Главные вкладки

    памятка для родителей Как помочь ребёнку делать уроки
    статья

    Антонова  Зульфия Исламгалеевна

    Рекомендации родителям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka_dlya_roditeley_kak_pomoch_rebyonku_delat_uroki.docx27.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  Как помочь ребёнку сделать уроки.

    1.У ребенка должно быть строго определено время занятий. Благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и быстрее устанавливается устойчивое рабочее состояние.

    2.Уроки следует делать в отведенном для этого и правильно оборудованном месте.   У Вашего ребенка должно быть свое рабочее место для приготовления уроков.

    Нередко приходится наблюдать, как, садясь заниматься с самыми лучшими намерениями, учащиеся то и дело вынуждены отвлекаться: то понадобится карандаш, то нет ластика, то надо поискать линейку и т.п. На это уходит много времени, а главное –это отвлекает внимание на посторонние дела. В связи с этим одним из способов экономии времени  и повышения продуктивности работы является установление порядка на рабочем месте. Здесь можно вспомнить Систему 5С (Сортировка, Соблюдение порядка, Содержание в чистоте, Стандартизация, Совершенствование), принятую в компании Тойота. Важно грамотно организовать системы хранения:

    • карандаши сложить в специальные стаканы, книги расставить на дополнительных полках, сложить тетради в ниши и выдвижные ящики.
    • использовать магнитные, пробковые, грифельные доски, на которых удобно оставлять важные пометки и крепить записки. Дети часто забывают что-то, поэтому такой предмет будет приучать его к самоорганизации.

    На столе школьника во время работы обычно находится много книг, тетрадей, черновиков.  Во всем этом нужно завести определенный  порядок  и  всегда  его поддерживать. Например, все, с чем работать уже не придется (исписанные листы, черновики, тетради и лишние книги сделанных уроков), можно складывать справа от себя или вообще убирать со стола. Все, что еще потребуется (линейка, карандаш, чистая бумага и пр.), лучше класть слева от себя.  Книгу, тетрадь, письменные принадлежности и др., т.е. чем пользуется в настоящий момент, удобнее положить перед собой. На письменном столе не должно быть лишних предметов, чтобы не тратить время на поиски необходимого.

    3. Тишина. Следует устранять из окружающей учащегося обстановки все, что могло бы отвлечь от приготовления уроков (телевизор, музыкальные проигрыватели, какой-либо бытовой шум). Шум или музыка, сопровождающие школьника во время выполнения уроков, не только способствуют рассеиванию внимания, но и вызывают головные боли, раздражительность, повышение давления, изменение сердечного ритма и снижение остроты слухового восприятия. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сконцентрироваться, нельзя разрешать выполнение домашнего задания, сидя рядом с включенным плеером или телевизором.  Не следует отвлекать учащегося от занятий разговорами с ним или в его присутствии, какими-либо мелкими поручениями.

    4. Свежий воздух. Во время умственного труда приток крови к мозгу увеличивается до 10 раз и возрастает потребность организма в кислороде. Присутствие в воздухе табачного дыма, неприятных запахов или избыточного количества углекислого газа отрицательно сказывается на работоспособности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания нужно обязательно проветрить комнату. В теплое время года готовить уроки следует при открытых окнах и форточках. В случае проветривания помещения в зимнее время наиболее эффективным является широкое открывание окна или двери балкона на 1-2 мин – это способствует быстрому обмену воздуха и менее охлаждает помещение, чем проветривание в течение более длительного времени через чуть открытое окно.

    5. Освещение. Если у Вас нет возможности организовать рабочее место напротив окна, можно установить стол справа или слева от него. Необходимо учесть, какой рукой пишет Ваш ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ваш ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Лучше всего для рабочего стола школьника подходит настольная лампа на гибкой ножке, свет должен быть оптимальным – не слишком тусклым, но и не особо ярким. Недостаточное освещение не только вызывает быстрое утомление глаз, но и снижает уровень мозговой активности. Однако слишком яркий свет также способствует быстрому утомлению. Если ребенок делает уроки вечером, одной настольной лампы мало. Не должно быть резкого перепада освещения, поэтому включайте одновременно и верхний свет, и настольную лампу. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт. На столе не должно быть никаких блестящих предметов, поверхность его должна быть матовой, иначе происходит утомление глаз, а вслед за этим и падение работоспособности.

    6. Правильное положение учащегося во время занятий. Наклон книги должен быть таким, чтобы от верхних и нижних строк было одинаковое расстояние до глаз. Расстояние до глаз при нормальном зрении должно быть 35 – 40 см. (Не рекомендуется читать лежа, а также читать в транспорте, так как дрожание книги значительно увеличивает утомление глаз.) Для предупреждения близорукости важно также через каждые 20 – 30 мин чтения делать кратковременный перерыв для отдыха и при этом смотреть вдаль.

