«1 апреля - Международный День птиц»
классный час (4 класс)

Людмила Анатольевна Шакирзянова

Обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах. Использовать знания и умения учащихся  в практической деятельности; развивать навыки анализа, обобщения, сравнения; воспитывать бережное отношение к природе.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropryatie_ko_dnyu_ptits.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час для детей начальной школы (4 класс) .

Тема: «1 апреля - Международный День птиц»

Подготовила: учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №15» г. Альметьевск Республики Татарстан Шакирзянова Людмила Анатольевна.

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах. использовать знания и умения учащихся  в практической деятельности; развивать навыки анализа, обобщения, сравнения; воспитывать бережное отношение к природе.    

Оборудование: изображения птиц,  карточки с заданиями, таблички, бумага, ручки.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в этот теплый апрельский день, когда на улице звенит капель, а по дорожкам бегут весёлые ручейки и все кругом согрето дыханием весны, мы собрались, поприветствовать наших друзей. А кто они? Вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
Так кого паук боится?
Угадали? Это... (птица). 

Учитель: 1 апреля мы празднуем Международный день птиц. Эта дата проведения праздника выбрана не случайно. Ведь в апреле большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой - в родные края. 

Ученик: В далеком 1894 году в Соединенных Штатах Амеpики в небольшом городке Оил-Сити, который находится в штате Пенсильвания, был впервые проведен День птиц, организованный местным школьным учителем Чарльзом Бабкоком для своих учеников. Эту акцию поддержали журналисты местных печатных издательств, которые распространили эту новость по всей Америке, и новый праздник быстро набрал свою популярность.
   Ученик: В начале 20 века праздник попал в Европу, где в Париже в 1902 году была составлена «Всемирная Конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», которая вступила в силу 12 декабря 1905 года. Эту конвенцию подписали более десятка государств Европы. С 1906 года в мире начали отмечать Международный День птиц. Главной целью проводимых в праздник мероприятий является сохранение видового разнообразия и численности пернатых. В нашей стране День птиц начали отмечать с1926 года.

Учитель: Значение птиц огромно. Птицы – друзья человека. Они спасают урожай от вредных насекомых. Например: семья скворцов за день уничтожает 350 жуков, гусениц, улиток. Кукушка в час поедает около 100 мохнатых гусениц. А одна семья ласточек поедает за лето около миллиона различных вредных насекомых. Особенно много вредных насекомых поедают птицы при выкармливании своих птенцов, ведь птенцы в 2-3 недели удваивают свой вес. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперение, мелодичное пение, стремительные полёты.

      А сегодня мы проведем познавательную и занимательную викторину, посвященную нашим пернатым друзьям

(Класс делится на 4 команды)

Задание 1: Разминка Отгадайте загадки.

1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля.)

2. Кто в беретке ярко-красной?

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.  (Дятел.)

3. Угадайте, что за птичка?

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.  (Ласточка.)

4. На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.  (Орел.)

Задание 2: Вопрос – ответ. Вопросы по очереди каждой команде.

1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. (Дятел.)

2. Назовите птицу – символ России. (Орел)

3. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)

4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка.)

5. Самая большая птица в мире. (Африканский страус)

6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орел.)

7. Птица-рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан.)

8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (Иволга.)

9. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

10. Самая маленькая птичка нашей страны. (Королек)

11. Птица, живущая на южном полюсе. ( Пингвин)

12. Самая маленькая птица (колибри)

Задание 3: Кто лишний?

1. Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелетные? (Синица, снегирь, дятел; грач.)

2. Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)

4. Эта птица не обитает в нашей стране. (Дрофа, щегол, скворец, колибри.)

Задание 4: Да или нет? Команды по очереди отвечают на вопросы  об удивительных фактах из жизни птиц.
1. Правда ли, что за сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз?
2. Правда ли, что у птички малиновки 3000 перьев? (Да)
3. Правда ли, что попугаи живут в одном гнезде с термитами? (Да)
4. Правда ли, что в Австралии существуют специальные школы, в которых попугаев учат говорить? (Да)
5. Правда ли, что ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет, большую часть времени ласточка летает или сидит)
6. Правда ли, что колибри – единственная птица, способная летать назад? (Да)
7. Правда ли, что пингвин единственная птица, которая может плавать, но не может летать? (Да)
8. Правда ли, что большая рогатая сова может поворачивать голову на 280 градусов? (Да)
9. Правда ли, что чайки пьют только пресную воду? (Нет, чайки пьют и соленую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.)

Задание 5 Народные приметы. Команды получают карточки с первой половиной народных примет и со второй половиной. Нужно правильно составить народные приметы. Та команда, которая составит больше правильных примет, и победит в этом конкурс
1. Днём сова кричит (к дождю).
2. Ласточки низко - (будет дождь).
3. Если летом воробьи купаются в луже, то скоро (наступит жара).
4. Если воробьи громко чирикают зимой, то скоро (пойдет снег).
5. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бури).
6. Если гуси весной возвратились рано, то теплые дни наступят (рано).

Задание 6: Поочередно задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дается 20 секунд.

Вопросы:

1. Для чего дятел «барабанит»?

- клюв чистит;

кому-то что-то сообщает;

- музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?

- дятел имеет крохотный мозг;

голова на амортизаторах;

- череп  очень крепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть - и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепов и шейными позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань.)

3 Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

освобождается от паразитов;

- разыскивает пищу.

(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-про- филактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)

4. Сколько перьев у птиц?

- не пересчитать;

- более тысячи;

более десяти тысяч.

(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

Задание 7: Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Задание дается по очереди каждой команде.

1. Могучий, как... (орел).

2. Вольный, как... (птица).

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный , как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

13. Взгляд хищный, как у... (ястреба).

14. Взгляд зоркий, как у... (сокола).

15. Шея красивая, или... (лебединая).

16. Выступать величаво, как «пава» или... (павлин).

17. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

18. Болтать или трещать, как... (сорока).

19. Ворковать, как... (голубь).

20. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).

Учитель: Вот и закончилась наша викторина. Мы подводим итоги. Мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижать наших пернатых друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс.

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс....

"1 апреля - Международный день птиц"

"День птиц" - история праздника...

1 апреля Международный День птиц - сценарий мероприятия.

Цели: Расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.         Здравствуйте, ребята! Еже...

1 апреля-Международный день птиц

Презентация к мероприятию "Певцы весны"...

1 апреля Международный день птиц

Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, изготовление бумажных птиц из бумаги. Расширять знания учащихся о птицах, кр...

Проект "1 апреля - Международный день птиц"

1 апреля отмечается Международный день птиц – интернациональный экологический праздник. Для учащихся 2-го класса объединенными усилиями классного руководителя и заведующей школьной библиотеки бы...

Классный час " 1 апреля - Международный день птиц"

Классный  час на тему:«Международный день птиц – 1 апреля!»Цель: Расширить знания о птицах Забайкалья, их значении в природе, пробудить у детей желание беречь и заботиться ...