , УМК Матвеевой Н.М.

В данном документе представлено примерное поурочное планирование по курсу информатика и ИКТ, 3 класс....

Поурочные планы по курсу русского языка во 2 классе (1–4) по учебнику: Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина

В разработках уроков содержится разнообразный занимательный материал и т.д....

Учебно-методическая разработка. Социально ориентированный проект «Осень» по предмету «Предметно-практическая деятельность» с поурочными разработками.

В материале предсталени опыт работы с детьми с ТМНР по пректной деятельности. Учебно-методическая разработка содержит структуру проекта, а также конспекты занятий  для каждого этапа проекта....

Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности», 1–4 классы

Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов общеобразовательной начальной школы...

Поурочные разработки по курсу «Русский язык», для 2 класса УМК «Планета знаний».

Поурочные разработки по курсу «Русский язык»,  для 2 класса УМК «Планета знаний»....

Поурочные разработки внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

В пособии представлены поурочные разработки внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России» для 1 класса. Здесь учитель найдет все, что необходимо...