Статья "Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье"
статья

Лариса Леонидовна Кайгородова

Статья для родителей учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

      Семья — ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимании, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский по этому поводу говорил: «Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя».  Основа воспитания детей - семья, так было всегда, так будет впредь. Молодые мамы хорошо знают, как кормить, одевать, прогуливать, но как воспитывать? Таких консультаций они не получают и воспитывают, как умеют. Семьи бывают разные: хорошие и плохие, полные и неполные, распадающиеся и уже распавшиеся. В таких семьях есть дети.

      Как создать в семье обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно?

      Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

- власть используется лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Также, родителям необходимо придерживаться нескольких простых советов:

       Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

       Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

     Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место.

     Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

     Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.

      Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды. Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль.

       Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

      Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

    Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

      Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: « Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду ( вымыть пол, вытереть пыль, полить цветы и т.д.).

    Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: « Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

    Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

       Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений. Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.

 Если вы хотите стать современными родителями, то должны в своем      воспитательном усердии следовать основным правилам последовательно и неукоснительно.

     Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении. Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная обстановка. Воспитание детей одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.

     Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь.

Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой. Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети — тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых.

     Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели. При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка.

     Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его.

    Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу - дать осознать услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки.

Главное — оценить поступок, а не личность. Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться.

     Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность. Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка — не одно и то же. Воспитание должно быть поэтапным. Задача родителей — своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

     Воспитатель должен быть строгим, но добрым. И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жестокость и бескомпромиссность — как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, — это дает результаты в воспитании.

     Такое состояние формируется в семье не сразу, а постепенно. Все зависит, чем мы руководимся в каждой ситуации. Если мы ставим на первое место правила, мораль, материальное благополучие, а человека вообще не ценим, тогда мы теряем важное, без чего никто не может существовать – любовь и уважение к душе.

     Правильная расстановка приоритетов – важный фактор в семье. Первым делом человеческая душа, затем ум, тело, способности, нравственность, порядочность и т.д. Как только начинает рушиться правильность приоритетов, постепенно пространство семьи наполняется негативом, а не энергией Любви.

     Создавайте атмосферу Любви в семье сами, не ждите, что кто-то приедет, наколдует и все образуется. Ничего подобного. Мы и только мы, должны научиться сами строить свою жизнь таковой, какой мы хотим ее видеть, чувствовать, желать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание атмосферы защищенности, тепла и любви в семье младшего школьника

Статья предназначена для учителя начальных классов, который вновь набирает 1 класс. Надеюсь, что данный материал поможет вам при проведении первых родительских собраний....

памятка для родителей о создании благоприятной атмосферы в семье

Что же такое благоприятная атмосфера  в семье и как ее создать, для нормального,гармоничного развития личности ребенка?Надеюсь,эти небольшие,но очень полезные рекомендации помогут многим семьям в...

Памятка для родителей. Атмосфера в семье.

В материале приведены две памятки для родителей: 1. Создание благоприятной семейной атмосферы. 2. Воспитание трудолюбия у детей в семье....

Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе.

В статье рассматриваются стили семейного воспитания....

Родительское собрание "Тепло родительской любви"

Цель: формировать мотивацию учащихся к раскрытию своих чувств перед родителями; определить значение родительской любви в судьбе ребенка...

Создание атмосферы защищенности, тепла и любви в семье младшего школьника

Каждый год в школу приходят ученики, кто-то с надеждами, кто-то с большим желанием, кто-то, к сожалению, со слезами на глазах.  И каждый раз перед педагогами и родителями встает вопрос: что нужно...

Методика на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

В современном мире большинство преподавателей сталкиваются с проблемными детьми. Для выявления причин возникших проблем педагоги используют различные методики, начиная с младшего дошкольного возраста....