Конфликт стилей воспитания отца и матери как фактор, детерминирующий социальную дезадаптацию и аномалии психического развития.
статья (4 класс)

Рассматривается влияние воспитательных стилей родителей на психическое развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликт стилей воспитания отца и матери как фактор, детерминирующий социальную дезадаптацию и аномалии психического развития.

Родители как ключевые фигуры в жизни ребенка на ранних этапах онтогенеза ответственны за формирование у него базисных социальных навыков и компетенций, системы нормативно-ценностных ориентаций и динамику его психического развития и становления. Родители транслируют собственные ценностные и нормативные установки в ходе воспитательного взаимодействия с ребенком, нередко создавая при этом значительные преграды на пути его социальной адаптации и психического развития. Суть проблемы в таких случаях часто составляет родительский стиль воспитания, под которым следует понимать совокупность педагогических методов, приемов и средств, используемых в процессе воспитания ребенка, а также концептуальную схему восприятия ребенка как члена семьи и участника упомянутого воспитательного процесса. Стиль воспитания детерминирует способы и формы подачи информации, поступающей от родителей, что, в конкретной ситуации, может стать барьером при ее усвоении. Например, иногда агрессивное насаждение позитивных установок и социально приемлемых ценностей дает результат прямо противоположный ожидаемому.

О стилях воспитания первыми стали говорить зарубежные психологи и педагоги, однако, на сегодняшний день, отчественные исследователи также активно изучают данный вопрос. Создано множество типологий стилей воспитания.

А. Болдуин писал о дихотомии родительских подходов к воспитанию и выделял демократический и контролирующий стили. Демократический стиль был характеризован наличием активного вербального общения между родителями и ребенком, включенностью ребенка в жизнь семьи и обсуждение семейных проблем, готовностью родителей в любой момент оказать ребенку помощь и поддержать во всех начинаниях. Контролирующий стиль предполагал существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями в вопросах дисциплинарных мер и понимании ребенком смысла ограничений. При использовании данного стиля требования предъявляются ребенку постоянно и последовательно, поэтому, несмотря на их жесткость воспринимаются как справедливые и обоснованные.

Д. Боумринд в цикле исследований о воспитательных стилях делала акцент на корреляции личных качеств и психических характеристик ребенка и превалирующих особенностях воспитательного подхода родителей. Она выделяла три таких связки:

1.Авторитетные родители — инициативные, общительные, доброжелательные дети. Авторитетные родители предпочитают дисциплинарным санкциям воспитание посредством диалога и дискуссии. От ребенка ждут осмысления жизенных ситуаций и активно способствуют ему в этом. Дети авторитетных родителей обычно легко усваивают социально приемлемые и поощряемые формы поведения, у них хорошо развиты коммуникативные навыки, они обладают достаточно высокой самооценкой и развитым самоконтролем.

2.Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители стремятся ограничивать свободу своего ребенка, считая единственным способом оптимизации воспитательного процесса подчинение ребенка своей воле и авторитету. Особое внимание уделяется приучению к послушанию и дисциплине, часто, одной из наиболее эффективных мер воздействия считается наказание (не обязательно физическое). Ребенок лишается возможности вступать в диалог  с родителями, и обязан считать единственно верной их точку зрения. У детей при авторитарном воспитании плохо развивается способность к самоконтролю (его заменяет формирование механизма внешнего контроля, базирующегося на страхе перед наказанием и чувстве вины), часто наличествует проблема заниженной самооценки. Кроме того, возможны трудности с проявлением инициативы, отсутствием чувства самодостаточности и самостоятельности. Отсутствие или рудиментарность перечисленных качеств нередко заставляет ребенка авторитарных родителей использовать патогенные механизмы психологической защиты и самоутверждаться за счет других детей.

3.Снисходительные родители -  импульсивные, агрессивные дети. Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, предоставляя им массу пространства для выбора удобного поведенческого паттерна, что благотворно сказывается на развитии инициативности и стремлению к самостоятельности. Однако, у детей снисходительных родителей нет внятного представления об ответственности и дисциплине. Многие дети, воспитанные таким образом, и в более старшем возрасте индифферентно относятся к социальным регламентам, неадекватно реагируют на попытки призвать их к порядку.

