Родителям первоклассников.
консультация (1 класс)

Дзюина Надежда Ивановна

Советы родителям первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_pervoklassnikov.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Родителям первоклассников.

1 сентября первоклассник вырывается из рук родных, торжественно поднимается на школьное крыльцо и исчезает внутри здания. И отныне он предоставлен самому себе на фоне непредсказуемых для него трудностей и опасностей.

Но как мало порой успехов первых недель учебы зависит от него самого! Зато как много эти недели определяют во всей его дальнейшей жизни…

Какие советы можно дать родителям первоклассников?

Дорогие родители!

1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой.

2. Не торопите его, ведь умение рассчитывать время – задача родителей.

3. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.

4. Забирая первоклассника из школы, не спрашивайте его о том, что он сегодня получил. Спрашивайте, что нового он узнал.

5. Если малыш огорчен – ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет все сам.

6. А когда вы выслушаете замечания учителя, не торопитесь наказывать своего сына или дочь, особенно при учителе.

7. После школы необходимо 2–3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе. Лучшее время для дополнительных занятий – 15–17 часов. Это должно быть рисование, чтение книг, лепка. И помните, уважаемые родители, вы должны хотя бы 30 минут в день принадлежать ребенку!

О ПЕРВЫХ СТРАХАХ И ПРОБЛЕМАХ

Большинство из нас помнят свои первые дни в школе. Нетрудно догадаться, почему первое знакомство со школой оказывает неизгладимое впечатление на нас. Переступая порог школы, мы оказываемся в чужом и пугающем нас мире, отличающимся от знакомого и безопасного мира детского сада и своего дома. Этот мир наводнен новыми людьми и впечатлениями, здесь ждут от нас совсем иного поведения. Этот мир исключает всех тех людей, которые любят и заботятся о нас дома.

Перемещение ребенка из знакомого мира в мир пока еще незнакомый – школьный – нужно осуществить с помощью родителей и их терпеливого отношения ко всем проявлениям не всегда спокойного поведения чад.

Каковы первые трудности?

1) Первые впечатления о школе могут не совпасть с мечтами  ребенка. Как бы вы не подготовили ребенка, все равно он до конца не понимает, зачем ему надо идти в школу. Вы объяснили ему, что там занимаются мальчики и девочки, но он еще не осознал, почему это необходимо ему. Вы говорите ребенку, что в школе много интересных и увлекательных вещей, с которыми можно играть, но он может быть доволен теми игрушками, которые есть у него дома. Вы говорите ему, что он приобретет себе много новых друзей, но он находит их поведение явно грубым и странным. Возможно, вы рассказали ребенку, что школа – это место, где он может научиться работать, и однажды, став взрослым, он получит хорошую работу. Но «быть взрослым» – долгий и трудный путь.

Одна из наиболее сомнительных сторон школьной жизни видится ему в том, что учитель уделяет ему слишком мало времени. Дома вы с ним часами проводили время за каким-нибудь занятием. Если он что-то хочет от вас, ему достаточно подойти и попросить. А в школе ему приходится делить внимание еще с двадцатью (и более) детьми. Неудивительно, что он чувствует себя одиноким и покинутым и хочет быть с вами.

2) Он может разочароваться в вас. Первый опыт обучения может подействовать на его чувство к вам. До недавнего времени вы были могущественным человеком и, несомненно, самым важным в его жизни. Вы были способны сделать любое дело, справиться с любыми невзгодами и отвратить любые несчастья, а теперь вы вдруг перепоручили его чужому человеку, называемому учителем.

3) Вам тоже не сладко. Возможно, ребенок не знает, что вы чувствуете то же, что и он. Вы можете почувствовать, что вы его предаете, покидая в тот самый момент, когда он в вас нуждается. Адаптация к школе протекает по-разному. Многие привыкают к школе без ярко выраженного эмоционального стресса. Дети-оптимисты, воспитанные в благополучных семьях, находят школу особенно надежным местом, а те, кто перерос многие домашние игры и развлечения, будут готовы к дополнительной стимуляции и новым впечатлениям, предоставляемым школой.

