Адаптация первоклассников к школе.
методическая разработка (1 класс)

Морозова Елена Константиновна

Социально-педагогические аспекты адаптации первоклассников к школьной жизни. Исследования уровня адаптации первоклассников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Морозова Е.К. воспитатель ГПД

                                         ГБОУ СОШ №546 Красносельского района

                                                         Санкт-Петербурга

                   Адаптация первоклассников к школе.

В течение всей жизни организмы приспосабливаются к непрерывно меняющимся факторам внешней и внутренней среды. При этом непременным и единственным условием жизни живых организмов является постоянство внутренней среды, т.е. гомеостаз. Гомеостаз характеризует состояние нормального здорового организма. Любые эмоциональные, физиологические, физические, химические “возмущающие” воздействия является толчком к выходу организма из состояния динамического равновесия. Однако одновременно они являются поводом для возникновения сложного комплекса регулирующих реакций, основная задача которых – приспособить организм к изменившимся условиям, предотвратить или сгладить возможные сдвиги в составе и свойствах внутренней среды. Это явление получило название адаптации.
Приспосабливаясь, адаптируясь, организм переходит на новый гомеостатический уровень, активировав одни физиологические системы и затормозив другие. Таким образом, относительное динамическое постоянство среды организма и функционирование всех органов и систем, необходимое для сохранения жизни поддерживаются приспособительными или адаптивными реакциями организма.

Несомненно, ребенок должен привыкнуть к новым требованиям, новому образу жизни и психологическим нагрузкам.              

Адаптация представляет собой перестройку всего организма в изменившихся условиях.

Процесс адаптации к школе имеет две стороны физиологическую и психологическую. Организм должен привыкнуть к работе в новых условиях – в этом суть физиологической адаптации.

Физиологическая адаптация к школе проходит в несколько этапов:

Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

1.Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.

2.Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

3.Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.

4.Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

5.Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

6.Организация правильного питания ребенка.

7.Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

8.Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».

1.Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.

2.Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

3.Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.

4.Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

5.Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

6.Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

7.Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

8.Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

9.Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

10.Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

11.Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

 Правила, которые помогут ребёнку в общении.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

1.Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

2.Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

3.Не дерись без причины.

4.Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

5.Играй честно, не подводи своих товарищей.

6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7.Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

8.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

9.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

10.Старайся быть аккуратным.

11.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

12.Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».

-Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

-Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

-Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

-Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

-Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

-Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

-После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Весь период адаптации длится в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка от двух до шести месяцев. Трудно ли дается организму ребенка перестройка на школьную жизнь? Очень трудно. Как следует из результатов проведенных исследований, к концу первой четверти около 60% детей худеют. У многих детей было отмечено снижение артериального давления, что является признаком утомления. У других детей давление значительно повышается  - это признак настоящего переутомления. У многих первоклассников родители отмечают усталость, головные боли, снижение аппетита, нарушение сна. Врачи отмечают нарушения нервно-психического здоровья, появление шумов в сердце и другие недомогания.Именно в течение первой четверти примерно на 14-16% увеличивается число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, а к концу учебного года на 20% увеличивается число таких детей.

Средства профилактики школьных неврозов или усиленные дозы витаминов, продающиеся в аптеках, вряд ли здесь помогут. И вообще в отношении лекарств лучше не проявлять никакой самостоятельности. В случае любого изменения состояния здоровья ребенка, которое вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с врачом. Витамины и БАДы действительно несут пользу, но всё равно лучше посоветоваться с врачом, потому что бывает ещё и витаминная избыточность, что намного опаснее витаминной недостаточности.

Соблюдение режима дня – обязательно. Для первоклассников продленка – вынужденная мера, которую по возможности нужно избежать. Большинство родителей работают, да и бабушки с дедушками не всегда могут помочь в этот трудный момент. Однако выход из этого положения найти можно. Можно найти няню или пенсионерку, которая за небольшую плату будет забирать из школы, и обихаживать ваше чадо. Бывают и другие варианты. Например, на одном из форумов мама с восторгом рассказывает, что её выручает сын друзей, 14-летний подросток. Он забирает первоклассницу после шестого урока. До трех часов, пока мальчик учится, она обедает и гуляет с группой продленного дня. Потом он водит её в кружок, кормит, вместе с ней делает уроки и сдает родителям, которые вечером возвращаются с работы. Мальчику платят 150 рублей в день и все довольны!

С непривычки детский организм будет уставать, поэтому после школы первокласснику желательно спать днем. Вечером перед сном не следует делать домашние задания, которые по закону не должны задавать в первом классе. Под конец дня ребенок уже устает, поэтому уроки лучше делать в середине дня. Мозговая активность в течение дня имеет два пика: с 9 до 12 часов и с 16 до18 часов. Именно в это время желательно делать уроки.

Спать ребенка важно уложить не позднее 9 часов вечера. Семилетние дети должны спать не менее 11 часов в сутки. Если ребенок выспался, то он успеет сделать зарядку, позавтракать и окончательно проснуться перед уроками. А не проснувшийся ребенок первые два урока будет благополучно спать в школе.

Итоги и выводы:

-Помогать преодолевать детям адаптационный период.
-Оказывать детям поддержку.
-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...