Таким образом, выбор стиля воспитания заметно влияет на формирование способности ребенка к социальной адаптации и его психическое развитие. К сожалению, не все родители обладают достаточно гибкой, адекватной и прогностичной родительской позицией и воспитание приобретает дисфункциональный характер.

Детерминантой использования дисфункционального стиля воспитания может быть декларативность ценностей и норм, прививаемых воспитуемому. Особую сложность представляют ситуации, в которых родители неосознанно подменяют постулируемую систему ценностей, действуя при этом в соответствии с имплицитной (и не признаваемой), но действительной системой ценностей и моральных норм. Эта проблема часто возникает в асоциальных семьях, где родители сами являются носителями массы социальных патологий и имеют проблемы психического характера (неврозы, внутриличностные конфликты, акцентуации, аддикции). Ребенок в таких случаях оказывается в крайне негативной и сложной ситуации: он может усвоить формальные ценности и нормы, но истинная (имплицитная) система ценностей не позволит матери и отцу быть в полной мере довольными им, что будет проявлятся во внешне немотивированных всплесках агрессии в отношении ребенка, или в состоянии латентной дисфории и отстранении от ребенка; восприятие истинной, но внешне отрицаемой, системы родительских ценностей ребенком как верной приведет к обоснованному неодобрению родителей; возможен вариант, при котором ребенок будет вынужден имитировать соблюдение декларативной системы ценностей, опираясь при этом на истинную, но отрицаемую, что приведет к разнообразным внутриличностым конфликтам у него самого.

Помимо неадекватного выбора стиля воспитания существует проблема несогласованности стилей воспитания отца и матери. К сожалению, данная проблема практически не нашла отражения в научной литературе, но изучение материалов по смежным темам, позволяет сделать вывод о ее актуальности.

В ходе анализа литературы были выявлены возможные причины конфликта воспитательных стилей родителей:

  • расхождение родительских ожиданий и представлений у матери и отца,
  • наличие аддикций или других патогенных девиаций у одного из родителей;
  • существенная разница в возрасте родителей;
  • повторное вступление родителей в брак (ребенок является пасынком для одного из них);
  • незарегистрированное сожительство как используемая форма брачно-семейных отношений;
  • разные мотивы родителей при заведении ребенка;
  • конкурентный или антагонистический характер отношений между родителями;
  • наличие межролевых конфликтов в семейных отношениях;
  • вынужденно раздельное проживание супругов, так называемая дистантная семья.

Некоторые из перечисленных причин могут сочетаться друг с другом.

Так как в российской научной литературе проблема разработана слабо, следует более подробно рассмотреть некоторые из причин.

Семьи с конкурентным или антагонистическим типом отношений между родителями характеризуются крайне низким уровнем семейного единства. Конкурентные отношения между супругами предполагают достижение превосходства в чем-либо над брачным партнером как интенциональный абсолют. При этом, на достижение данной цели употребляется вся энергия, в то время как потребности ребенка подвергаются девальвации. Само собой, в вопросах воспитания детей лейтмотивом становится низложение одним участником брачного союза другого, а не создание наиболее благоприятных условий для развития ребенка и воспитательный процесс насыщается противоречиями. Антагонистические отношения характеризуются наличием резких и непримиримых противоречий между родителями. В таких случаях брак, чаще всего, носит вынужденный характер и заинтересованность супругов в союзе детерминирована внешними причинами (религиозные убеждения, давление со стороны родственников, стремление соответствовать социальному стереотипу «нормы»). Оба типа отношений патогенны по сути, но особенно травмирующими они становятся для детей, вместо чуткого руководства и поддержки родителей получающих отрицательный опыт конфликтной семейной жизни, что в последствии сказывается на их матримониальной заинтересованности, супружеских и родительских представлениях. Духовная атмосфера таких семей лишена стабильности и спокойствия, что негативно сказывается на личностном психическом развитии детей, вплоть до возникновения нервно-психических аномалий. Также возникает проблема безнадзорности, обусловленная болезненной зацикленностью родителей друг на друге; проблема социальной адаптации, выражающаяся в неспособности усвоить ряд социальных норм и моральных правил в соответствующем возрасте, неумении устанавливать социальные контакты и решать конфликтные ситуции конструктивным образом. Ребенок, выросший в такой семье, лишен ориентиров, - вместо представлений о «хорошем» и «плохом», одобряемом и порицаемом он получает неопределенность. Необходимость угождать обоим родителям, учитывая полярность их воззрений и неспособность прийти к  консенсусу, вынуждает ребенка развивать и совершенствовать способности к маневрированию,  манипуляции и обману. Сформированные в семье навыки ребенок неосознанно станет экстраполировать, находясь в другой социальной среде, что создаст массу проблем при взаимодействии с педагогами в школе, сверстниками.