4) Ваш ребенок может стать неуправляемым. Дети, которые чувствуют себя в школе как рыба в воде, могут пройти фазу трудного поведения дома. Возвратившись домой в конце дня, они могут казаться отчаянно задиристыми и недружелюбными. Мы не должны забывать о негативном поведении ребенка, которое было в трехлетнем возрасте, и понимать, что это ни что иное, как возврат к детскости, который быстро проходит.

5) Почему он так себя ведет? Причиной плохого поведения служит физическая усталость после дня, проведенного в школе. Даже если школа приносит много радости, ему все же трудно привыкать к школьному распорядку. Более того, даже если у него не появляется чувства одиночества, ему необходимо ваше внимание и ласка. К тому же ребенку важно обсудить с вами обиды, которые были нанесены ему за время обучения в школе.

6) Неприятности школьной жизни. Время от времени на жизненном пути ребенка будут случаться те или иные неприятности, вызывающие огорчения: кто-то из детей что-то отнимет у него, без очереди станет играть, толкнет по какой-то причине и т. д. Возможно, что учитель рассердится и сделает замечание. Эти проблемы не минуют ребенка, поэтому участливо выслушайте ребенка, освобождая его душу от гнета. Иногда возникает необходимость растолковать ему кое-что. Насмешки за допущенные ошибки – факты, случающиеся с любым из нас, но мы должны учиться объективности, снисходительности, стараться не замечать их, но помнить, что не имеем право быть безучастными к боли других людей, тем более смеяться над этим. Случается, что ребенок нечаянно что-то сломал, успокойте его, это можно починить вместе с ним или заменить, и тогда ребенок не будет переживать так сильно о своей неловкости, но навсегда усвоит полезный урок, как нужно беречь вещи.

КАК ПОМОЧЬ НАЧИНАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ

1. ЗАБОТА О ВЫПОЛНЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ.

Распорядок дня дает ребенку чувство безопасности, которое помогает ему уверенно и твердо постигать неизвестное. Отдав ребенка в школу, мудрый родитель позаботится о том, чтобы его ребенок выполнял режим дня, соответствующий его возрасту и состоянию здоровья. (Мама провожает в школу и встречает после занятий с распростертыми объятиями, или мама отводит его в школу, а папа или бабушка встречает.) Не так важны подробности, как важен тот факт, что первые дни недели (до тех пор, пока ребенок не привыкнет к школе) вы должны придерживаться режима как можно строже. Лучше, конечно, не делать перестановок в доме в течение времени, пока ребенок не станет чувствовать себя непринужденнее. После казенной обстановки школы ребенку захочется вновь окунуться в привычный для него мир своего дома.

2. КОГДА ВАМ ПРИДЕТСЯ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЖИМ.

Несмотря на тщательность подготовки к грядущим переменам, наступает день, когда вы не имеете возможности встретить ребенка вовремя. Убедитесь в том, что он точно знает, что надлежит ему делать, если это случится. Постарайтесь сообщить педагогу об этом телефонным звонком или предать через посыльного.

3. ВНЕШНИЙ ВИД ШКОЛЬНИКА.

Не надо забывать о том, что значительное место в жизни школьника занимает его внешний вид. Вам следует проследить за тем, чтобы у вашего ребенка была соответствующая учебному заведению одежда, чистый носовой платок, обувь по погоде и сменная обувь (если это требуется в школе). Приучите ребенка к тому, как обращаться со своими принадлежностями. Учитель часто просит детей принести что-нибудь из дома или смастерить в домашних условиях, передать записку родителям, выглядеть особенно нарядным для посещения фотографа, взять деньги на экскурсию. Помогите ребенку запоминать подобные просьбы, спрашивая его, не давал ли ему учитель какого-нибудь задания или не просил передать какую-либо просьбу для родителей.

4. ЗНАКОМСТВО С УЧИТЕЛЕМ.

Сотрудничество с учителем поможет вашему ребенку быстрее адаптироваться к новым социальным условиям. Поэтому покажите учителю, как вы заинтересованы в образовании своего ребенка и горите желанием увидеть, что он хорошо начал свою школьную жизнь. Если у ребенка есть какие-то особенности, которые могут привести к проблемам, расскажите о них учителю. Ребенок может быть чересчур робок или активен, испытывать трудности в учебе из-за болезни. Посвятив учителя в проблемы, вы можете надеяться, что вместе вы сумеете решить эти проблемы быстрее.

