Беседа-игра для родителей первоклассников.
материал (1 класс)

Трофимова Динэ Гадылшевна

Беседы и занятие-игра с родителями первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          СОШ № 302 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

                                           Беседа с родителями

                                 «В  семье  первоклассник»

                                                             1 б класс  

                                                           2016 год

    Уважаемые мамы, папы, бабушки! Дорогие родители!

     Отзвенел первый звонок в жизни вашего ребёнка. Первый раз он преступил порог своего класса, сделал первые шаги в страну знаний. Первый класс – серьёзное испытание  как для ребёнка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всём школьном пути. Первоклассника учат учиться, учат трудиться, учат преодолевать трудности.  В 1 классе учат с самого начала и грамоте, и счёту, и письму. Главное – чтобы дети пришли в школу с желанием и умением  учиться, главное – чтобы ваш ребёнок был психологически готов к обучению в школе. Саша пришёл в школу с большим желанием учиться. Но не прошло и двух недель, как от желания и следа не осталось. Мальчик заявил дома, что в школу больше ходить не намерен. «Всё сиди и сиди. Урок длинный – предлинный. А переменка за одну минуту кончается. Сразу в класс идти нужно. И бегать по классу нельзя. И разговаривать на уроке не разрешают»

    Учение – это повседневный труд, он требует от ребёнка умственных усилий, напряжения ,воли, внимания. Он должен уметь слушать учителя, запоминать сказанное, добиваться решения поставленной учителем задачи.

Наибольшие трудности в начальных классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно, ясно и чётко излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, правило, рассказывать об окружающем. Трудно в школе и тем детям, которым впервые в жизни приходится постигать истинный смысл слов «надо» и «нельзя».

С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Школа – это мир новых отношений – со сверстниками, с учителем. Ваша помощь, товарищи родители, здесь необходима и первокласснику, и учителю. Ребёнку по-прежнему нужны ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассника нет мелочей. Он остро воспринимает и плохую отметку, и замечание учительницы , и ссору с товарищами.

      С  первого класса начнёт формироваться у ребёнка его отношение к школе, к учителю, к учебному труду, к его маленьким общественным обязанностям. Пробудить интерес у ребёнка к школе, поселить в нём желание учиться, творчески овладевать знаниями, создать постоянный интерес к занятиям, к ученью – вот одна из серьёзных задач школы и учителя. Но без помощи родителей, без общей согласованной работы семьи и школы и самой хорошей школе и учителю трудно вести работу по воспитанию и обучению детей. Родители должны хорошо запомнить, что с первого дня пребывания ребёнка в школе, в интересах правильного  его воспитания, они должны заботиться о том, чтобы ребёнок успешно выполнял всё, что требуют учитель и школа.

Одно из первых требований, которые предъявляет школа вашему ребёнку, - требование соблюдать санитарно-гигиенические правила и внешнюю опрятность.

      Внешний вид ученика имеет огромное значение в воспитании организованности, дисциплинированности. Внешне подобранный и опрятно одетый ребёнок – большей частью организованный и внимательный ученик. Неряшливо одетый ребёнок зачастую неорганизованный, разболтанный ученик. Неопрятность и неаккуратность вредно влияют на занятия ребёнка, на его успеваемость.

       С первого дня дети должны приходить в школу с необходимыми учебными принадлежностями.  Школа имеет свой план работы на учебный год. Каждый учитель имеет план работы по обучению и воспитанию детей своего класса. Он намечает план работы с детьми на год, на день и на урок. Подготавливаясь к уроку, он продумывает, как лучше и правильнее использовать каждую минуту. Урок длится в школе 45 минут, а в 1 классе первую четверть 3урока по 35 минут. И вот забытая дома учеником тетрадь, книга, ручка или сломанный карандаш часто являются большой помехой в успешном выполнении намеченного учителем плана.

      Кто же должен напомнить ребёнку о его обязанностях, об аккуратном и добросовестном отношении к выполнению требований  учителя?

      В первую очередь должны позаботиться родители. Запомните, что частое невыполнение детьми школьных правил влечёт за собой неуспеваемость ученика и может отрицательно сказаться на успеваемости всего класса. Небрежное выполнение школьных требований воспитывает в ребёнке черты расхлябанности, недисциплинированности. С первого же дня или пока не поздно, приучайте ребёнка к бережному обращению со всеми учебными вещами. Не разрешайте ему брать учебные принадлежности грязными руками и класть куда попало. Отведите определённое место, где будет находиться всё учебное имущество и определите место для его занятий дома. Конечно, удобно иметь ребёнку отдельный стол, стул, полочку для книг. Свет всегда должен падать слева. Приучайте вашего ребёнка изо дня в день  готовить уроки в одно и то же время.  Если у ребёнка есть чёткий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придётся недолго – первые 2-3 месяца. Но вот ребёнок сел за стол, то маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисовать. Он должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь. Не отвлекайте ребёнка громкими разговорами.

     Помните, что с 1 класса надо помогать ребёнку в выработке правильных приёмов и навыков самостоятельной работы ,с первого же дня требуя от него серьёзного, вдумчивого отношения к исполнению заданного. От того, как отнесутся близкие к школьной жизни первоклассника зависит многое. Равнодушие  близких  к новой жизни ребёнка больно ранит его. Не забывайте вечером спросить  у первоклассника, что нового было сегодня на уроках, как он справился с заданием. Выслушайте его внимательно. Выскажите  своё отношение к услышанному и обязательно предложите: «Давай посмотрим твои тетради»

Итак:  

  1. Составьте для своего ребёнка режим дня. Приучайте его к выполнению режима.
  2. Контролируйте, как ребёнок выполняет режим дня.
  3. Развивайте у него навыки самообслуживания, привлекайте детей к участию в домашних делах.
  4. Систематически контролируйте качество выполнения дополнительных заданий. Помогайте ребёнку.
  5. Уделите особое внимание чтению.