Другой причиной конфликта родительских стилей воспитания является повторное вступление в брак ранее разведенного родителя с ребенком. В такой ситуации важную роль играет возраст ребенка (или детей). Приобретая статус мачехи или отчима, один из супругов неизбежно переживает период адаптации к новой роли и ищет способы установления контакта с ребенком, завоевания авторитета. Известно, что наиболее безболезненно замену биологического родителя неродственным по крови воспринимают дети в возрасте до 4 лет, однако, если ребенок более старшего возраста, возможно сопротивление сближению с новым членом семьи с его стороны. В такой ситуации родитель часто дистанцируется и сводит воспитательное взаимодействие с ребенком к минимуму, либо начинает придерживаться отстраненно-равнодушного воспитательного стиля. Максимум негативных последствий может повлечь вступление в повторный брак матери, имеющей сына раннего подросткового возраста (10-12 лет). Ребенок мужского пола в таком возрасте часто перестает воспринимать мать как авторитетную фигуру и ей необходима поддержка в воспитательных начинаниях со стороны отца, который должен, помимо прочего, служить образцом поведения для ребенка. Однако, отчим не всегда способен выполнить эти функции, ведя себя пассивно и равнодушно по отношению к пасынку, в то время как мать будет пытаться сохранить доверительные отношения с сыном, используя увещевательный или авторитарный стиль воспитания. Такого рода несогласованность воспитательных стилей приводит к утрате контакта между ребенком и родителями, утрате родительского авторитета и возможности регулировать поведение ребенка, что чревато появлением у последнего таких качеств как неуправляемость, безответственность и неспособность воспринимать себя как одну из сторон обязательного социального контракта, предполагающего совместные усилия всех заинтересованных членов социума по поддержанию комфортных условий жизни. В старшем подростковом возрасте такой ребенок может начать стремиться к маргинальности, перестать уделять внимание учебе и подготовке к автономному существованию в целом, прибегнуть к  асоциальным способам организации досуга. В более долгосрочной перспективе — иждивенческий образ жизни (с использованием ресурсов родителей или супруга), сопряженный с утверждением в мысли о верности и удобстве рецептивной жизненной позиции, либо сохранение асоциальных установок с дальнейшей криминализацией поведения.

Девиантное поведение одного из супругов (наличие аддикций, социальных патологий) также одна из детерминант конфликта родительских стилей воспитания. Одним из ярких примеров может стать наличие алкогольной зависимости у отца (в силу особенности российских реалий такие случаи встречаются чаще, чем алкогольная зависимость у матери; в той же ситуации, когда оба родителя являются активными алкопотребителями, как правило, конфликт воспитательных стилей не возникает). Здесь возможны несколько вариантов развития событий. Например, отец, изначально обладавший достаточно суровым характером и бывший сторонником утративших актуальность директивных воспитательных традиций, вследствие регулярной алкогольной интоксикации, ожесточится и станет придерживаться авторитарно-агрессивного стиля воспитания, сопряженного с активным использованием физического и психологического насилия, а также страха, как основного рычага воздействия. Мать, с целью как-то компенсировать жестокость отца изберет антагонистичный по сути потакающе-увещевательный стиль воспитания. Разумеется, упомянутая ситуация с авторитарным отцом, обладающим алкогольной зависимостью травматична сама по себе, но диссонанс воспитательных стилей способен усугубить ситуацию. Ребенок, подавляемый властным отцом, приобретает сильную склонность к конформизму, становится неинициативным, избегающим любых начинаний и новых социальных контактов. Однако, воспитательная позиция матери, стремящейся восполнить недостаток эмоциональной теплоты, душевного комфорта, и выполняющей все прихоти ребенка, а часто — и те повседневные обязанности, выполнение которых необходимо для приобретения навыков автономного существования и  интеллектуального развития (работа по дому, школьные домашние задания), лишает ребенка шанса приобрести самостоятельность, адаптироваться в социальной микросреде. Ребенок, воспитанный такими родителями, не только вырастет конформным и неиинциативным человеком с низкой самооценкой, но и не сможет существовать без постоянной поддержки со стороны близких людей, в их отсутствие — социальных служб. Нежелание приобрести какие-либо знания и навыки, даже при наличии возможности, станет оправдываться неспособностью это сделать. Человек станет эксплуатировать собственные недостатки с целью получения сочувствия со стороны окружающих, извлечения  материальной выгоды. Проблемы коммуникации, боязни социальных контактов проявятся еще в школьном возрасте, а в дальнейшем будут нарастать.