Многим детям первое время трудно привыкать к новым общественным требованиям, которые выставляет школа. Внимательно выслушайте, что говорит учитель, но если вы не согласны, парируйте вежливо, но твердо. Это ваш ребенок и вы знаете его достаточно хорошо.

Памятка для родителей

  • Ребенку необходим режим дня.
  • Важно, чтобы расписание уроков и дополнительных занятий было всегда у ребенка перед глазами.
  • Готовьте портфель со школьными принадлежностями заранее, с вечера.
  • Проверьте, чтобы в портфеле были запасные ручки и карандаши.
  • Провожайте и встречайте ребенка, пока он в этом нуждается.
  • Обсуждайте с ним его проблемы и выясняйте причины неудач.
  • Обращайтесь к учителю, если вы видите, что проблемы неразрешимы самостоятельно.

Преодоление утомления и ранней усталости

Это очень серьезная проблема, на которую родители зачастую не обращают внимание. Если ребенок утомлен, то изменяется его поведение. Он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается. Происходит изменение регуляции физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица). Дети часто жалуются на усталость: у некоторых процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут заснуть.

Преодоление ранней усталости – задача сложная, и решение ее должно быть комплексным. От родителей требуется, в первую очередь, правильная организация труда и отдыха ребенка. Поэтому необходимо соблюдать следующие п р а в и л а:

– лучшим отдыхом от любого вида работы является смена вида деятельности (с интеллектуальной  на физическую,  и наоборот). Поэтому во время занятий через 20–25 минут необходимо делать перерыв – физкультурную паузу (5–10 минут);

– физические упражнения, выполняемые во время перерыва, должны быть направлены на активизацию позвоночных и глазных мышц, а также рекомендуется легкий массаж головы и дыхательные упражнения;

– рабочее место ученика должно быть чистым, уютным и удобным, должен поддерживаться нормальный световой режим, температура воздуха 18–19°С тепла, исключаются отвлекающие факторы;

– важным моментом является одобрение деятельности ученика, постарайтесь радоваться каждой малейшей удачи вашего ребенка.

Как помочь детям с удовольствием делать уроки?

Если ребенок не хочет делать уроки, это может означать только одно: у него что-то не получается. Задача родителей – помочь своему ребенку. Хотелось бы дать несколько советов, как это сделать грамотно и непринужденно.

Как только ученик пришел домой, помогите ему достать из портфеля необходимые учебники и тетради, сложить их на левый угол стола (по мере выполнения заданий будем перекладывать их на правый). А по тому предмету, с которого решено начать, нужно заранее открыть тетрадку и учебник, ведь продолжить любую деятельность легче, чем начать ее. Итак, приступая к урокам, обязательно попросите ребенка вспомнить, что задано на дом. Он не должен считать, что его это не касается, даже если у мамы все записано. И если вспомнил что-нибудь, непременно похвалите.

Если вы видите, что ребенок не в состоянии продолжать работу, нет смысла настаивать. Лучше объявите короткий перерыв, дайте задание попрыгать, например, 10 раз и проползти под стулом. Количество раз должно быть строго регламентировано, иначе вы потеряете контроль над ситуацией.

Если вашему ребенку трудно дается чтение или запоминание каких-либо слов, текстов, правил, стоит прилепить в самых разных местах вашего дома листочки с этими словами или текстами, написанными разным шрифтом, повернутые боком и «вверх ногами» – это поможет ребенку привыкнуть опознавать буквы, слова, тексты в любом положении и будет способствовать выработке автоматизма при чтении или запоминании.

Если ваш сын или дочь все равно не хочет делать уроки, надо принципиально изменить формулировку: «Помоги мне, пожалуйста. Я что-то никак ни могу прочитать, сосчитать…», «У меня испортился почерк. Напомни, пожалуйста, как красиво написать букву…», «Я забыла как написать слово… Помоги мне, пожалуйста». Перед этим не устоит ни один ребенок! И чаще хвалите. Даже за самое маленькое достижение!