Памятка для родителей первоклассников

  1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов.

  1. Обязательно посещайте все собрания для родителей.

  1. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребёнка. Радуйтесь успехам,

не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

  1. Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливостью, изматывающим ребёнка. Главное – возбуждать интерес к учению.



Предварительный просмотр:

Занятие

Семья и семейные ценности.

Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.

Задачи:

  • раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
  • расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
  • способствовать развитие интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
  • формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
  • воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (радуга и ромашки), фломастеры, клей-карандаш, белая бумага.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Звучит «Песенка о счастливой семье»
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на занятии, тема которого «Семья и семейные ценности».

  1. Целеполагание

     Наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.  Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? А для вас что значит «семья»?

(ответы детей).

  Семья – это место, где человек учится любить. С самого рождения ребенка окружают мама, папа, бабушки, дедушки, его любят, заботятся о нем, и ребенок, видя такое отношение, тоже дарит любовь, нежность и заботу своим близким.

  1. Работа с темой

В Толковом словаре  дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников»

Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.

(Высказывания ребят)

Как вы думаете, когда появилось слово «семья»?

(Предположения)

(Чтение стихотворения )

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя? 

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.

Почему именно семь?

Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь.

(На слайде  появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)

Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал:  сердцевинки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.

(Индивидуальная творческая работа, ребята приклеивают свою ромашку на доску)

  Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.

Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?

(Высказывания ребят)  

Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.

Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас поделиться на команды и попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались по словечкам. Помогите им вновь встать на свои места.

В семье / любовь / да совет, / так и нужды нет.

Не будет / добра, / коли в семье / вражда.

Семья / без детей, / что цветок / без запаха.

Родители / трудолюбивы, /  и дети / не ленивы.

( На доске выведены части пословицы. Необходимо составить пословицу и объяснить ее смысл)

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание – на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это  обычные принятые в семье нормы, манеры  поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Какие традиции есть в ваших семьях?

(Высказывания ребят)

  Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является  самым уважаемым членом семьи. Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу. Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?

(Высказывания ребят)

Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?

(Высказывания ребят)

Общий вид деятельности в семье – еще одна древняя традиция. Именно так создавались целые династии (многие поколения одной семьи), занимающиеся одним делом. Например, династия врачей, учителей, строителей. Есть у кого-нибудь из вас в семье династии?

Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?

(Высказывания ребят)

Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.  Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?

(Высказывания ребят)

Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция. У кого из вас есть такая традиция?

 (Ребята поднимают руки)

Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по субботам можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.

Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?

(Высказывания ребят)

Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.

Давайте попробуем выбрать составляющие крепкой и дружной семьи.

 (На слайде  перечень слов, среди них необходимо выбрать те, которые характеризуют счастливую семью)

Ответ: уют, спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие.

Все это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Как вы понимаете это понятие?

(Высказывания ребят)

Верно. Это общие интересы всей семьи. Мы с ними не рождаемся.

Итак, семейные ценности

  • не передаются по наследству;
  • их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Семья ассоциируется с магическим числом – 7. А какое природное явление тоже имеет число 7? Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. И сейчас мы с вами построим «радужную семью». Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.

 (На столах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)

***

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное -
любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе -
дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолжение рода. Пусть струится!
Потом
забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое -
терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое -
ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое —
уважение. Только с ним
Приобретешь успех, признание общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое –
чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива,  где полностью.

Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе».

«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

- Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?

- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.

- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.

- Что такое могила?

Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?

- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.

Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?

(Высказывания ребят)

Только люди знают своих родственников, помнят их.

Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, кто поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди.

Подчеркивая важность семьи, люди учредили праздник – Международный день семьи, который отмечается 15 мая.

Напоследок предлагаю вам отгадать загадки, посвященные семье. Загадки эти необычные. Чтобы их отгадать, нужно очень хорошо подумать.

1)В дружной, большой и счастливой семье –
У братьев семерых есть по сестре.
Подберите к замочку отмычку –
Сколько в этой семейке сестричек?
(одна)
2) Два отца и два сына
Купили три апельсина.
Каждому один достался,
Никто без фрукта не остался.
Как могло такое быть?
Как смогли так поделить?
(апельсины покупали дед, отец и сын)
3) Отец и сын попали в аварию, машины «Скорой помощи» отвезли их в разные больницы. Мальчику нужно было делать срочную операцию, но, увидев, его, хирург сказал: «Я не смогу его прооперировать, ведь это мой сын!» Могло ли такое быть?
(да, если хирург – мама мальчика)
4) У пятерых учителей
Есть любимый брат Сергей.
У Сергея же притом
Не сыщешь братьев днем с огнем.
Тайну эту как открыть?

Может ли такое быть?(да, если учителя – женщины, поэтому у Сергея нет братьев – только сестры)
5) Отца Мэри можно счастливым назвать –
Ведь у него дочерей целых пять!
Правда, теперь проблема одна –
Он забывает их имена!
Чичи, Чече, Чача и Чучу,
А младшую как называют сестру?
(Мэри)

  1. Рефлексия
    Давайте подведем итог нашему занятию. Что нужно человеку для счастья?  Какие самые главные семейные ценности?

В одиночку человеку трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется разделить с кем-то радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

 И в завершении разговора предлагается  стих:

                          ***

Семья –это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

(В завершении ребята забирают с собой ромашки и радугу)

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...

Рекомендации родителям первоклассников Адаптация первоклассников: советы родителям

Статья адресована родителям. В ней даны рекомендации родителям первоклассников по адаптации первоклассников в школе....