Программа кружка "Моя малая родина"
рабочая программа (3 класс)

Богданова Оксана Васильевна

Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кружок144 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДА НЯНДОМА»

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

  «Рассмотрено»                                «Согласовано»                                    «Утверждено»

на заседании МО                            Зам.директора по ВР                      Директор МБОУ «СШ №7

Протокол № 1от                               Вышинская Н.В.______                      г.Няндома» Арх.области  

28августа 2015г                                28 августа 2015г                                    Бузак Л.Н.________

                                                                                                                           31 августа 2015г

                                                                           

                                                                                

 

  1. Образовательная
  2. программа внеурочной деятельности
  3. «Моя малая родина» 3 - 4 класс
  4. (военно- патриотическое направление)

 

                                                                    Составитель: Богданова О.В.,

учитель начальных классов    

                                                                   

     

г.Няндома

2015 - 2016 учебный год

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы:

    Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.                          

        В последнее время в  России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

        Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

        Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.

        Программа составлена с учетом государственного заказа (Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, ФГОС), общественного заказа (опрос детей и родителей).                                      

    Данная программа кружка ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся.  Предлагаемая программа имеет общий объём 68 часов.

Цель: создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции основного и дополнительного образования.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть значимость «малой» Родины в жизни человека и что она начинается с его дома; любовь к Родине – это возвышенное чувство, которое помогает человеку выживать;
  • формировать бережное отношение к истории и природе родного края, воспитывать желание оказывать посильную помощь своему селу;
  • формировать чувство ответственности за свою «малую» Родину;
  • знакомить с жизнью и деятельностью знаменитых людей своего села;
  • формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.

        Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это значит, что в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать проблемы, доказывать верность своих идей.

        В 3 классе основным видом деятельности является учебно — проектная деятельность. Учебно — проектная деятельность — это форма организации работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  • целеполагание, выдвижение гипотез;
  • ознакомление с информацией по данной проблематике;
  • сбор собственного материала, его анализ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

Программа кружка так же носит и комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).

  • Принцип учета эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).
  • Принцип учета объема и степени разнообразия материала (переход к новому объему материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения.
  • Принцип взаимодействия человека с природой.

Подходы к реализации программы

  1. Деятельностный:
  • включение учащихся в разнообразные виды деятельности, использование разнообразных форм воспитательной работы;
  • организация совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  • желание и готовность бережно относится к истории и природе родного края, участвовать в мероприятиях по сохранению природных и исторических объектов.
  1. Аксиологический:
  • создание благоприятных условий для развития военно – патриотической направленности каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе; оценивание учебного труда и т.д.
  1. Системный:

интеграция урочной и внеурочной деятельности;

постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д.

Основные методы организации внеурочной деятельности:

  • Практический
  • Рассказ педагога и рассказ детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини – сочинения
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций

II. ЛИЧНОСТНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  И КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином страны.

Выполнять правила поведения на природе, в общественных местах.

Уважать чужое мнение, определяя свою позицию.

Регулятивные

Определять цель своей деятельности с помощью учителя или самостоятельно, искать средства и пути их осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблему творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем и самостоятельно.

Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; использовать основные и дополнительные средства; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок.

Познавательные

Определять, какая нужна информация.

Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители.

Отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений.

Оформлять и представлять полученную информацию.

Коммуникативные

Организовывать взаимодействие  в группе, договариваться друг с другом, распределять роли и т.д.

Прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией; при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументы.

III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников на кружке «Моя малая родина» распределяются по трем уровням.
        
Первый уровень результатов (3 класс) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего родного края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы; развитие краеведческих понятий, помогающий сформировать целостный взгляд           ребенка на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в тесном и неразрывном единстве.
        
Второй уровень результатов (3-4 классы) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде: происходит развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
        
Третий уровень результатов (4 класс) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: происходит приобретение опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки историко — географической краеведческой информации.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ          

     1. В результате  освоения этой деятельностью школьники приобретут      знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о способах самостоятельного поиска и нахождение информации в справочной литературе.

     2. Будут формироваться  ценностные отношения учащегося к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям.

     3. Предполагается, что школьник может приобрести опыт природо-сберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.

       4. Учащиеся научатся работать в коллективе, смогут стать сплоченной командой.

       5. Удастся привлечь учащихся к поисковой и исследовательской деятельности; в ходе реализации программы произойдет развитие у учащихся творческого и практического мышления, трудовых умений и навыков, что послужит основой для самореализации в будущей профессиональной деятельности.

       6. Удастся привлечь родителей к жизнедеятельности детей, они станут активными участниками воспитательного процесса.                                          

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие (1 час)

Беседа «Планируем работу кружка вместе»

Модуль 1.   Мой край — часть большой страны (6 часов)

        Познавательная игра «Мое Отечество». Наш областной центр — город Архангельск. Города Архангельской области.

    Модуль 2. История малой родины (19 часов)

        Моя малая родина. Родной город вчера и сегодня.

        Моя школа — мой дом. Традиции школы. Исследовательская работа «Учителя нашей школы». Мои одноклассники.

Модуль 3. Моя семья — моя история (16 часов)

        Моя семья — моя история. Семейные реликвии. Исследовательская работа «Реликвии моей семьи». Много профессий хороших и важных. Моя семья в истории страны. Исследовательская работа «Мои родители».

Модуль 4. Природа родного края (8 часов)

        Растения и животные нашего края. Красная книга России. Проект «Красная книга родного края».

Модуль 5. Ради жизни на Земле (11 часов)

        Пионеры — герои. Проект «Чтобы помнили». Акция «спасибо деду за победу!»

Итоговые занятия

        Подведение итогов работы кружка.

VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Мой край — часть большой

7

3

4

Познавательная игра «Мое Отечество»

2

2

Наш областной центр — город  Архангельск

2

2

 Города Архангельской области

3

1

2

История малой родины

20

4

16

Моя малая родина.

2

2

Родной город вчера и сегодня.

6

1

5

Моя школа — мой дом. Традиции школы.

3

2

1

Исследовательская работа «Учителя нашей школы»

6

1

5

Мои одноклассники.

3

3

Моя семья — моя история

17

4

13

Семейные реликвии. Исследовательская работа «Реликвии моей семьи»

6

1

5

Много профессий хороших и важных

5

1

4

Моя семья в истории страны. Исследовательская работа «Мои родители.

6

2

4

Природа родного края

9

3

6

2.1

Растения и животные нашего края

2

1

1

Красная книга России

1

1

Проект «Красная книга родного края»

6

1

5

3.

Ради жизни на Земле

12

3

9

Пионеры — герои

2

1

1

Проект          

«Чтобы помнили»

6

2

4

Акция

«Спасибо деду за победу»

4

4

VII. КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения

Дата проведения

3 класс

1

 «Планируем работу кружка вместе»

Беседа

1 четверть

сентябрь 2.09

Мой край — часть большой страны (7 часов)

2 — 3

«Мое Отечество»

Познавательная игра

9.09, 16.09

4 — 5

Наш областной центр — город Архангельск

Беседа. Мини-сочинение

23.09, 30.09

6

 Города Архангельской области

Беседа. Составление маршрута экскурсии по городам области.

октябрь

7.10

7 — 8

Города Архангельской области

Составление презентаций

14.10, 21.10

История малой родины (20 часов)

9

«Моя малая родина»

Викторина

28.10

10

«Моя малая родина»

Экскурсия в музей «Дом Няна»

2 четверть

ноябрь 11.11

11

Родной город вчера и сегодня

 Беседа

18.11

12

Фотоконкурс «Город вчера и сегодня»

Экскурсия по улицам города

25.11

13-14

Фотоконкурс «Город вчера и сегодня»

Оформление уголка

декабрь

2.12, 9.12

15-17

«Мой край»

 Рисованный диафильм

16.12, 23.12

18

Моя школа — мой дом. Школьные традиции

  Беседа

3 четверть

январь 13.01

19

«Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы?»

Беседа

20.12

20

«Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы?»

Экскурсия в школьный музей

27.12

21

Исследовательская работа

«Учителя нашей школы»

Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез

февраль 3.02

22

Исследовательская работа

«Учителя нашей школы»

Ознакомление с литературой по данной тематике

10.02

23-24

Исследовательская работа

«Учителя нашей школы»

Сбор собственного материала, его анализ, обобщение

17.02, 24.02

25-26

Исследовательская работа

«Учителя нашей школы»

Защита исследовательской работы

март

2.03, 9.03

27-29

Мои одноклассники

Создание альбома

16.03, 23.03

апрель 6.04

Моя семья — моя история (17 часов)

30

Семейные реликвии

Беседа

4 четверть

13.04

31

Исследовательская работа

«Реликвии моей семьи»

Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез

20.04

32

Исследовательская работа

«Реликвии моей семьи»

Ознакомление с литературой по данной тематике

27.04

33-34

Исследовательская работа

«Реликвии моей семьи»

Сбор собственного материала, его анализ, обобщение

Май 11.05,

18.05

4 класс

35-36

Исследовательская работа

«Реликвии моей семьи»

Защита исследовательской работы

37

Много профессий хороших и важных

Беседа

38

Что такое творческий прект

Беседа

39-40

Творческий проект

«Кем работать? Чем заниматься?»

Работа над проектом

41

Творческий проект

«Кем работать? Чем заниматься?»

Защита проектов

42

Моя семья в истории страны.

Беседа, мини-сочинение

43

Исследовательская работа

«Мои родители»

Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез

44-46

Исследовательская работа

«Мои родители»

Сбор собственного материала, его анализ, обобщение

47

Исследовательская работа

«Мои родители»

Защита исследовательской работы

Природа родного края (8 часов)

48

Растения и животные нашего края

 Беседа

Растения и животные нашего края

Экскурсия в парк

49

Красная книга России

Беседа

50

Проект «Красная книга родного края»

Постановка проблемы, формулирование темы, выдвижение гипотез

51

Проект «Красная книга родного края»

Ознакомление с литературой по данной тематике

52-53

Проект «Красная книга родного края»

Сбор собственного материала, его анализ, обощение

53-54

Проект «Красная книга родного края»

Защита проектов

Ради жизни на Земле (12 часов)

55

 «Маленькие герои большой страны»

 Беседа

56

«Маленькие герои большой страны»

Экскурсия в детскую библиотеку

57

Проект «Чтобы помнили»

Беседа

58-60

Проект «Чтобы помнили»

Работа над проектом

61-62

Проект «Чтобы помнили»

Защита проектов

63-66

Акция «Спасибо деду за победу»

КТД

67-68

«Что мы умеем, чему мы научились»

Подведение итогов работы кружка

 

Литература:

  • Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010.
  • Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31- с.2-5
  • Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2
  • Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Моя малая Родина"

Авторская программа "Моя малая Родина"  используется на занятиях внеурочной деятельности. Рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет....

Программа. Моя малая Родина

Программа внеурочной деятельности....

Авторская программа"Моя малая Родина"

Авторская программа"Моя малая Родина"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"

Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от...

Конспект внеурочной деятельности по программе "Моя малая Родина" - Климат Челябинской области

Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;-способствовать воспитанию чувства уважения, гордо...

Конспект по внеурочной деятельности по программе Моя малая Родина "Степная зона" (2 класс)

Цель: Формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения природных зон;-способствовать воспитанию чувства уваж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Моя малая родина». ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Программа "Моя малая родина" предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО для начальной школы...