Как помочь первокласснику преодолеть барьеры и начать учиться? «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет читать, считать до 100, знает цифры. Он прекрасно подготовлен к школе» – так представляют молодые родители своего сына. Но что, собственно, это значит «знать цифры»?   И почему дети, умеющие читать, писать и «считать до 100», в огромном числе случаев, не могут делать уроки без помощи родителей?

Почему Катя, которая рисует, лепит, умеет читать и хорошо ходит на лыжах – эта Катя делает уроки только с мамой и всякий раз со слезами? А Илюша, который в силу стечения житейских обстоятельств в 7 лет уже умеет вполне прилично говорить и читать на двух (!) языках, не может решить математические задачи, предлагаемые в рабочей тетради первоклассника.

Да, Катя умеет «считать до 100». Катя знает, что в будущем году ей исполнится 7 лет, потому что она пойдет в школу. Но отсюда вовсе не следует, что Катя владеет операциями с числами.

Поэтому девочка не может ответить на вопрос о том, сколько лет ей было в прошлом году: пусть 5, пусть 4 – какая разница? Ведь 7 для Кати – это вовсе не число, которое следует при счете после 6. Это нечто вроде сверкающей надписи: «Ты большая, ты идешь в школу!»

Утверждая, что 7 для Кати – не число, имею в виду, что в ее представлении 7 никак не соотносится с другими числами.

Итак, получается, что пресловутое умение «считать до 100» скорее сродни знанию наизусть стишка.

На вопрос: что тяжелее – килограмм железа или килограмм ваты? – десятки смышленых ребят из предшкольных (подготовительных) групп отвечали, что килограмм железа тяжелее. Из чего следует, что ребенок 6 лет может сам купить килограмм сахара, но смысл слова «килограмм» от этого не становится более определенным. Родители об этом, как правило, не задумываются.

Равным образом первоклассники не понимают и того, что от перестановки слагаемых сумма не меняется – даже если он выучил в школе, что это именно так. Ведь его знания этого закона опираются на то, что так сказала учительница. Огромная пропасть лежит между этим механическим запоминанием, заучиванием (как стихотворение) и подлинным пониманием, что 4 + 3 – это то же самое, что 3 + 4.

Известный психолог Лев Семенович Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного, весьма негативного результата.

Знания нужны не ради знания. Результатом обучения должны являться не только знания, но и определенный стиль мышления.

В ином случае мы можем в результате получить «ходящую энциклопедию», не способную применить свои знания для решения элементарных задач. А поэтому единственным и правильным путем познания является интеллектуальное развитие (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоничном единстве с ним).

Говоря о подготовке к школе, мы говорим о детях шести-семи лет, ведущим видом деятельности которых в познании нового является игра.

Какие же игры принесут наибольшую пользу для интеллектуальной подготовки ребенка к школе?

Если у вас есть возможность раньше (еще до года) дать своему ребенку «Умные игры», то они принесут неоценимую пользу вашему ребенку. Что же это за «Умные игры»?

Это, конечно же, конструкторы. Они развивают мелкую моторику (а значит речь), конструкторские способности, умение анализировать, внимание, геометрические представления.

Мозаики – развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику, цветоощущение, творческое воображение.

Такие игры как лото, домино – знакомят с окружающим миром, цифрами и числами, буквами и слогами, учат сравнивать, анализировать и быть внимательным.

И, конечно же, игры-головоломки из серии «Маленький гений».

Каждая из игр будет полезна вашему ребенку. Важно не навязывать их, не заставлять в них играть. Если игра не интересна ребенку, уберите ее подальше на время, просто ребенок еще не созрел, еще не пришло время этой игры.

Не думайте, что если соседский ребенок делает из какой-либо игры «чудеса», а ваш нет, то это говорит о чем-то плохом. Просто интересы вашего ребенка на данном этапе проявляются наиболее успешно в чем-то другом.

Наблюдая за игрой, не подсказывайте ему варианты решения, не делайте за него, не торопите его, не упрекайте, если вдруг неправильно что-то сделал. Дайте ему возможность «победить самому».

      Уважаемые родители, воспитатели, учителя! Пусть у вас никогда не опускаются руки, даже если вы останетесь единственным, кто будет продолжать верить в своего ребенка. Взрослым надо лишь помочь ребенку интеллектуально и нравственно развиваться и научить его учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...