Программа "Азбука дорожной безопасности" для 4 класса
рабочая программа

Грудинина Галина Владимировна

Программа по внеурочной деятельности для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl._azbuka_dorozhnoy_bzopasnosti.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

 им. Героя Российской Федерации А.И. Баукина»

городского округа Шатура

Московской области

УТВЕРЖДЕНА      

приказом директора № 199 о/д

 от 31 августа 2018 года

                 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности по курсу

«Азбука дорожной безопасности»

4 класс

                         

                                                                                  Составил: Грудинина Г.В

учитель начальных классов

п. Радовицкий, 2019 г

Пояснительная записка

           Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности"

во 1-ом классе разработана на основе Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ п.Радовицкий», программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Сборник программ         внеурочной         деятельности:1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2015.

           Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающегося как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем обучающиеся смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Рабочая программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

 Рабочая программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами  изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Азбука дорожной безопасности» является сформированность следующих умений:

Содержание программы внеурочной деятельности

Ориентировка в окружающем мире (11 ч.)

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход (17 ч.)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир (7 ч.)

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Календарно -тематическое планирование 2018-2019

4  класс

№ п\п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Планир.

дата

Факт.

дата

1

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

Ориентировка в окружающем мире – 11 ч.

2-3

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

4-5

Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

Классифицировать виды транспорта. Характеризовать и сопоставлять виды транспорта

6-7

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами.

Знакомить с правилами дорожного движения для водителей. Обсуждать ситуацию «Если бы на свете отменили все правила»

8

Творческая работа «Мой друг велосипед»

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

9

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

10-11

Проект «Транспорт будущего».

Ты – пешеход- 17 ч.

12-13

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

14

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной

15

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Сравнивать дорожные знаки. Соотносить знаки с требованиями. Объяснять требования знаков.

16

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте)

17

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

18

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля: устный опрос; письменная самостоятельная работа; творческая работа.

19

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

20

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по посёлку.

21-22

Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге и в транспорте.

23

КВН «Азбука безопасности»

24-25

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Целевая прогулка

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

26

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; способность к самооценке.

27

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

28

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

Ты – пассажир- 6 ч.

29

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения», способность к самооценке.

30

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.

Положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения», способность к самооценке.

31

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

32

«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП»

33

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

34

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

Всего

34

Список методической литературы:

1.«Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Сборник программ

внеурочной         деятельности:1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2015.

2. «От велосипеда до автомобиля» 2013 г. авторы: В.В. Кузнецов, А.Е. Цыпкин, Ю.Г. Безруков изд. «Ежедневные новости. Подмосковья»

3. «Дорожная азбука» 2012 г. изд. «Ежедневные новости. Подмосковья»

4. Диск CD «Правила дорожного движения» изд. «Учитель»

5. Диск CD «Этика для водителя» (пешеходам, пассажирам, водителям)

СОГЛАСОВАНО

Протокол от ______________№_____

заседания ШМО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ____________ Е.А. Власова

                                                                                          02.09.2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

Игра-соревнование в 1 классе по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Цели: • повторении и закрепление знаний правил дорожного движения, правил              поведения в общественном транспорте; • трен...

Разработка внеклассного мероприятия, проведённого в 4 классе по основам дорожной безопасности «Школа дорожных наук ».

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.          Мною составлена рабочая програм...

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 4 классов по правилам дорожного движения на тему "Правила дорожные знать каждому положено"

Сценарий внеклассного мероприятия по ПДД для учащихся 4 классов в виде конкурсной программы....

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...

Мероприятие по ПДД «Мы знаем правила дорожного движения». (классы ГУО и ССД)

Цель: создать благоприятные условия для формирования у детей элементарных знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения.Задачи:- способствоват...