Возможна ситуация, в которой алкогольная зависимость отца не станет причиной семейного насилия. Этот пример предполагает наличие зависимости у недоминантного и неагрессивного по натуре человека вполне либеральных воспитательных взглядов. По мере деформации психики под воздействием алкоголя такой отец станет дистанцироваться от окружающей дествительности, в том числе — воспитания ребенка. Отстраненно-равнодушный, попустительский воспитательный стиль отца убедит ребенка в отсутствии необходимости следовать социальным регламентам, расшатает его морально-нравственный фундамент, станет причиной приобретения пассивной жизненной позиции. Мать, в таких случаях, чаще придерживается либо демократической воспитательной позиции, либо  - авторитарной. Демократический стиль воспитания сам по себе оптимален, но в совокупности со стилем отца может создать атмосферу вседозволенности. Ребенок, не всегда способный осознать деструктивность поведения отца, может усвоить используемые им поведенческие паттерны, и мать будет не в силах повлиять на ситуацию, будучи загнанной в угол собственных воспитательных принципов (диалог как средство воздействия может быть неэффективен в таких случаях).

Авторитарная мать, вынужденная принять на себя функцию главы семьи и лишенная поддержки отца в воспитательном аспекте, может оттолкнуть  ребенка излишней жесткостью и стремлением к тотальному контролю, что вызовет симпатию последнего к равнодушному, но не устанавливающему ограничений отцу.  В числе негативных последствий возможны: усвоение транслируемых отцом деструктивных моделей поведения, отсутствие контакта и эмоциональной близости с матерью.

Оба примера демонстрируют появление у ребенка качеств, способных осложнить процесс социальной адаптации уже в школьные годы (у ребенка не сформируется ответственное отношения к учебе — он станет пропускать занятия, не выполнять домашнее заданее), а в перспективе  - создать  преграду для продвижения по социальной лестнице.

Значительная разница в возрасте родителей (10-15 лет и более) часто опосредует несогласованность родительских ожиданий, под которыми подразумевается совокупность представлений матери или отца о будущем своего ребенка, его месте в структуре семьи, его взаимодействии с родственниками. Может проявиться диссонанс родительского отношения матери и отца. Как правило, младший по возрасту родитель более склонен к проявлению перфекционизма в организации семейной жизни в целом, и его родительские ожидания по отношению к ребенку несколько завышены: он более требователен, видит своего ребенка исключительно успешным. Родительское отношение молодого супруга в большей степени предметное, ребенок воспринимается как объект воспитания, сам процесс воспитания может быть строго распланирован и любые отклонения от плана будут вызывать неудовлетворение и раздражение. Более старший по возрасту родитель не столь  придирчиво относится к ребенку, чаще ориентирован на развитие индивидуальности. Такого рода воспитателный конфликт может спровоцировать эмоциональное отторжение у ребенка в отношении одного из родителей, неприятие его как личности. В таком случае, даже справедливые и необходимые регламенты, установленные родителем будут игнорироваться. Возможно формирование гипертрофированно негативной репрезентации  родителя-объекта, что вызовет в будущем становление неадекватных супружеских ожиданий. При наихудшем раскладе -  поспособствует появлению предубеждений в отношении всех лиц соответствующего пола.

Итак, несогласованность родительских стилей воспитания генерирует целый спектр проблем у ребенка:

  1. Неспособность усвоить социальные регламенты и/или соблюдать их.
  2. Сложности при установлении социальных контактов, связанные со страхом, отсутствием доверия или собственной излишней конфликтностью и агрессивностью по отношению к окружающим.
  3. Отсутствие самостоятельности.
  4. Формирование неадекватных матримониальных, супружеских  и родительских установок, с сопутствующей трансмиссией их следующим поколениям.
  5. Появление разнообразных психических отклонений, в том числе, - неврозов, аддикций.

