Статья "Самое важное в мире"
статья (1 класс)

Беспалова Галина Николаевна

Данная методическая разработка знакомит воспитателей и учителей с системой воспитательной и психопрофилактической работы в начальной школе. основные идеи статьи:

1. Начинать формирование культуры семейных отношений как можно раньше.

2. Работать не только с детьми. но и с семьёй ученика в целом.

3. .Делать это ярко, увлекательно, позитивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoe_vazhnoe_v_mire.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Самое важное в мире»

Система воспитательной и психопрофилактической работы в начальной школе

Семья необходима.

Потому что, если нет места, где тебе хорошо,

 и нет людей, на которых можешь опереться,

вообще ничего не имеет смысла.

А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»

Основные идеи:

  • Начинать формирование культуры семейных отношений как можно раньше;
  • Работать не только с детьми, но и с семьей ученика в целом;
  • Делать это ярко, увлекательно, позитивно.

Каждый год в школу приходят первоклассники. Знакомясь с ними, я прошу их нарисовать рисунок «Моя семья». Вот мама с дочкой на прогулке, вот семья на даче, а вот – человек-паук, черепашки-ниндзя, телевизор, компьютер, коробка сока «Моя семья»… Разговор с ребенком подтверждает: именно такой образ семьи сложился в сознании семилетнего человека. Какая же огромная работа нужна для того, чтобы место человека-паука или коробки сока заняли родные и любимые люди! Известно, что семейные отношения, по оценкам специалистов, в настоящее время переживают сильнейший кризис. По данным опроса, проведенного Всемирной организацией здравоохранения в 2007 году, 30% населения Земли в возрасте от 20 до 50 лет не состоят в браке и не планируют создавать семью. Рвутся отношения со старшим поколением, отсюда – незрелость современной семьи, отсутствие терпимого отношения к детям. Нет культуры проведения семейного досуга. Есть тенденция не воспитывать детей самим (приглашать нянь), так как это мешает карьере. Но кризис семьи – это не только ломка старых отношений, это еще и возможность подвести итоги, пересмотреть цели, найти новые пути их достижения.

Естественно, что системная работа в школе с целью сохранения и развития позитивного опыта семейных отношений сейчас особенно актуальна. Такая работа – лучшая профилактика отклоняющегося поведения у подростков. Я уверена, что в психологической поддержке нуждаются не только ученики, но и их родители. Для достижения положительного результата необходимо объединить усилия классного руководителя, школьного психолога, родительского сообщества.  Именно поэтому я предлагаю систему работы с семьей, решающую следующие задачи:

  1. Формировать позитивный образ семьи, учить детей и взрослых получать удовольствие от семейного общения, передавать следующему поколению жизнеутверждающие семейные ценности.
  2. Сохраняя традиционные формы сотрудничества школы и семьи, развивать дискуссионные формы работы с родителями, формировать представления о конструктивных способах решения семейных проблем.
  3. Фиксировать внимание на успехах, вовлекать семьи учеников в общественно-значимую деятельность, формировать интерес к современным компьютерным технологиям как к одному из способов организации семейного досуга.

