Статья о здоровьесберегающих технологиях в ГПД.
статья (1 класс)

Михайлова Жанна Анатольевна

Статья со ссылкой на методическую литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Ж.А.,

 воспитатель группы продленного дня,

ГБОУ школы№588

Колпинского района

 Г.Санкт-Петербурга

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА –

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

   

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей.  Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого воспитателя ГПД. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно воспитатель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед воспитателем на первом месте:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период нахождения ребенка во второй половине дня  в школе;

- сохранение работоспособности после уроков;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.

Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении досуга .

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Это возможно осуществить во второй половине рабочего дня.

На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:

  • физкультурные минутки,
  • физкультурные паузы,
  • динамические игры на свежем воздухе,
  • дни здоровья,
  • внешкольные спортивные мероприятия .

Воспитателю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:

  • общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
  • подвижные игры;
  • танцевальные физкультурные минутки;
  • ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
  • гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз) в перерывах при выполнении домашнего задания;
  • физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
  • двигательно-речевые упражнения (Воспитанники коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
  • дидактические игры с движениями;
  • развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
  • гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
  • оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
  • сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
  • пантомимическая гимнастика.

Для создания здоровьесберегающей среды в группе продленного дня  проводятся нестандартные коллективные занятия. Это снижает напряженность в коллективе.

Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы воспитателя группы продленного дня, медицинского работника школы.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Список литературы

1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.

3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".

Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....

Статья по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе

Эта статья предназначена для учителей начальных классов с целью обобщить опыт по здоровьесберегающей технологии...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...

статья использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

        За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза - количество нарушений психического здоровья....