Исследования американских психологов заставляют предположить, что наиболее губительным конфликт воспитательных стилей становится в тех случаях, когда оба родителя эмоционально холодны по отношению  к ребенку. Искренняя и демонстрируемая привязанность родителя к ребенку позволяет избежать ряда негативных последствий, что, впрочем не исключает неизбежности проявления некоторых из них.

Следует уточнить, что в данной статье рассматриваются исключительно патогенные ситуации и наиболее неблагоприятные варианты развития событий. Конфликт родительских стилей воспитания не обязательно столь разрушительно сказывается на детях, многие из которых обладают вполне резистентной психикой, и достаточно рано приобретают способность к критическому мышлению, позволяющую самостоятельно определить степень адекватности воспитательных усилий родителей и соответственно на них отреагировать.

Отсутствие полноценных социологических исследований на данную тему исключает возможность категоричных утверждений и социальных обобщений. Однако, многочисленные работы, посвященные изучению родительских стилей воспитания, взаимоотношений между родителями и ребенком позволяют формулировать достаточно жизнеспособные теории.

Современная педагогическая литература изобилует всевозможными работами, насыщенными советами по воспитанию разной степени научности для родителей. По этой причине,  в данной статье им не уделяется внимание.

Данная статья не включает рекомендации по воспитанию ребенка, ее основная цель — обратить внимание на проблемы, создаваемые конфликтом стилей воспитания матери и отца, стимулировать дальнейшие исследования в этой области, а также создать представление об адекватном воспитании детей методом «от противного», концентрируясь на заведомо деструктивных способах взаимодействия детей и родителей.

Единственный совет, который хотелось бы озвучить: родителям следует помнить, что каждая семья уникальна и требует индивидуального подхода, а значит - невозможно подбрать универсальный рецепт счастливой жизни, действенный для всех. Если рассматривать каждого ребенка и его родителей как индивидуальности, помнить о самоценности и важности благополучия каждого члена семьи, то отпадет небходимость в строгом следовании каким-либо стереотипам и зазубривании рекомендаций детских педагогов и психологов.

Список использованной литературы:

  1. Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. Семьеведение: учебное пособие. - М., Флинта, 2009. - 389 с.
  2. И. С. Кон. Ребенок и общество. - М., Наука, 1988. - 270 с.
  3. Б. С. Волков. Психология подростка. - Спб, Питер, 2010. - 240 с.
  4. Л. И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб, Питер, 2008. - 400 с.
  5. В. В. Терещенко. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок-взрослый». - Смоленск, СмолГУ, 2015. - 172 с.
  6. Е. В. Молчанова. Взаимосвязь родительского воспитания и эмоционально-личностной сферы дошкольников с ЗПР//Психологические науки, № 2, 2015. - с. 1522-1526
  7. В. А. Паргачева, В. А. Бережная. Взаимосвязь стилей семеного воспитания и конфликтов родителей с детьми//Слово, № 3, 2016. - с. 207-215
  8. И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семеного воспитания и риски вандализма// Педагогическое образование в России, № 11, 2015. - с. 138 — 144
  9. Л. Д. Старостина. Роль отца в психическом развитии ребенка//Вестник ЯГУ, №3, том 5, 2008. - с. 74-80
  10.  Д. А. Циринг, И. В. Пономарева, Е. А. Евстафеева, К. Ю. Евнина. Нарушения в родительских стилях воспитания, повышающие риск формирования различных типов личной беспомощности у подростков// Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 4, 2015. - с. 129-131
  11.  А. И. Безлюдный. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания//Вектор науки ТГУ, № 2, 2011. - с. 42-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

"Социально- трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства."

Воспитатель ГПД:Омельчук Людмила АнатольевнаСоциально – трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.Социально – трудовая подготовка п...

Презентация. Факторы психического развития и технология

Факторы психического развития и технология. Современные средства обучения...

Рекомендации для учителя и родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося.

Содержание:1.Методические рекомендации для учителя начальных классов (Теоретическая часть) 2. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР(Практическая часть)...

Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом

При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...