Наш опыт показывает, что психопрофилактическую работу с семьей эффективнее начинать в предшкольный период: в это время родители, заинтересованные в выборе школы и учителя, внимательно прислушиваются к словам педагога и психолога. В нашей школе организуются и проводятся занятия в группах семейной подготовки к школе, которые посещают дошкольники 5-6 лет вместе со взрослыми членами семьи. В задачи развития ребенка входит формирование коммуникативных навыков, языковых и математических представлений. А чему же учится в группе взрослый? Взрослый приобретает навыки общения с ребенком – общения, в основе которого лежит интерес к ребенку, знание его особенностей, уважение к его индивидуальности, доверие к нему. При этом я не читаю лекций родителям – опыт показывает, что это малоэффективно. Я просто  стараюсь строить наши отношения с детьми на занятиях так, чтобы родители увидели и поверили – уважение и принятие друг друга лучше, чем подзатыльник и выговор.  Оригинальным и важным компонентом программы являются семейные праздники, основная цель которых – объединение детей и взрослых на основе  позитивной, жизнеутверждающей идеи. Программа рассчитана на 7 месяцев обучения,  периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительность одного занятия – 1 час. Как правило, все дети и родители,  посещающие занятия, хотят в дальнейшем учиться в классе «своего» педагога. Так формируется «ядро» родительского сообщества в классе - та группа родителей, которая готова к сотрудничеству с классным руководителем и психологом. Я использую основные положения программы воспитания на социокультурном опыте «Истоки». Автор программы, профессор Вологодского государственного педагогического университета А.И.Камкин, так определяет  ее цель: формирование системы жизненных ценностей путем осмысления идеалов, традиций и социальных норм, лежащих в основе российской цивилизации. Учебно-методический комплекс «Истоки» рекомендован к использованию  Министерством образования Российской федерации.

Занятия проводятся во внеурочное время в форме классных часов, дискуссионных встреч, семейных праздников с периодичностью 1 раз в месяц.

Основные достоинства занятий:

  1. Использование групповых технологий: общение в парах, малых группах, в общем кругу; проведение совместных классных часов для детей и родителей. Групповые технологии развивают речь, формируют умение аргументировать свою позицию и принимать точку зрения другого человека. Групповые технологии на классном часе идеальны для того, чтобы сделать ситуацию общения неформальной, выстроить отношения между участниками по типу «взрослый – взрослый».
  2. Организация регулярных встреч с родителями, нестандартных и  увлекательных, в результате чего нам удается пробудить интерес к взаимодействию с собственным ребенком даже у самых занятых родителей, сформировать мотивацию на  доверительное общение с близкими людьми.
  3. Создание ярких, притягивающих, насыщенных положительными эмоциями образов семьи, родительского дома, малой родины, Отечества. Активно используя в работе фото-, аудио-, видеоматериалы, мы стараемся привить ученикам и родителям интерес к информационно-коммуникационным технологиям как к одному из способов создания семейной истории.

Как и любая другая система воспитания, наш подход имеет отдаленные результаты. Мы не можем предсказать, какими именно они будут. Но уже сегодня мы видим социальный эффект: отзывы родителей говорят о заметном качественном улучшении семейного общения. Характер вопросов, которые родители задают нам в личных беседах и по электронной почте, свидетельствует о повышении интереса к теме воспитания. Негативных тенденций в сюжетах детских рисунков на тему «Моя семья» становится меньше (см. Приложение 1).

Опыт нашей школы был обобщен и представлен на открытых мероприятиях районного и городского уровня в 2007-08 годах. В 2008 году наша система работы вошла составной частью в общешкольный образовательно-психологический проект «Свет в окне», удостоенный диплома 1 степени на городском конкурсе проектов и программ «Воспитываем семьянина».

Я рассчитываю на то, что данная система воспитательной и психопрофилактической работы в начальной школе поможет нашим ученикам сформировать реалистичные позитивные представления о своей будущей семейной жизни. Я убеждена, что тема семьи, взаимопонимания, воспитания должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...

Урок по окружающему миру "Почва – важнейшая часть экосистемы"

Урок  окружающего мира по УМК «Гармония»,  3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."

з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...

Интегригованный урок по окружающему миру и технологии по теме "Все профессии важны. Постройки и фантазии" 2 класс

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии по теме "Все професси важны. Постройки и фантазии" . 2 класс...

Урок окружающего мира во 2 классе "Все профессии важны"(А.А.Плешаков)

Данный урок был проведён на конкурсе "Уитель года"...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе"Все профессии важны"

В конспекте представлена интересная подача материала, разнообразные формы изучения материала и контроля на уроке. При проведении урока использованы различные информационные технологии....