Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Уроки поведения» в 1 - 4 классах
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Бурахович Нина Дмитриевна

Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Необходимо заметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной работы школы.

С целью обучения школьников основным навыкам поведенческой культуры разработана программа "Уроки поведения". На занятиях по данной программе дети учатся моделировать своё поведение в различных ситуациях, говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать настроение другого человека, жить, не конфликтуя с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 с. Великовечного

МО Белореченский район

Рассмотрено                                                                                          

на заседании ШМО    

учителей нач. классов

протокол № 1 от 30.08.2017г.

руководитель ШМО

______ О.В.Шепилевская

Согласовано

зам. директора по УВР

_______ М.Г. Манкевич

31 августа  2017  года

Утверждено

директор МБОУ СОШ 23

_______ Л.П. Чеботарёва

решение педсовета

протокол № 10 от 31.08.17

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

курса «Уроки поведения»

в 1 - 4 классах

Количество часов:     135 часов

В 1 классе 33 часа (1 час в неделю)

Во 2 – 4 классах 34 часа (1 час в неделю)

                                                                                Составитель:

                                                                                Бурахович Нина Дмитриевна

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Необходимо заметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной работы школы.

С целью обучения школьников основным навыкам поведенческой культуры разработана программа "Уроки поведения". На занятиях по данной программе дети учатся моделировать своё поведение в различных ситуациях, говорить о том, что им не нравится, понимать и принимать настроение другого человека, жить, не конфликтуя с окружающими.

Работа по формированию поведенческой культуры должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения  с целью формирования у них моральных привычек и  ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.

 В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

 Занятия по программе «Уроки поведения» должны быть эмоциональными   и включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве самостоятельной работы можно рекомендовать детям завершить рисунок,  либо рассказ и т.п.  На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: повышение уровня культуры поведения учащихся,  воспитание нравственных качеств и этического сознания у школьников.

Задачи:

- формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений  в школе и в  семье;

- формировать адекватные формы поведения, учить осознавать и регулировать  своё поведение в детском коллективе;

- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста, разных убеждений  на основе взаимопомощи и поддержки;

- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме тренингов, диспутов, ролевых игр, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

В ходе занятий  у   детей  будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные:

- ориентация в нравственном содержании и смысле,  как собственного  поведения, так и поведения окружающих людей;

- знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в предлагаемом  материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

В ходе реализации программы «Уроки поведения» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение  детьми  социальных знаний  о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение детьми  начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  и социализации  школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

     Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

В результате прохождения программного материала,  обучающиеся должны знать: 

- правила безопасного поведения в школе,  на улице, дома, в общественных местах;

- правила поведения по формированию позитивных  навыков  общения;

- правила бесконфликтного поведения;

- правила нравственного, культурного и  социального поведения.

Уметь:

- уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;

- выстраивать стратегии поведения в конфликтной ситуации.

- на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;

- быть доброжелательными, проявлять тактичность в общении, уважать чужое мнение, будучи не согласным с ним;

- различать хорошие и плохие поступки,  давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;

- проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Содержание программы.

1 класс (33 часа)

I раздел: «Мы школьниками стали». (Уроки безопасного поведения в школе – 6 ч.)

Мы и наш класс, уроки поведения в школе. Правила поведения на уроке.  Уроки поведения на перемене. Уроки игрового взаимодействия, упражнение «Делай как я».  Упражнение на развитие произвольности поведения «Час тишины и час «можно».

II раздел: «Я на улице». (Уроки безопасного поведения на улице – 6 ч.)

Уроки поведения «Я – пешеход».  Дорога в школу и домой. Правила поведения в транспорте. Уроки поведения при встрече с незнакомыми людьми.  Я на улице.  Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

III раздел: «Азбука безопасности». (Уроки безопасного поведения – 8ч.)

Правила, которые помогут нам избежать неприятностей.  Сказка «Лиса в заячьей шкуре». Сказка «Хороший совет».  Уроки безопасного поведения у новогодней ёлки. Сказка «Как неразлучные друзья ёлку спасали».   Где зимой бывает опасно?  Ролевая игра «Волшебный стул». Прежде чем сделать – подумай!

IV раздел:  «Будь осторожен дома».       (Уроки безопасного поведения дома –  8 ч.)

Уроки поведения за столом.  Правила поведения во время болезни. Когда домашние животные бывают опасны.  Сказка «Проводок».   Уроки безопасности при пользовании водой. Урок безопасности «Голубой огонёк». Урок безопасности «Огонь – друг и огонь – враг».  Обобщающий урок по правилам безопасного поведения дома.

V раздел: «Учусь общаться». (Уроки культурного поведения – 5 ч.)

Сказка о грубом слове «Уходи».  Сказка о язычке. Из цикла «Машины сказки». Сказка «Честные ушки». Из цикла «Машины сказки». Сказка «Большой друг». Из цикла «Машины сказки».  

2 класс (34 часа)

I раздел: «Я в этом мире». (Уроки ответственного поведения – 11 ч.)