    Следует знать признаки утомления глаз и предотвращать их появление: ощущение тяжести в глазных яблоках, мелькание в поле зрения, а затем тяжесть в голове, головная боль.

    При письме ручку следует брать за 4-5 см от кончика. Допустимая продолжительность непрерывного письма: в возрасте 7-10 лет – 10 мин, в 10-12 лет – 15 мин, в 12-15 лет – 20 мин, в 15-18 лет – 25-30 мин. При чтении и заучивании наизусть поза может быть более свободной, чем при письме, но вредно сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись.

    1. Порядок выполнения уроков.

    Если ребенок входит в работу легко и вначале работаете с подъемом, более продуктивно чем к концу занятий и относительно быстро утомляется, то следует начинать приготовление домашнего задания с наиболее трудного задания. Если он втягивается в работу медленно,  много  времени  тратит  на  «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, усталость появляется не так скоро, то такому ученику надо начинать с более легких заданий и постепенно переходить к трудным.

    8. Перерывы между занятиями. Неподвижное или почти неподвижное положение за столом во время приготовления уроков ведет к ухудшению снабжения головного мозга кислородом, в котором он усиленно нуждается как раз в это время. К тому же длительная однообразная работа сама по себе постепенно вызывает торможение нервной системы, что появляется сонливостью и ухудшением внимания. Поэтому во время приготовления уроков следует делать небольшие перерывы, необходимые для повышения работоспособности, во время которых следует выполнить несколько физических упражнений. Среди них особенно полезны ходьба, наклоны туловища, размахивание руками, их поднимание и опускание, разведение в стороны, повороты головы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими. Начинать перерыв между занятиями следует с нескольких глубоких вдохов для лучшей вентиляции легких. Длительных таких перерывов – 1-2 мин (по типу физкультминуток). После выполнения наиболее трудных заданий целесообразно сделать более длительный (до 10-15 мин) перерыв.

    Грубой ошибкой родителей является их требование к учащемуся не выходить из-за стола, пока он не сделает всех уроков. Напротив, необходимо приучить учащегося к разумному чередованию занятий и отдыха и настаивать на перерыве, если он, от желания сделать все как можно скорее, чтобы побыстрее отделаться, или от излишнего усердия занимается без перерыва.

    Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет:

    ·        для учащихся I класса – 1 час,

    ·        для учащихся II класса – 1-1,5 часа,

    ·        для учащихся III-IV классов – 1,5-2 часа,

    ·        для учащихся V-VII классов – 2-2,5 часа,

    ·        для учащихся VIII-IX классов – 3 часа.

     Излишне продолжительные домашние занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, так как сокращают продолжительность их пребывания на свежем воздухе или длительность сна.

    После окончания приготовления домашних заданий учащемуся необходимо отдохнуть. Но отдых означает прежде всего переключение с одного вида деятельности на другой, а не пассивное времяпрепровождение. Кроме того, даже при большом желании играть в компьютерные игры или смотреть телевизор после окончания приготовления уроков следует дать отдых зрению на 40-45 мин.

    1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
    2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
    3. Обращайтесь к классному руководителю за методической поддержкой! Учитель будет рад научить, подсказать, как лучше объяснить ребенку тот или иной школьный материал.
    4. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
    5. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
    6. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
    7. Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела. Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла».
    8. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
    9. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверно, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
    10. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно совместить настольную игру с уроками (сделали математику — прошли один уровень, прочитали рассказ — прошли второй уровень и т.д.), устроить квест, можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (составлять словарные слова из вырезанных букв, выполнять тесты онлайн и т.п.), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Возможностей разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много.
    11. Говорите об учителе только хорошо. Он — пример для подражания. Подрывая авторитет учителя в присутствии ребенка Вы наносите чаду психологическую травму.
    12. Сравнивайте ребенка с ним самим! Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
    13. Помните, ребенок — это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей. Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания?

    Обычно я раздаю эти памятки во втором классе, когда ребята начинают учиться выполнять домашнее задание....

    Памятка для родителей: "Как помочь ребёнку в подготовке домашнего задания".

      Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий....

    Памятка для родителей:"Как помочь ребёнку учиться"

    Памятка для родителей:"Как помочь ребёнку учиться"....

    Памятка для родителей "Как помочь ребёнку списывать с печатного текста"

    Памятка поможет родителям понять методику  и организовать помощь первокласснику при списывании с печатного текста....

    Памятка для родителей.Как помочь ребёнку учиться.

    Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок учился на одни четверки и пятерки, ведь успех в школьных делах – залог того, что в будущем он станет хорошим специалистом, найдет высокооплачиваемую работу...

    Памятка для родителей "Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания"

    Памятка для родителей "Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания"...