Моё поведение в школе и дома. Все по правилам живут. Я учусь быть ответственным. Какие у меня права. Мои обязанности. Трудно ли быть честным? Хочу – могу – надо. Так нельзя, а так можно и нужно. Как развивать чувство ответственности.

II раздел:   «Учусь общаться».  (Уроки культурного поведения – 14 ч.)

Как быть хорошим человеком? Слова, которые портят нам настроение. Почему я ссорюсь с друзьями? Что такое хорошо, а что такое плохо? Как научиться понимать друг друга. Урок творчества: «Все цвета, кроме чёрного». Кто жить умеет по часам. Дружба начинается с улыбки. Путешествие в страну Этикета. Этикет и культура внешнего вида. Уроки поведения «Я иду в гости». Упражнение «Я рад общаться с тобой». Метафора об извинениях.

III раздел:  «Опасности вокруг нас». (Уроки безопасного поведения – 9 ч.)

Азбука пешехода и пассажира. О чём говорит светофор? Уроки безопасного поведения в общественных местах. Какие опасности подстерегают нас дома? Чем больше знаешь – тем меньше беды познаешь. Правила обращения с животными.  Как научиться выявлять и предвидеть опасности?

3 класс (34 часа)

I раздел:  «Я в этом мире». (Уроки ответственного поведения – 10 ч.)

Моё поведение в школе и дома. Правила поведения на уроке. Что такое поступок и что такое проступок? Мои обязанности и мои права. Что значит быть ответственным?  Правила, обязательные для всех. Выбор:  можно и надо. Упражнение «Лабиринт».

II раздел: «Учусь общаться». (Уроки культурного поведения – 11 ч.)

Понятия общей культуры человека. Как вести себя в общественных местах. Вежливые слова и поступки. Вежливые слова и поступки. Разговор о воспитанности. Вежливость и уважение. Словесная игра: «Волшебные витамины». Как быть культурным человеком? За что люди говорят «спасибо»? Сказка «А с вами такое бывает?»  Азбука поведения.

III раздел: «Опасности вокруг нас». (Уроки безопасного поведения – 13 ч.)

Опасности вокруг нас. Опасные предметы.  Как избежать опасности. Чем больше знаешь – тем меньше беды познаешь. Какие опасности подстерегают на улице? Когда дома бывает опасно.  Как вести себя с незнакомыми людьми. Как вести себя с незнакомыми предметами. Как вести себя в лесу. Как вести себя на водоёме.  Как вести себя с домашними животными. Как избежать беды.

4 класс (34 часа)

I раздел:  «Я в этом мире».  (Уроки ответственного поведения – 11 ч.)

Моё поведение в школе. Моё поведение дома. Я и мои поступки.  Я и мои права и обязанности. Наши чувства и поступки. Деловая игра «Кто ответственный». Быть ответственным это…  Игра-тест «Как ты поступишь?»  Ролевая игра «За что мы отвечаем».  

II раздел: «Учусь общаться». (Уроки культурного поведения – 11 ч.)

Понятия общей культуры человека. Принципы правильного общения: кому? как? что? – говорить. Принципы правильного поведения: где?  с кем? как? – поступать. Игра «Школа дружбы». Правила культуры общения. Зависимость поведения человека от ситуации.  Как быть хорошим человеком?  Как вести себя в общественных местах. Как вести себя с незнакомыми людьми. Кому тяжелее жить доброму или злому?

III раздел:  «Опасности вокруг нас».  (Уроки безопасного поведения – 12 ч.)

Когда бывает опасно? Какие опасности подстерегают нас на дороге?  Уроки безопасного поведения в школе.  Уроки безопасного поведения дома. Уроки безопасного поведения с животными. Уроки безопасного поведения в природе. Уроки безопасного поведения на улице. Игра «Полезные сказочные советы».  Творческое задание: уроки поведения.

Практическая значимость и ожидаемые результаты: педагогическая коррекция отклонений от общепринятых норм поведения, дети должны научиться управлять своим поведением, легче переносить запреты, быть гибкими в общении, выражать гнев более «пристойными» способами, лучше понимать себя и других.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Интернет – ресурсы.
  2. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию. М.А. Андрианов. Минск «Букмастер», 2012 г.

3. Психология ребёнка от рождения до 11 лет. Методика и тесты. Под ред. А.А. Реана. Москва, 2007 г.

4. Умные сказки. Е. Синицына. Из серии «Через игру – к совершенству». Москва «Лист», 2010 г.

5. Мир общения. Этикет для детей. О.А. Соколова. С.-П. «Каро», 2003 г.

6. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребёнка. Н.Ф. Круглова. Москва «Эксмо», 2010 г.

7. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Под ред. В.Н. Кирьянова. Москва «Третий Рим», 2007 г.

8. Беседы об основах безопасности с детьми. Т.А. Шорыгина. Москва «Творческий центр», 2009 г.

9. Беседы об ответственности и правах ребёнка.  О.И. Давыдова,             С.М. Вялкова. Москва «Творческий центр», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки театра» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Уроки театра»  для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 3 класс...